Файл: Предварительный расчет радиоприёмного устройства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я)
ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По курсовому проектированию по дисциплине

МДК 02.02 «Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронной техники»
На тему: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ РАДИОПРИЁМНОГО УСТРОЙСТВА

Для студентов дневного отделения

Специальность:11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Разработано преподавателем спецдисциплин Ермолаевой В.Г.

Рассмотрено и утверждено на заседании

Цикловой комиссии Связи, Электроники и Энергетики

Протокол №___________от__________2023 г.

Председатель ПЦК __________/Вахрушева Ю.П. /

г. Якутск 2023 год

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я)
ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»




Утверждено

Председателем ПЦК Э и Э

Протокол № _____

от «___» __________ 2023 г.

________________ /Вахрушева Ю.П./


ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование
студенту 3 курса, группы РЭТ-20, специальности 11.02.02
«Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

_____________________________________________________________________________

1. Тема курсовой работы: «Предварительный расчет радиоприемного устройства»
утверждена приказом ЯКСЭ №____ от «___» __________ 20___ г.

2. Исходные данные:
Рассчитать принципиальную схему радиоприёмного устройства.

Назначение радиоприёмного
устройства


Диапазон принимаемых
частот


Чувствительность ([мВ/м], [мкВ])

Избирательность

Неравномерность усиления
в полосе пропускания ВЧ тракта,
не более, дБ


Спектр
воспроизводимых частот, кГц


Действие АРУ

Вид модуляции

Тип усилительных элементов

Номинальная выходная мощность, Вт

,МГц

,МГц

по зеркальному каналу, дБ

по соседнему
каналу, дБ


a

p









































3. Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих к разработке):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Консультант по разделам КП: _________________________________________________

Нормоконтроль: _______________________ / А. С. Данилова / «___» __________ 20___ г.


Дата выдачи КП «___» __________ 20___ г.

Срок окончания «___» __________ 20___ г.

Руководитель КП:

________________/ Ермолаева В.Г./



ВВЕДЕНИЕ
Действующей учебной программой дисциплины МДК 02.02 «Методы настройки и регулировки устройств и блоков радиоэлектронных приборов» по специальности 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники » предусмотрено выполнение курсового проекта (КП) студентами третьего курса очного обучения по тематике раздела « Предварительный расчет радиовещательного приемного устройства» .

Предлагаемое учебно-методическое пособие предусматривает методические указания по предварительному расчету приемного устройства. Курсовой проект является завершающим этапом изучения МДК 02.02, при этом требует знаний Раздела 4. «Методология применения настройки и регулировки радиоприёмных устройств», знание элементной базы усилительных устройств в области радиочастот, технологий разработки их электронных схем и оптимизации их схемотехники, назначение функциональных узлов в схеме супергетеродина и принципов их работы.Тематика КП позволяет также осуществить межпредметную связь с дисциплиной «Электронная техника», «Электротехника»,

« Радиотехнические цепи и сигналы».

Актуальность темы КП в том, что только владея методикой расчета электронных схем, можно связать воедино вопросы особенности выбора схемотехники , качественного функционирования узлов и диагностики и технического обслуживания электронной аппаратуры.

Объектом исследования являются приемные радиоэлектронные устройства.

Предметом исследования являются регулировки и настройки в цепях радиоэлектронных устройства и умелое пользование ими .

Цель КП : обеспечить формирование и развитие общих и профессиональных компетенций в области технического обслуживания РЭУ, на которые выходим через решение ряда задач:



-закрепить полученные знания в области расчета, схемотехники и функционирования супергетеродина;

-овладеть методиками настройки и регулировки параметров с целью обеспечения параметров приема требуемого класса качества.,

- приобрести практические навыки проектирования и минимизации схем и их анализа с целью выбора более рациональных и экономичных вариантов схемных решений.

Предварительный расчет как этап проектирования позволяет существенно сократить сроки проектирования, материальные затраты и повысить качество разработки радиоприемных устройств..

Методическое пособие дает представление о принципах построения радиоприемных устройств, содержит пошаговую методику их разработки, позволяет понять задачи, возникающие при проектировании.

Задания учебного курсового проекта содержит две темы:

1.Предварительный расчёт радиовещательного радиоприёмного устройства с амплитудной модуляцией.

2. Предварительный расчёт радиовещательного радиоприёмного устройства с частотной модуляцией Индивидуальные задания по каждой теме разработаны в вариантах, согласно списку обучающихся в группе. Тему курсового проекта задает преподаватель, вариант задается по списку студентов группы по журналу на текущий год.

Выполнение курсового проекта предусматривается на занятиях в объеме 20 часов. При выполнении курсового проекта необходимо использовать рекомендованную учебную литературу, в которой содержатся основные доказательства, обоснования описанных в пособии методов и предлагаемых для использования в процессе проектирования решений для более глубокой проработки вопросов, вошедших в рассматриваемый вариант курсового проекта.

