ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я)
ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По курсовому проектированию по дисциплине
МДК 02.02 «Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронной техники»
На тему: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ РАДИОПРИЁМНОГО УСТРОЙСТВА
Для студентов дневного отделения
Специальность: №11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
Разработано преподавателем спецдисциплин Ермолаевой В.Г.
Рассмотрено и утверждено на заседании
Цикловой комиссии Связи, Электроники и Энергетики
Протокол №___________от__________2023 г.
Председатель ПЦК __________/Вахрушева Ю.П. /
г. Якутск 2023 год
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я)
ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»
Утверждено Председателем ПЦК Э и Э Протокол № _____ от «___» __________ 2023 г. ________________ /Вахрушева Ю.П./ |
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование
студенту 3 курса, группы РЭТ-20, специальности 11.02.02
«Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»
_____________________________________________________________________________
1. Тема курсовой работы: «Предварительный расчет радиоприемного устройства»
утверждена приказом ЯКСЭ №____ от «___» __________ 20___ г.
2. Исходные данные:
Рассчитать принципиальную схему радиоприёмного устройства.
Назначение радиоприёмного устройства | Диапазон принимаемых частот | Чувствительность ([мВ/м], [мкВ]) | Избирательность | Неравномерность усиления в полосе пропускания ВЧ тракта, не более, дБ | Спектр воспроизводимых частот, кГц | Действие АРУ | Вид модуляции | Тип усилительных элементов | Номинальная выходная мощность, Вт | |||
,МГц | ,МГц | по зеркальному каналу, дБ | по соседнему каналу, дБ | a | p | |||||||
| | | | | | | | | | | | |
3. Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих к разработке):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Консультант по разделам КП: _________________________________________________
Нормоконтроль: _______________________ / А. С. Данилова / «___» __________ 20___ г.
Дата выдачи КП «___» __________ 20___ г. Срок окончания «___» __________ 20___ г. | Руководитель КП: ________________/ Ермолаева В.Г./ |
ВВЕДЕНИЕ
Действующей учебной программой дисциплины МДК 02.02 «Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронных приборов» по специальности №11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники » предусмотрено выполнение курсового проекта (КП) студентами третьего курса очного обучения по тематике раздела « Предварительный расчет радиовещательного приемного устройства» .
Предлагаемое учебно-методическое пособие предусматривает методические указания по предварительному расчету приемного устройства. Курсовой проект является завершающим этапом изучения МДК 02.02, при этом требует знаний Раздела 4. «Методология применения настройки и регулировки радиоприёмных устройств», знание элементной базы усилительных устройств в области радиочастот, технологий разработки их электронных схем и оптимизации их схемотехники, назначение функциональных узлов в схеме супергетеродина и принципов их работы.Тематика КП позволяет также осуществить межпредметную связь с дисциплиной «Электронная техника», «Электротехника»,
« Радиотехнические цепи и сигналы».
Актуальность темы КП в том, что только владея методикой расчета электронных схем, можно связать воедино вопросы особенности выбора схемотехники , качественного функционирования узлов и диагностики и технического обслуживания электронной аппаратуры.
Объектом исследования являются приемные радиоэлектронные устройства.
Предметом исследования являются регулировки и настройки в цепях радиоэлектронных устройства и умелое пользование ими .
Цель КП : обеспечить формирование и развитие общих и профессиональных компетенций в области технического обслуживания РЭУ, на которые выходим через решение ряда задач:
-закрепить полученные знания в области расчета, схемотехники и функционирования супергетеродина;
-овладеть методиками настройки и регулировки параметров с целью обеспечения параметров приема требуемого класса качества.,
- приобрести практические навыки проектирования и минимизации схем и их анализа с целью выбора более рациональных и экономичных вариантов схемных решений.
Предварительный расчет как этап проектирования позволяет существенно сократить сроки проектирования, материальные затраты и повысить качество разработки радиоприемных устройств..
Методическое пособие дает представление о принципах построения радиоприемных устройств, содержит пошаговую методику их разработки, позволяет понять задачи, возникающие при проектировании.
Задания учебного курсового проекта содержит две темы:
1.Предварительный расчёт радиовещательного радиоприёмного устройства с амплитудной модуляцией.
2. Предварительный расчёт радиовещательного радиоприёмного устройства с частотной модуляцией Индивидуальные задания по каждой теме разработаны в вариантах, согласно списку обучающихся в группе. Тему курсового проекта задает преподаватель, вариант задается по списку студентов группы по журналу на текущий год.
Выполнение курсового проекта предусматривается на занятиях в объеме 20 часов. При выполнении курсового проекта необходимо использовать рекомендованную учебную литературу, в которой содержатся основные доказательства, обоснования описанных в пособии методов и предлагаемых для использования в процессе проектирования решений для более глубокой проработки вопросов, вошедших в рассматриваемый вариант курсового проекта.
