ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
99
Рис. 3.4. Общая, средняя и предельная выручка
Таким образом, изменение предельной выручки
???????? фирмы влияет на уве- личение общей выручки
????????. Характер эластичности спроса будет оказывать вли- яние на динамику общей выручки
????????. Так, при эластичном спросе (????
????????
> 1) об- щая выручка
???????? увеличивается и значения предельной выручки ???????? положи- тельны. Если спрос неэластичен (
????
????????
< 1), то значения предельной выручки ???????? отрицательны и общая выручка
???????? сокращается.
Прибыль
???? определяется по формуле
???? = ???????? − ???????? = ???? ∙ (???? − ????????????).
(3.36)
Поскольку целью фирмы является максимизация прибыли, принцип мак- симизации используется как инструмент микроэкономического анализа для раз- работки прогноза поведения фирмы. В табл. 3.6 представлены способы максими- зации прибыли фирмы.
Таблица 3.6
Способы определения максимальной прибыли
Способ сопоставления
общих показателей (
????????, ????????)
Способ сопоставления предельных
показателей (
????????, ????????)
???? = ???????? − ????????
???? = ????????????при
∆????
∆????
= 0
???? = ????????????при ????, для которого наклон кривой об- щей выручки
???????? равен наклону кривой общих из- держек
????????
???????? = ????????
???? = ????????????при ???????? = ????????
100
Пример 3.5
Предположим, функция предельной выручки
???????? фирмы имеет вид ???????? =
30 − 2????, а функция совокупных (общих) затрат – ???????? = 4???? + 5. При каком объ- еме выпуска
???? фирма будет получать максимальную прибыль ????
????????????
? Какова ве- личина максимальной прибыли
????
????????????
фирмы? Как изменится прибыль
???? фирмы при увеличении выпуска на 2 ед.?
Решение
Определяем оптимальный объем выпуска
????, при котором фирма получает
????
????????????
:
???????? = ????????, где
???????? – предельная выручка фирмы; ???????? – предельные издержки фирмы.
???????? = (????????)
′
= (4???? + 5)
′
= 4;
???????? = 30 − 2????;
30 − 2???? = 4;
2???? = 26;
???? = 13 ед.
Определяем величину максимальной прибыли
????
????????????
:
???? = ???????? − ????????;
???????? = ????(????????) = ????(30 − 2????) = 30???? − ????
2
, при
???? = 13;
????????(13) = 30 ∙ 13 − 13 2
= 221 (ден. ед.);
????????(13) = 4 ∙ 13 + 5 = 57 (ден. ед.);
???? = ???????? − ???????? = 221 − 57 = 164 (ден. ед.).
Прибыль при увеличении выпуска на 2 единицы:
???? = ???????? − ????????;
????????(15) = 30 ∙ ???? − ????
2
= 30 ∙ 15 − 15 2
= 225 (ден. ед.);
????????(15) = 4 ∙ 15 + 5 = 65 (ден. ед.);
???? = ???????? − ???????? = 225 − 65 = 160 (ден. ед.).
При увеличении объема выпуска прибыль
???? фирмы сокращается на 4 ден. ед.
Ответ:
???? = 13 ед., ???? = 164 ден. ед., ???? сократится на 4 ден. ед.
101
Таким образом, при максимизации прибыли фирма сталкивается с тем, что:
выбранные объемы факторов производства и выпусков представ- ляют собой выполнимуюпроизводственную программу;
выбранные комбинации более прибыльны, чем другие выполнимые варианты, которые фирма могла применить.
Рассмотрим два периода, в которых цены на факторы производства и вы- пускаемую продукцию разные.
Так, в период времени
????:
цена на продукцию ????
????
, цена на капитал
????
????
и цена на труд
????
????
;
объем выпуска ????
????
, количество капитала
????
????
и количество труда
????
????
В период времени
????:
цена на продукцию ????
????
, цена на капитал
????
????
и цена на труд
????
????
;
объем выпуска ????
????
, количество капитала
????
????
и количество труда
????
????
В случае если за период от
????до ???? фирма максимизирует прибыль при неиз- менной производственной функции, то соблюдаются неравенства:
????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
≥ ????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
(3.37) и
????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
≥ ????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
− ????
????
∙ ????
????
(3.38)
Другими словами, при ценах в период
???? прибыль фирмы больше, чем при использовании производственной программы периода
???? при этих ценах, и наобо- рот. Нарушение одного из двух неравенств свидетельствует о том, что фирма не может максимизировать прибыль. Соблюдение неравенств (3.37) и (3.38) явля- ется слабой аксиомой максимизации прибыли
????????????????.