Обязательна предварительная подготовка к занятию, проработка и выполнение заданий по пунктам расчета курсового проекта. В приложении пособия приводятся справочные материалы по транзисторам,. задание на КП, порядок выполнения, требования к оформлению. Материал пособия сформирован так, чтобы его в основном было достаточно для выполнения КП.

Методическое пособие по курсовому проектированию посвящено рассмотрению вопросов особенностей проектирования вещательных и связных приемников ЧМ сигналов, работающих в диапазоне УКВ.
Цель данного методического пособия : оказать методическую помощь по расчету радиоприемного устройства заданного типа,


Задачи:

  1. Показать алгоритм расчета РПрУ, отразить этапы проектирования в их обязательной последовательности на стадии эскизного проектирования приемника,

  2. Обеспечить формирование навыков разработки функциональных схем РПрУ, включая введение необходимых эксплуатационных регулировок,

  3. Сформировать профессиональный подход к чтению электрических функциональных схем РПрУ


Курсовой проект по проектированию ЧМ приёмника должен содержать три основных раздела;


  1. Предварительный расчет приёмника.




  1. Электрический расчет заданных узлов и их характеристик



  1. Заключение по результатам расчета

А также, в приложении к курсовому проекту обязательна Функциональная схема радиоприемного устройства со всеми необходимыми регулировками. Принципиальная схема заданного узла радиоприемника.

1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ ПРИЕМНИКА
1.1 Выбор типа схемы приемника
Техническое задание на проектирование ЧМ приемника можно выполнить только по схеме супергетеродинного приема.

Возможно применение как однократного, так и двух кратного преобразования частоты. Применение двух кратного преобразования частоты дает возможность получить высокую избирательность по всем каналам, обеспечить высокую чувствительность.

Вместе с тем, двух кратное преобразование приводит к сильному усложнению схемы и конструкции приёмника, вызывает появление дополнительных мешающих каналов приёма. Поэтому, применять двух кратное преобразование следует только в том случае, если заданная избирательность по зеркальному каналу не может быть обеспечена при однократном преобразовании частоты или требования избирательности по мешающим каналам приема одинаково высокие.
( Привести схему супергетеродинного приема, дать назначение блоков и сделать привязку- за какие качественные показатели блоки отвечают.)

1.2 Выбор промежуточной частоты

При выборе промежуточной частоты следует руководствоваться следующими соображениями:

  1. Промежуточная частота не должна находиться в диапазоне рабочих частот.

  2. Промежуточная частота не должна совпадать с частотами мощных радиостанций.

  3. При высокой промежуточной частоте легче обеспечить:

  • высокую избирательность по зеркальному каналу;

  • широкую полосу пропускания;

  • высокую линейность рабочей части и детекторной характеристикой


  • При низкой промежуточной частоте проще обеспечить:

    • высокую избирательность по соседнему каналу (высокую крутизну ската резонансной кривой);

    • большое усиление ВЧ тракта, а следовательно, высокую чувствительность

    Требования 3 и 4являются взаимно противоречивыми. Чаще всего при однократном преобразовании руководствуются компромиссным решением.

    В качестве промежуточных могут быть использованы следующие частоты из стандартного ряда частот, утвержденного МКР

    ( международным комитетом по радиовещанию), на которых запрещено вещание, но которые рекомендованы для построения схем радиоприемников:

    1,84; 2,2; 4,5; 6,5; 8,4; 10,7 МГц.

    1.3 Расчёт полосы пропускания приёмника

    Полоса пропускания приемника определяется шириной спектра принимаемого сигнала.

    Ширина спектра ЧМ сигнала определяется:

    Ш=2Fв(1+Mf+√Mf)

    Где Fв - высокая частота спектра воспроизводимых частот

    Мf –индекс модуляции, при радиовещании Мf=5, в связных приемниках можно принимать Мf=(2…3)

    Полоса пропускаемых приемником частот, допускающих подстройку в процессе приема, (радиовещательные) определяется по формуле

    П=Ш

    Полоса пропускания должна быть равна ширине спектра вида работы- это обязательное условие для приема сигнала с минимальными шумами и искажениями.

    Полоса пропускания приемников, обеспечивающая беспоисковую связь и бесподстроечное ее ведение, должна быть:

    П=Ш +2Г(f c + fr)


    где Г – коэффициент несовпадения ухода частоты передатчика и приемника

    Г = (0,3 … 0,8)

    fc и fr – соответственно абсолютные уходы частоты, их можно принимать

    fc fr =(10-5 …10-6)fmax

    1.4 Распределение заданной неравномерности усилителя

    Приемники УКВ диапазона имеют рабочую частоту преселектора (входная цепь и УРЧ) во много раз больше, чем ширина спектра частот принимаемого сигнала. Это приводит к тому, что при конструктивно выполненных добротности контуров, частотными искажениями тракта РЧ можно пренебречь. Следовательно, все частотные искажения можно отнести на тракт ПЧ ( промежуточной частоты)и в расчетах принимать: