Файл: Вариант 10 Вопрос 1 Управление качеством продукции. Схема сертификации. Вопрос 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 10

Вопрос №1

Управление качеством продукции. Схема сертификации.



Вопрос №2

Зарубежный опыт конкурсов и премий в области качества.

(инфы много, но я просто хз насколько развёрнутый ответ нужен)

Первой среди национальных премий в области качества была Премия Японии за качество имени Деминга (Deming Application Prize – DAP)[2]. Премия учреждена в 1951 г. в честь всемирно известного американского ученого У. Э. Деминга для увековечивания его вклада в японскую индустрию и в поддержку развития управления качеством в Японии. Сначала в качестве соискателей премии рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, но в 1984 г. комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза и зарубежным компаниям. Для этого был учрежден специальный приз Японского комитета – приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies – DAPOC), условия присуждения которого были объявлены в 1987 г. В настоящее время Японский комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять премий.

  • 1. Премия Деминга для крупных компаний, которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC (контроль качества в масштабе всей компании) с использованием статистических методов.

  • 2. Премия Деминга для малых предприятий, достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов.

  • 3. Премия Деминга для подразделений, отличившихся в применении статистических методов в CWQC.

  • 4. Персональная премия Деминга отдельным лицам или группам, внесшим большой вклад в изучение и (или) распространение CWQC, используя статистические методы, или изучение и (или) распространение статистических методов для CWQC.

  • 5. Премия Деминга для зарубежных компаний, внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Критериями оценки претендующей на приз Деминга компании являются 48 показателей, объединенных в шесть основных групп, характеризующих деятельность претендента.


  • 1. Политика и цели.

  • 2. Организация и администрирование.

  • 3. Образование и распространение знаний.

  • 4. Выполнение.

  • 5. Результаты.

  • 6. Дальнейшие планы.

Оценка участников конкурса проводится по 100-балльной системе. Для получения премии Деминга требуется набрать не менее 70 баллов. Среди 129 обладателей премии Деминга такие известные компании, как Nippon Electric Со, Nissan Motor Со, Toyota Ltd, Fuji Xerox Со. Премию Деминга получали такие известные ученые в области качества, как К. Исискава и Г. Тагути.

Премия Деминга оказывает значительное воздействие на развитие управления качеством в Японии и многих других странах, особенно Юго-Восточной Азии. Компании- соискатели постоянно находятся в поиске новых подходов к управлению качеством. Президент индийской компании Sundaram-Clayton Ltd, лауреата Премии Деминга 1998 г., г-н Нарашимхан отмечает: "Мы нашли точки соприкосновения между японской и индийской культурами, как между учителем и учеником. Мы обучили наших сотрудников статистическим методам контроля качества, и они начали решать проблемы не интуитивно, а основываясь на полученных данных. Сейчас наши работники ведут работу по совершенствованию, участвуют в работе кружков качества, межфункциональных команд, групп по совершенствованию и различных целевых бригад".

Национальная премия (награда) качества М. Болдриджа в США была учреждена и утверждена Указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г.[3] Этому предшествовала большая работа по разработке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана. Он всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control – ASQC). Целью премии являлось повышение значимости качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялось ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Болдриджа (

Malcom Baldrige), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Болдриджа трем категориям компаний:

  • • бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);

  • • образование;

  • • здравоохранение.

Премия М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Появление этой премии было инспирировано DAP (призом Деминга), поэтому требования этих двух премий близки, например, в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Болдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны.

Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Болдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов – examiners board), состоящего примерно из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты.

Европейская премия качества (EFQM) – самая престижная европейская награда за достижение совершенства в бизнесе. Она находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например, в России это Премии Правительства РФ в области качества). Организации, участвующие в конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы, бизнес-процессов, системы управления[4].

Организатором и учредителем премии является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management – EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.

В конце 2001 г. эксперты EFQM разработали систему признания достижений организаций в области качества независимо от их размера, оборота и сферы деятельности – Уровни совершенства (
Levels of Excellence). Европейская премия качества является высшей ступенью Уровней совершенства EFQM.

Уровни совершенства включают следующие ступени, начиная с наивысшей:

  • • Европейская премия качества;

  • • Признание совершенства;

  • • Стремление к совершенству.

Рассмотрим специфику каждого уровня подробнее.

Европейская премия качества (ЕПК) – это соревнование организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования бизнеса в Европе (и в мире).

Участие в конкурсе требует подготовки отчета установленной формы объемом до 75 страниц. Его оценивает группа из 4-8 экспертов, в которую входят топ-менеджеры различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.

Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов для обследования на местах. Визит занимает до семи дней, в течение которых организация обязана предоставить экспертам возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.

По результатам обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей премии. Каждый участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо провести первоочередные улучшения, и рекомендации по их проведению.

Победители ЕПК определяются ежегодно в каждой из организационных категорий, причем может быть несколько победителей в одной категории. Они не имеют право участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.

Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках, визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя.