ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема урока: Вводные слова, их группы по значению
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.дать понятие о вводных словах и словосочетаниях, научить видеть их в предложении;
2. развивать пунктуационные навыки, связанных с постановкой знаков препинания при вводных словах и словосочетаниях в письменной речи;
3. отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения предложений с вводными словами и словосочетаниями;
4. воспитывать любовь к русскому языку.
Х о д у р о к а.
I. Организационный момент
Эпиграф к уроку:
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова.
А. Кушнер
II. Повторение
Задание детям: расставить знаки препинания в предложениях (письменно).
Сыпь тальянка звонко сыпь тальянка смело.
Не шуми осина не пыли дорога
Пусть несётся песня к милой до порога.
Сыпь ты черёмуха снегом
Пойте вы птахи в лесу.
Вопросы:
1. Чем осложнены предложения?
2. В чём особенность обращений в данных предложениях?
3. А кто знаёт, что такое тальянка?
Работа со словарём (Тальянка – однорядная гармошка)
4. Кто назовёт автора этих строк? (С. А. Есенин)
III. Новая тема.
Слово учителя.
Вы люди взрослые, но я уверена, что вы любите сказки. Я прочитаю вам сказку о странных словах. А вы меня внимательно слушайте, потому что в этой сказке скрыта наша новая тема.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Синтаксис и Пунктуация. Синтаксис был строгим правителем, не любил беспорядка. Царица Пунктуация, конечно же, слыла красавицей.
Но была она, пожалуй, чуть легкомысленна, капризна, настроение её часто менялось. Она то восхищалась, то вопрошала, то уходила в тоску-печаль…
Впрочем, жили царь с царицей, как говорится, не тужили. Было у них, к радости общей, пять прекрасных детей: Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Определение, Обстоятельство. Дети росли здоровыми, любознательными, задавали много вопросов.
Но вот появились в этом царстве чу'дные слова, а может быть, и чудны'е, кто их разберёт. Были они разные. Гордые и серьезные так и норовили все мысли расставить по местам: во-первых, во-вторых, в-третьих... Надменные и самоуверенные выкрикивали: «Конечно! Разумеется! Безусловно! Очевидно! Бесспорно!» А тихие, скромные неуверенно произносили: «Вероятно, пожалуй, по-видимому, возможно наверно...». Слишком болтливые, невыдержанные сообщали источник информации (по слухам, по мнению, по сообщению, по-вашему, по-моему...).
В общем, народ эмоциональный. Но никто из членов Предложения водить дружбу с «эмоциональными» словами не спешил, вступать в какие- либо отношения не собирался.
Разумеется, положение неопределенности не устраивало чудные слова, стали они роптать и подали прошение царю, в котором, в частности, требовали: «Во-первых, выдать нам паспорт с именем и пропиской; во-вторых, узаконить наше пребывание в государстве; в-третьих, наградить знаками отличия...».
Добились, безусловно, чудные слова справедливости. Синтаксис ввёл их в предложение, потому и стали называться Вводными, разрешил им перемещаться свободно по всей территории Предложения. Да и царица Пунктуация выделила им подруг
— Запятые.
По мнению Главных и Второстепенных членов, Вводные слова им ничуть не мешают, напротив, с ними веселее.
Так и живут в том царстве дружно да весело.
Беседа по вопросам:
1. О чём сказка?
2. Что вы узнали из сказки о вводных словах?
Выводы:
1. Вводные слова выражают разные значения.
2. Вводные слова не являются членами предложения.
3. В предложении вводные слова выделяются запятыми.
4. В предложении вводные слова могут занимать любое положение.
Работа с учебником. Чтение § 37
- Что добавите к тому, что уже сказали?
Запись даты, темы урока
(Обращаем внимание на эпиграф: вводные слова важны, потому что дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чём мы говорим.
Постановка целей, задач урока.
Сегодня на уроке мы должны научиться:
1. находить, узнавать вводные слова;
2. определять их значение;
3. правильно произносить, писать вводные слова.
Работа с опорной таблицей «Группы вводных слов по значению».
Работа в группах (устно)
Задание 1 группе: используя таблицу, сгруппировать вводные слова по орфограммам.
Задание 2 группе: определить, какие части речи используются в качестве вводных слов.
Выводы:
Орфограммы:
1. удвоенная согласная (бесспорно, несомненно, естественно, несомненно)
2. Употребление дефиса в словах (по-моему, по-вашему, во-первых, во-вторых, по-видимому)
3. тся и ться в глаголах (кажется, разумеется, надо признаться)
4. существительные с предлогами (к счастью, по словам, по слухам)
Части речи:
1. имена существительные, чаще с предлогами (по словам, без сомнения, в частности, к несчастью);
2. наречия (безусловно, вернее, бесспорно);
3. глаголы в разных формах (разумеется, кажется, признаться, слыхать);
4. деепричастие с наречием или с существительным (короче говоря, мягко выражаясь, по совести говоря).
Сравнительный анализ предложений.
Вводные слова – коварные слова. В этом мы убедимся, сравнив предложения.
Определите синтаксическую функцию выделенных слов.
1. Издалека видно голубое море. | Видно, в смех над самим собой Пел я песнь о чудесной гостье |
2. Только своим трудом человек может чего-то добиться. | Может, завтра больничная койка Успокоит меня навсегда. |
Что значит твоё молчание? | Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. |
Вывод:
Одни и те же слова могут выступать то в качестве вводных, то в качестве членов предложения.
IV. Закрепление материала
Работа с предложениями (устно)
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию (вводные конструкции выделяются паузами и сравнительно быстрым произнесением). Укажите значение вводных слов.
1. Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
2. Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
3. Если не был бы я поэтом.
То, наверно, был мошенник и вор.
Работа с карточками (письменно)
Вставить в предложения подходящие по смыслу вводные слова.
Сергей Есенин – самый популярный русский поэт XX века. В мире мало поэтов, подобных Есенину. Есенин – это национальный мыслитель, и этим определяется любовь к поэту. Творчество Есенина отражает сложные изменения эпохи, в которую он жил.
Выборочный диктант (письменно)
1. Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.
2. Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
3. Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.
4. В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
5. Может быть, к вратам Господним
Сам себя я приведу.
6. И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
7. Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьётся в вышине.
8. Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
9. Да уж и я, конечно, стал не прежний.
V. Подведение итогов урока:
Вопросы:
1. Какие слова называются вводными?
2. Какие значения выражают вводные слова и словосочетания?
3. Как вводные слова выделяются в устной и письменной речи?
4. Как отличить вводные слова от членов предложения?
5. Для чего нужны вводные слова?
Задание: составить синквейн на тему «Вводные слова» (письменно).
Пример синквейна:
Вводные слова
Разные нужные
Помогают выражают выделяются
Нам нужны вводные слова.
Специальные слова
VI. Домашнее задание: § 37, упражнение .