Файл: Задание 18 Задание 24.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 24. Особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельной категории лиц.

Понятие и основания особого производства по делам в отношении отдельных категорий лиц

Задачи производства по делам в отношении отдельных категорий лиц предопределяются назначением уголовного судопроизводства и его реализацией при расследовании данной категории дел. Реализация положений ст. 6 УПК РФ при особом производстве по делам в отношении отдельных категорий лиц не исключает решения частных задач, свойственных только для данной стадии уголовного процесс16а.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает наличие свидетельского иммунитета, дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), а также особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, предусмотренных разделом XVII «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». К числу таковых относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.

Складывающиеся уголовно-процессуальные отношения по отдельным категориям лиц могут быть охарактеризованы понятием «уголовно-процессуальные иммунитеты и привилегии», в силу которых:

  1. отдельные лица освобождаются от исполнения некоторых процессуальных обязанностей;

  2. для некоторых категорий лиц устанавливаются особые гарантии обоснованности применения к ним мер процессуального принуждения или привлечения к ответственности.

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий должностных лиц, получившие закрепление в УПК РФ, можно определить как совокупность исключительных юридических норм, регулирующих особое условие и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности и производства по делу в отношении либо с участием определенной законом категории граждан, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий.

Служебный иммунитет не означает приобретение такими лицами личных выгод, но составляет гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим непосредственным юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы – независимости судей, разделения властей и др.


Назначение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц состоит в том, что законодатель, исходя из той роли, которую определенные лица играют в государстве и обществе, в целях обеспечения их непрерывной и бесперебойной деятельности, повышения независимости, а также для охраны нравственных и моральных ценностей установил особые процедуры привлечения их к уголовной ответственности.

Служебный иммунитет для различных категорий лиц имеет разный объем и может распространять свое действие на различные правовые отрасли. В соответствии с положениями гл. 52 УПК РФ ограниченный служебный иммунитет предоставлен названным в ней лицам. Производство в отношении этих лиц представляет собой общий порядок уголовного судопроизводства с изъятиями и дополнительными процессуальными гарантиями. Это в основном должностные лица государственных органов, деятельность которых требует особых гарантий их независимости или самостоятельности, однако особый порядок производства действует и в отношении адвокатов, которые состоят на службе в негосударственной организации.

Рассматриваемый особый порядок следует отличать от особой процедуры ведения уголовного процесса в отношении лиц, пользующихся международным (дипломатическим, консульским и т.д.) иммунитетом, который предоставлен им, в первую очередь, международным правом и в целом отличается еще большим объемом изъятий из ординарного строя судопроизводства.

Особый порядок уголовного судопроизводства, предусмотренный гл. 52 УПК РФ, в том или ином объеме и с теми или иными различиями применяется в отношении следующих категорий лиц (ч. 1 ст. 447):

  1. члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

  2. судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

  3. Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

  4. Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

  5. Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

  6. прокурора;

    1. Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

    2. руководителя следственного органа;

  7. следователя;

  8. адвоката;

  9. члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

  10. зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации17.


Процессуальный иммунитет указанных лиц обусловлен в ряде случаев наличием их особого правового статуса и базируется на нормах международного права, Конституции России и федеральном законодательстве.

Реализация положений уголовно-процессуального закона в отношении перечисленных лиц осуществляется с учетом статусного законодательства, регламентирующего правомочия, функции и меры защиты их неприкосновенности.

Следует отметить, что гл. 52 УПК РФ устанавливаются особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, касающиеся лишь тех ситуаций, когда перечисленные лица привлекаются к ответственности, то есть получают правовое положение подозреваемого или обвиняемого. Особенности их участия в уголовном судопроизводстве в качестве иных участников процесса определяются другими нормами либо не оговариваются вообще. В частности, ч. 3 ст. 56 УПК РФ устанавливает невозможность допроса в качестве свидетеля:

1. судьи, присяжного заседателя – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2. адвоката, защитника подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

3. адвоката – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4. священнослужителя – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5. члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Но эти положения теряют актуальность при осуществлении уголовного преследования в отношении указанных лиц, поскольку в этом случае у них появляется возможность вообще не давать показания.

Уголовное судопроизводство в отношении данных категорий лиц ведется в соответствии с общими требованиями уголовно-процессуального закона.

Дополнительные процессуальные гарантии установлены для производства следующих видов процессуальных и следственных действий:

- возбуждение уголовного дела;

- задержание;

- избрание меры пресечения в виде заключения под стражу;

- проведение следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности – обыск, выемка,


наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров;

- направление уголовного дела в суд;

- определение подсудности уголовного дела.

Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц

Согласно ч. 2 ст. 447 УПК РФ, порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, устанавливается с изъятиями, предусмотренными гл. 52.

Применительно к рассматриваемому вопросу исключения касаются порядка возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого, изменения обвинения, влекущего ухудшение его положения.

Кроме того, ряд изъятий содержится в правовых нормах, расположенных вне гл. 52 УПК РФ. Это правила, устанавливающие специальные основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (ч. 1 ст. 24 УПК РФ, ч. 1 ст. 27 УПК РФ), а также определяющие подследственность уголовных дел данной категории (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Рассмотрение и разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении определенного лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого (если уголовное дело было возбужденно в отношении другого лица или по факту совершения деяния) осуществляется согласно п. 1-14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ в особом порядке.

В первую группу входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется тремя особенностями:

- решение о возбуждении уголовного дела может принять только одно должностное лицо –Председатель Следственного комитета РФ;

- основанием такого решения может служить только представление Генерального прокурора Российской Федерации;

- для возбуждения уголовного дела требуется согласие соответственно Совета Федерации или Государственной Думы(п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Во вторую группу входят Генеральный прокурор Российской Федерации и Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется тремя особенностями:

-решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ может принять Председатель Следственного комитета РФ, а в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации

– исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета РФ;

-основанием такого решения может служить заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации, о наличии в действиях данного лица признаков преступления;


-для возбуждения уголовного дела требуется представление Президента Российской Федерации (п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

В третью группу входят судьи Конституционного суда Российской Федерации.

Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется следующими особенностями:

- решение о возбуждении уголовного дела может принять только одно должностное лицо – Председатель Следственного комитета Российской Федерации;

- для возбуждения уголовного дела требуется согласие Конституционного Суда Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

В четвертую группу можно объединить судей Верховного суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда. Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется тремя особенностями:

- решение о возбуждении уголовного дела может принять только одно должностное лицо –Председатель Следственного комитета РФ;

- для возбуждения уголовного дела требуется согласие Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации(п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

К пятой группе можно отнести всех иных судей (федеральных, в том числе военных, а также мировых). Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется двумя особенностями:

-решение о возбуждении уголовного дела может принять только одно должностное лицо –Председатель Следственного комитета РФ;

-для возбуждения уголовного дела требуется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

В следующую, шестую группу можно объединить депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возбуждение уголовного дела в отношении которых допускается лишь по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

В седьмую группу включены все лица, особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении которых выражается только в том, что решение о таком возбуждении может быть принято должностным лицом – Председателем Следственного комитета РФ. Это:

-председатель Счетной Палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ (п. 6 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

-Уполномоченный по правам человека в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

-Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).