ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
117 воззрение. Интуиция есть один из методов, свойственный как философии, так и наукам, непосредственного постижения истины. И если разум нам даёт цельность и единообразие, то опыт даёт нашему знанию содержание. Так что проблема не в опыте, а в его осмыслении, ведь действительность не есть бессмысленное и хаотическое изучение отдельных друг от друга событий и явлений.
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
118
Вопрос 10. РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СМЕНЫ
ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. НАУКА
И ТЕХНИКА то представляет собой проблема роста научного знания? Существует несколько аспектов рассмотрения этой проблемы. Прежде всего, это расширение объема и содержания научных истин. Данный процесс сопровождается скачками, революциями, качественными отличиями в интерпретации одного и того же процесса, явления, предмета. Второй аспект рассмотрения данной проблемы начинается с рассмотрения вопроса: является ли данный процесс в целом кумулятивным
(накопительным) или антикуммулятивным, предполагающий постоянный отказ от прежних взглядов.
Основные положения кумулятивистской модели развития науки:
«Каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения; новое знание всегда совершеннее, лучше старого, оно точнее, адекватнее воспроизводит действительность…»
3
Вместе с тем, достаточно большое внимание уделено решению вопроса: участвуют ли социокультурные факторы (вненаучные) в росте научного знания или этот процесс объясняется строго самоизменением научного знания? Их обсуждение занимает основное место в работах К. Поппера, Т.
Куна, И. Лакатоса, Ст. Тулмина, П.
Фейерабенда, М. Полани и др. Например,
Поппер считает факты абсолютной ценностью науки, а Т. Кун определяет их необщезначимыми, зависящими от господствующей теории – «парадигмы», и в целом фактуальное знание
–
3
Философия и методология науки / Под ред.
В.И.Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 389.
4
Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс,
1977. – С. 23. некумулятивным. Согласно Куну, наука проходит в своём движении три фазы: допарадигмальную, парадигмальную и постпарадигмальную. Эти фазы можно представить как генезис науки, нормальную науку и кризис науки. Смены парадигм преодоления кризисных состояний выступают как научные революции
4
. Таким образом, качественные скачки в эволюции научного знания обусловлены спецификой развития научного знания, которая позволяет ставить вопрос о принципиальной несовместимости
(нетождественности принципов, лежащих в основаниях теорий) новых и старых теорий, благодаря которой целый ряд утверждений о свойствах и отношениях одной и той же предметной области расходится. Иными словами, кардинально изменяется сам способ интерпретации. Научная революция – сложнейшее явление, она детерминируется многими обстоятельствами, в том числе и психологического плана.
Одни теории сменяют другие, но каково их соотношение? По Куну, теории несоизмеримы. Такой вывод кажется поспешным в свете принципа соответствия, согласно которому старые теории
«сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где справедлива старая «классическая» теория, переходят [переходят в основном – А.К.] в выводы новой теории. Математический аппарат новой теории, содержащий некий характеристический параметр, значения которого различны в старой и новой области, при надлежащем значении характеристического параметра переходят в математический аппарат старой теории»
5 5
См.: Кузнецов И. В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. –
М.-Л.: ОГИЗ, 1948. – С. 114; Методологические принципы физики: История и современность /
[Н. Ф. Овчинников, А. А. Печенкин, Е. А. Мамчур и
Ч
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
119
Иными словами, принцип соответствия утверждает, что области применимости новой и старой теорий находятся в определенной корреляции друг с другом.
Вследствие этого граница между ними хотя и существует, но не только разделяет, но и связывает их между собой и поэтому относительна и достаточно прозрачна, представляя собой ни что иное, как определённые предельные процессы перехода, соответствующие переходу от одной относительной сущности к другой.
Такой гибкий характер связи современных классических теорий свое математическое выражение находит в том, что закономерности обеих теорий асимптотически сближаются друг с другом.
К вопросу о движущихся силах развития научного знания выделяют две альтернативные позиции: интернализм и
экстернализм. Интерналисты полагают движущей силой развития науки имманентно присущие ей внутренние цели и средства, а научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система, не зависящая от социокультурных условий. Экстерналисты, напротив исходят из убеждения, что «темпы развития научного знания и его содержание определяются социальными потребностями и культурными ресурсами общества, а не сами по себе эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания. др.; Отв. ред. Б. М. Кедров и Н. Ф. Овчинников], АН
ССР, ин-т истории ест-я и техники. – М.: Наука, 1975.
– 512 с.
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
120