Проведем ряд математических действий.
В неравенстве (3.38) обе части поменяем местами:
−????
????
∙ ????
????
+ ????
????
∙ ????
????
+ ????
????
∙ ????
????
≥ −????
????
∙ ????
????
+ ????
????
∙ ????
????
+ ????
????
∙ ????
????
(3.39)
Добавим к неравенству 3.39 неравенство 3.37:
(????
????
− ????
????
) ∙ ????
????
− (????
????
− ????
????
) ∙ ????
????
− (????
????
− ????
????
) ∙ ????
????
≥ (????
????
− ????
????
) ∙ ????
????
− (????
????
− ????
????
) ∙
∙ ????
????
− (????
????
− ????
????
) ∙ ????
????
(3.40)
102
Преобразуем:
(????
????
− ????
????
) ∙ (????
????
− ????
????
) − (????
????
− ????
????
) ∙ (????
????
− ????
????
− (????
????
− ????
????
) ∙ (????
????
− ????
????
) ≥ 0. (3.41)
Конечный результат:
∆???? ∙ ∆???? − ∆???? ∙ ∆???? − ∆???? ∙ ∆???? ≥ 0.
(3.42)
Это неравенство свидетельствует, что конечный результат должен быть положительной величиной.
Рассмотрим несколько вариантов.
1-й вариант. Предположим, за период от
????до ???? меняется только цена про- дукции, а
???? = ???????????????????? и ???? = ????????????????????. Неравенство принимает вид
∆???? ∙ ∆???? ≥ 0.
(3.43)
Таким образом, кривая предложения фирмы, которая максимизирует при- быль, имеет положительный наклон.
2-й вариант. Предположим, за период от
????до ???? меняется только цена капи- тала, а
???? = ???????????????????? и ???? = ????????????????????. Неравенство принимает вид
−∆???? ∙ ∆???? ≥ 0.
(3.44)
Значит, спрос на капитал будет уменьшаться или останется без измене- ний – кривая спроса будет иметь отрицательный наклон.
3-й вариант. Предположим, за период от
????до ???? меняется только цена труда, а
???? = ???????????????????? и ???? = ????????????????????. Неравенство принимает вид
−∆???? ∙ ∆???? ≥ 0.
(3.45)
Следовательно, спрос на труд будет уменьшаться или останется без изме- нений – кривая спроса будет иметь отрицательный наклон.
Неравенства, через которые выражается слабая аксиома максимизации прибыли
????????????????, и рассмотренные варианты позволяют:
выявить ограничения в поведении фирмы;
дать оценку применяемой технологии;
провести прогноз поведения фирмы в иной среде или для других це- лей экономического анализа.
103
3.5. Характерные черты рыночных структур
Рынок представляет собой сферу конкурентного взаимодействия фирм и покупателей. Выпускаемая фирмами продукция может иметь некоторые отли- чия, не препятствующие ее взаимозаменяемости. Степень взаимозаменяемости товаров различных фирм определяется перекрестной эластичностью спроса.
Если значение коэффициента перекрестной эластичности
????
????????
принимает поло- жительное значение, то товары взаимозаменяемы и увеличение цены
???? на один из товаров приведет к повышению спроса на другой товар. Это означает, что, несмотря на некоторые различия между товарами, они входят в единую товар- ную группу, а их продавцы – в одну отрасль.
Отраслевой рынок имеет свои характерные черты, с помощью которых определяется тип рыночной структуры. Под рыночной структурой понимают со- вокупность отраслевых особенностей организации рынка, которые обуславли- вают способ установления рыночной цены, объема выпуска продукции и харак- тер взаимодействия фирм отрасли (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Характерные черты основных рыночных структур
Характерные
черты
Тип рыночной структуры
Совершенная
конкуренция
Монополистиче-
ская конкурен-
ция
Олигополия
Монополия
Количество продавцов
Множество
Много
Мало
Один
Рыночная доля продавца
Незначитель- ная
Небольшая
Значительная
Большая
Количество по- купателей
Множество
Множество
Множество
Множество
Тип продукта
Стандартизи- рованный
Дифференциро- ванный
Стандартизиро- ванный и диффе- ренцированный
Уникальный
(отсутствуют близкие заме- нители)
Отраслевые ба- рьеры
Отсутствуют
Отсутствуют
Технологические и экономические
Вход заблоки- рован
Степень ры- ночной власти
0 0,3–0,5 0,6–0,8
≈ 1
104
Характерные
черты
Тип рыночной структуры
Совершенная
конкуренция
Монополистиче-
ская конкурен-
ция
Олигополия
Монополия
Тип поведения Автономность поведения фирм (фирмы не учитывают реакцию кон- курентов)
Отсутствие стра- тегического пове- дения (большое количество про- давцов)
Фирмы учиты- вают возможную реакцию конку- рентов
Отсутствие стратегиче- ского поведе- ния (один про- давец)
Условия уста- новления рав- новесной цены
???? = ????????????????
= ????????????????
????????????
???? = ????????????????
Зависит от типа взаимодействия фирм
???? = ????(1 +
1
????
????????
)
Тип отрасли
Сельское хо- зяйство
Легкая промыш- ленность
Автомобильная, электротехниче- ская, черная и цветная металлур- гия
Железнодо- рожный транс- порт, энерге- тика, комму- нальное хозяй- ство
Рыночная доля продавца на рынке определяется индексом концентра- ции
????????, показывающим контролируемую долю рынка группой фирм:
????????
????
= ∑
????
????
????
????
????=1
,
(3.46) где
???? – величина рыночного предложения; ????
????
– рыночная доля отдельной фирмы;
???? – число фирм.
Значение индекса концентрации показывает, насколько концентрирован рынок данного товара. Так, если на рынке для четырех фирм индекс меньше 35 %, то рынок считается слабоконцентрированным. Существенным недостатком ин- декса концентрации является то, что не учитывается неравенство в распределе- нии долей фирм. Для наиболее точного представления о концентрации рынка ис- пользуют индекс Херфиндаля – Хиршмана
????
????????
, который определяется по следу- ющей формуле:
????
????????
= ∑
????
????
2
????
????=1
,
(3.47) где
????
????
– доля продаж отдельной фирмы (%);
???? – число фирм.
Значение индекса Херфиндаля – Хиршмана
????
????????
будет тем больше, чем бо- лее неравномерно распределены рыночные доли фирм. Так, в условиях монопо- лии индекс достигает значения, равного 10 000.
105
С помощью индексов концентрации можно определить, какой долей ры- ночной власти обладает фирма на рынке товара. Источником рыночной власти может служить не только доля фирмы на рынке, но и эластичность рыночного спроса. Показателем, характеризующим степень рыночной власти, является ин- декс Лернера:
????
????
=
????−????????
????
= −
1
????
????????
,
(3.48) где
???? – рыночная цена товар; ???????? – предельные издержки фирмы; ????
????????
– коэффи- циент эластичности спроса.
Таким образом, рыночная власть фирмы находится в обратной зависимо- сти от эластичности спроса по цене на товар. Фирма, которая обладает рыночной властью, будет устанавливать цену
???? выше предельных издержек ???????? на вели- чину, обратно пропорциональную эластичности.
В табл. 3.7 представлены основные типы рыночных структур – совершен- ная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Конкурентные условия на любом отраслевом рынке формируются под вли- янием движущих сил конкуренции.
Конкурентная сила отраслевых производителей зависит от числа фирм в отрасли и соотношения их производственных мощностей. Также будут оказы- вать влияние особенности производства, динамика и особенность рыночного спроса, финансовое положение фирм, условия выхода из отрасли и т. д.
Конкурентная сила покупателей заключается в их возможности влиять на цены и условия сделки и зависит от рыночной доли отдельного покупателя и из- держек замещения.
Конкурентная сила поставщиков состоит в их способности навязать усло- вия сделки и зависит от степени ограниченности ресурса, наличия заменителей и т. д.
Конкурентная сила потенциальных конкурентов проявляется в их возмож- ности влиять на ценовую политику отрасли посредством угрозы проникновения в отрасль.
Конкурентная сила товаров-заменителей состоит в их способности воздей- ствовать на уровень цен отраслевой продукции.
106
В какой бы рыночной структуре ни функционировала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса: следует ли ей оставаться в отрасли и про- изводить продукцию или прекратить свое существование? Если оставаться в от- расли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?
Для решения поставленных вопросов фирме следует руководствоваться основными правилами.
Правило 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная вы- ручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных из- держек производства данного количества товаров и услуг или
???? < ????????????.