Обязательна предварительная подготовка к занятию, проработка и выполнение заданий по пунктам расчета курсового проекта. В приложении пособия приводятся справочные материалы по транзисторам,. задание на КП, порядок выполнения, требования к оформлению. Материал пособия сформирован так, чтобы его в основном было достаточно для выполнения КП.
Методическое пособие по курсовому проектированию посвящено рассмотрению вопросов особенностей проектирования вещательных и связных приемников ЧМ сигналов, работающих в диапазоне УКВ.
Цель данного методического пособия : оказать методическую помощь по расчету радиоприемного устройства заданного типа,
Задачи:
-
Показать алгоритм расчета РПрУ, отразить этапы проектирования в их обязательной последовательности на стадии эскизного проектирования приемника, -
Обеспечить формирование навыков разработки функциональных схем РПрУ, включая введение необходимых эксплуатационных регулировок, -
Сформировать профессиональный подход к чтению электрических функциональных схем РПрУ
Курсовой проект по проектированию ЧМ приёмника должен содержать три основных раздела;
-
Предварительный расчет приёмника.
-
Электрический расчет заданных узлов и их характеристик
-
Заключение по результатам расчета
А также, в приложении к курсовому проекту обязательна Функциональная схема радиоприемного устройства со всеми необходимыми регулировками. Принципиальная схема заданного узла радиоприемника.
1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ПРИЕМНИКА
1.1 Выбор типа схемы приемника
Техническое задание на проектирование ЧМ приемника можно выполнить только по схеме супергетеродинного приема.
Возможно применение как однократного, так и двух кратного преобразования частоты. Применение двух кратного преобразования частоты дает возможность получить высокую избирательность по всем каналам, обеспечить высокую чувствительность.
Вместе с тем, двух кратное преобразование приводит к сильному усложнению схемы и конструкции приёмника, вызывает появление дополнительных мешающих каналов приёма. Поэтому, применять двух кратное преобразование следует только в том случае, если заданная избирательность по зеркальному каналу не может быть обеспечена при однократном преобразовании частоты или требования избирательности по мешающим каналам приема одинаково высокие.
( Привести схему супергетеродинного приема, дать назначение блоков и сделать привязку- за какие качественные показатели блоки отвечают.)
1.2 Выбор промежуточной частоты
При выборе промежуточной частоты следует руководствоваться следующими соображениями:
-
Промежуточная частота не должна находиться в диапазоне рабочих частот. -
Промежуточная частота не должна совпадать с частотами мощных радиостанций. -
При высокой промежуточной частоте легче обеспечить:
-
высокую избирательность по зеркальному каналу; -
широкую полосу пропускания; -
высокую линейность рабочей части и детекторной характеристикой
При низкой промежуточной частоте проще обеспечить:
-
высокую избирательность по соседнему каналу (высокую крутизну ската резонансной кривой); -
большое усиление ВЧ тракта, а следовательно, высокую чувствительность
Требования 3 и 4являются взаимно противоречивыми. Чаще всего при однократном преобразовании руководствуются компромиссным решением.
В качестве промежуточных могут быть использованы следующие частоты из стандартного ряда частот, утвержденного МКР
( международным комитетом по радиовещанию), на которых запрещено вещание, но которые рекомендованы для построения схем радиоприемников:
1,84; 2,2; 4,5; 6,5; 8,4; 10,7 МГц.
1.3 Расчёт полосы пропускания приёмника
Полоса пропускания приемника определяется шириной спектра принимаемого сигнала.
Ширина спектра ЧМ сигнала определяется:
Ш=2Fв(1+Mf+√Mf)
Где Fв - высокая частота спектра воспроизводимых частот
Мf –индекс модуляции, при радиовещании Мf=5, в связных приемниках можно принимать Мf=(2…3)
Полоса пропускаемых приемником частот, допускающих подстройку в процессе приема, (радиовещательные) определяется по формуле
П=Ш
Полоса пропускания должна быть равна ширине спектра вида работы- это обязательное условие для приема сигнала с минимальными шумами и искажениями.
Полоса пропускания приемников, обеспечивающая беспоисковую связь и бесподстроечное ее ведение, должна быть:
П=Ш +2Г(f c + fr)
где Г – коэффициент несовпадения ухода частоты передатчика и приемника
Г = (0,3 … 0,8)
fc и fr – соответственно абсолютные уходы частоты, их можно принимать
fc fr =(10-5 …10-6)fmax
1.4 Распределение заданной неравномерности усилителя
Приемники УКВ диапазона имеют рабочую частоту преселектора (входная цепь и УРЧ) во много раз больше, чем ширина спектра частот принимаемого сигнала. Это приводит к тому, что при конструктивно выполненных добротности контуров, частотными искажениями тракта РЧ можно пренебречь. Следовательно, все частотные искажения можно отнести на тракт ПЧ ( промежуточной частоты)и в расчетах принимать: