Файл: Государственная политика в сфере агропромышленного комплекса субъекта рф.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы государственного регулирования АПК
1.1 Содержание государственного регулирования АПК в России
1.2 Методы и формы государственного регулирования АПК
1.3 Инструменты реализации программы АПК
2 Анализ состояния АПК в Краснодарском крае
2.1 Оценка развития АПК в регионе
2.2 Основные направления повышения эффективности развития АПК в Краснодарском крае
3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
4) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
7) иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ [16].
Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:
1) показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;
2) балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
3) анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
4) данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
5) отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;
6) предложения по федеральным целевым программам на следующий год;
7) сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;
8) сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
9) сведения о социальном развитии села;
10) анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства [17].
Таким образом, в настоящее время развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов., поэтому необходимо регулировать сферы агропромышленного комплекса.
Ссылка: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=104&nd=201136764&collection=1
1.2 Методы и формы государственного регулирования АПК
Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций [11].
В сфере управления экономикой важна необходимость системного, комплексного анализа деятельности государственных органов. Именно поэтому формы и методы имеют важное значение для исследования регулятивной деятельности.
Решающее значение для регулирования и развития сельскохозяйственного производства имеют факторы, определяемые вмешательством государства в рыночную деятельность. Для воздействия на экономические процессы государство применяет основные методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия.
Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.
К методам прямого воздействия относятся:
– целевые программы развития отраслей, территорий, программы по решению важных социально-экономических проблем;
– индикативные планы;
– обязательные государственные заказы, закупки, контракты;
– лицензирование видов деятельности;
– нормативные материалы по правилам ведения тех или иных видов деятельности (бухгалтерская отчетность, учет ценных бумаг и др.);
– квоты, штрафы, ограничения, прямые запреты на производство товаров и услуг, осуществление видов деятельности;
– нормативы качества и требования к сертификации продуктов и технологий[3, С.61-62].
Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования. Они воздействуют на экономические интересы субъектов рыночных отношений опосредованно, предоставляя участникам рынка право выбора сфер деятельности и направлений применения капитала и доходов.
К этим методам относят:
– системы налогов, уровень налогообложения, налоговые льготы;
– процентные ставки, нормы банковских резервов;
– валютные и товарные интервенции;
– платежи за природные ресурсы и собственность;
– минимальная ставка заработной платы и минимальные социальные стандарты.
Административный и экономический методы взаимодополняют друг друга, поэтому наиболее оптимальное осуществление деятельности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов.
Действия государства в области регулирования рыночных отношений, рассматриваемые как его функции, должны реализовываться в следующих направлениях. Во-первых, это меры по поддержанию рыночного механизма, которые состоят в развитии институтов рынка (обеспечение правовой базы рыночных отношений) и сохранении конкуренции. Во-вторых, это меры по усилению, развитию рыночного механизма, которые проявляются в макроэкономическом регулировании экономики (сглаживание циклического развития, поддержание совокупного спроса и совокупного предложения, регулирование кредитных отношений и денежного обращения), распределительной и социальной политике (налоговая система, бюджетные расходы, трансферты, регулирование ценообразования, обеспечение занятости и перераспределение доходов),эффективной экспортно-импортной политике (защита внутреннего рынка, поощрение вывоза товаров промышленной переработки). В-третьих, обеспечение финансовой устойчивости хозяйств, повышение их доходности и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции (микроуровень).
Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений, при котором происходит влияние на общественные отношения по средствам воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.
Основа этого метода заключается совершенствовании и самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством. При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в
которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности. Метод убеждений применяется при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства и имеет императивный характер.
Помимо административных и экономических методов регулирования агропромышленного комплекса существуют и другие. В настоящее время существует одна из ключевых задач по формированию системы эффективных форм и методов государственного регулирования АПК, что отражено в приводимой ниже таблице.
Таблица 1 – «Формы и методы государственного регулирования АПК в Российской Федерации» [18]
Формы | Методы |
Правовое обеспечение | Принятие недостающих законодательных актов по регулированию АПК. Улучшение качества действующих законодательных актов, регулирующих систему АПК. Создание целостной системы не противоречащих друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых актов. |
Финансовая поддержка устойчивости доходов товаропроизводителей | Квотирование производителей продукции и сбыта. Дотации и компенсации. Гарантированная минимальная цена. Введение залоговых цен. Льготные, научно-обоснованные кредитование и налогообложение. Страхование. Закупка продовольствия в федеральные и региональные фонды. Поддержание устойчивого платежеспособного спроса населения. Защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов. Государственная гарантия кредитов. |
Инфраструктурное обеспечение | Принятие обоснованных нормативных актов по созданию инфраструктуры, работающей в интересах повышения устойчивости функционирования АПК Создание маркетинговой системы обслуживания Создание системы оптовых и розничных рынков. Создание системы земельных, инвестиционных, кооперативных банков. |
Материально-техническая поддержка | Отработка механизма лизинга. Долевое финансирование при производстве качественно новой техники и внедрении ключевых технологий. Льготное кредитование, налогообложение, ускоренная амортизация при производстве и использовании новой техники. |
Научное обеспечение | Финансирование ключевых направлений науки по проблемам устойчивости АПК. Финансирование затрат на воспроизводство научных кадров. Финансирование затрат на разработку ключевых технологий и техники на инвестиционной основе, отвечающей мировым стандартам. Оказание поддержки в формировании рынка нововведений путем; стимулирования заказов на наукоемкую продукцию, организации технопарков, техноинкубаторов и т.д. Частичное финансирование научно-методического консультирования. Безналоговая и льготная система вложений предпринимательских формирований в научное обеспечение устойчивости воспроизводства. |
Кадровое обеспечение | Организация системы государственной подготовки и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных подразделений АПК путем финансирования уровня подготовки до необходимых стандартов. Создание нормативно-правовой базы для функционирования частных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров АПК на уровне соответствующих мировых стандартов. |