Правило 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна при- держиваться принципа максимизации прибыли:
???????? = ????????.
3.6. Поведение фирмы и отрасли
в условиях совершенной конкуренции
Рассмотрим производственный выбор совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
????????.
Фирме в условиях совершенной конкуренции присущи следующие харак- терные черты: отсутствие рыночной власти на цену товара, отсутствие стратеги- ческого поведения на рынке товара, стандартизированный товар, абсолютная эластичность рыночного спроса на товар. Это означает, что фирма не может про- давать товар по цене больше равновесной (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Рыночный спрос (а) и спрос на товар совершенно конкурентной фирмы (б)
107
На рис. 3.5 показано, что рыночная цена на товар для совершенно конку- рентной фирмы задается рынком и принимается как
???? = ????????????????????. Средняя выручка
????????
????
фирмы определяется по формуле
????????
????
=
????????
????
????
????
=
????∙????
????
????
????
= ????
????
,
(3.49) где
????????
????
– общая выручка i-й фирмы;
????
????
– объем спроса на товар i-й фирмы;
????
????
– равновесная рыночная цена.
Предельная выручка фирмы
????????
????
рассчитывается по формуле
????????
????
=
∆????????
????
∆????
????
=
∆(????∙????
????
)
∆????
????
=
????
????
∙∆????
????
∆????
????
= ????
????
,
(3.50) где
∆????????
????
– приращение общей выручки i-й фирмы;
∆????
????
– приращение объема спроса на товар i-й фирмы;
????
????
– равновесная рыночная цена.
Сопоставляя формулы (3.49) и (3.50), можно сделать вывод, что для совер- шенно конкурентной фирмы правило максимизации прибыли
???????? = ???????? транс- формируется в условие
????
????
= ????????, так как ????
????
= ????????. Следовательно, фирма в условиях совершенной конкуренции извлекает максимальную прибыль при условии
????
????
= ????????.
(3.51)
Поскольку фирма в условиях совершенной конкуренции не имеет возмож- ности оказывать влияние на рыночную цену, то выбор объема предложения дол- жен быть сопоставим с условием
????
????
= ????????.
Пример 3.6
Фирма действует на рынке совершенной конкуренции, где присутствует большое число участников и отраслевой спрос на продукцию принимает вид
????
????
= 55 − ????. Предложение задано уравнением ????
????
= 2???? − 5. Общие (совокуп- ные) издержки фирмы принимают вид
???????? = 20 − 4 ∙ ???? + 0,5 ∙ ????
2
. Определите рыночную цену и объем выпуска, при которых фирма максимизирует прибыль.
Решение
1. Определяем равновесную цену на продукцию отрасли:
????
????
= ????
????
;
55 − ???? = 2 ∙ ???? − 5;
108 60 = 3 ∙ ????;
???? = 20.
Равновесная цена
????
????
= 20 ден. ед. Обратите внимание, что на рынке совер- шенной конкуренции равновесная цена будет единой для всех фирм отрасли.
2. Определяем объем выпуска фирмы на совершенно конкурентном рынке.
Используем условие (3.51) максимизации прибыли совершенно конку- рентной фирмы:
????
????
= ????????.
Функция предельных издержек определяется из функции общих (совокуп- ных) затрат – формула (3.31):
???????? = (????????)
′
;
???????? = (20 − 4 ∙ ???? + 0,5 ∙ ????
2
)
′
;
???????? = −4 + ????.
Переходим к условию
????
????
= ????????:
20 = −4 + ????;
???? = 24 ед.
3. Найдем прибыль при
????
????
= 20 ден. ед. и ???? = 24 ед.
???? = ???????? − ????????;
???? = ???? ∙ ???? − (20 − 4 ∙ ???? + 0,5 ∙ ????
2
);
???? = 20 ∙ 24 − (20 − 4 ∙ 24 + 0,5 ∙ 24 2
);
???? = 480 − 212 = 268;
????
????????????
= 268 ден. ед.
4. Проверка:
если ???? = 23 ед., то ???? = 460 − 192,5 = 267,5 < 268 ден. ед.;
если ???? = 25 ед., то ???? = 500 − 192,5 = 267,5 < 268 ден. ед.
Прибыль фирмы уменьшается как при сокращении, так и при увеличении выпуска продукции.
Ответ:
????
????
= 20 ден. ед., ???? = 24 ед., ????
????????????
= 268 ден. ед.
Рассмотрим предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосроч- ном периоде.