Файл: Творческая работа 3адание Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ребенку предлагается назвать одним словом группу картинок.

5. Назови общий признак.

Детям предлагается объяснить, что общее у предметов:

Огурец, помидор (овощи).

Ромашка, тюльпан (цветы).

Слон, муравей (животные).

Тарелка, ваза, чашка — …

Лист, трава, крокодил — …

6. Детям предлагается отгадать обобщающее слово по признакам и ситуации, в которой чаще всего находятся предметы, называемые этим словом:

Растут на грядке, в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на дереве, в саду, сладкие, вкусные.

7. Назови лишнее слово.

Детям предлагается назвать «лишнее» слово, а затем объяснить свой выбор.

а) Имена существительные.

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, мяч;

Пальто, шарф, шапка, сапоги, шляпа;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

Лошадь, корова, олень, баран, свинья;

Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

Зима, апрель, весна, осень, лето;

Мама, подруга, папа, сын, бабушка;

Море, озеро, река, мост, пруд;

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

Молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

Сыр, будка, мороженое, масло, творог;

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

Молко, сливки, сыр, сало, сметана;

Дом, сарай, изба, хижина, здание;

Береза, сосна, дерево, дуб, ель;

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

Месяц, день, год, небо, час;

Гнездо, муравейник, кора, курятник, берлога;

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

Минута, секунда, час, вечер, сутки;

Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) Имена прилагательные.

Грустный, печальный, унылый, глбокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зеленый;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный;

Дряхлый, старый, изношенный, ветхий;

Смелый, храбрый, злой, решительный;

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

Налил, насорил, вылил;

Подбежал, вошел, подошел.

Упражнения на формирование структуры значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы).


1. Детям предлагается посмотреть на картинки и объяснить, чем отличаются изображенные на них предметы.

Примерные пары картинок:

Помидор и тыква;

Тарелка и миска;

Грузовик и легковая машина;

Самолет и птица;

2. Детям предлагается подумать и назвать, для чего можно применять предметы.

3. Детям предлагается назвать сравнительную конструкцию с использованием слов-антонимов.

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: бабушку и внучку.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

4. Детям предлагается сравнить предметы по размеру, тяжести, скорости движения. В ответах употребить слова с противоположным значением.

Например: Заяц и черепаха. Заяц бегает быстрее, чем черепаха, черепаха ползет медленнее, чем заяц.

5. Детям предлагается закончить предложение словами с противоположным значением.

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом …

Сахар сладкий, а горчица …

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Сажа черная, а снег …

Лев смелый, а заяц …

Молоко жидкое, а сметана …

Работать трудно, а отдыхать …

Река широкая, а ручеек …

Днем светло, а ночью …

Сегодня мне весело, а вчера было …

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …

Переходя улицу сначала посмотри налево, а потом …

Кричат громко, а шепчут …

Я больна, но скоро буду …

Я живу близко от реки, а мой друг …

Продавец продает, а покупатель …

Друзья иногда ссорятся, а потом …

Легко заболеть, но трудно …

Воспитатель спрашивает, а дети …

Утром дети приходят в детский сад, а вечером…

Сначала гостей встречают, а потом …

При встрече здороваются, а при расставании …

Вечером ложатся в кровать, а утром …

6. Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, противоположное по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.

7. Детям предлагается заменить словосочетания одним словом.

Например: возвратиться домой – вернуться.

8. Детям предлагается придумать слова с противоположным значением.

9. Чем отличаются слова?

Детям предлагается объяснить, чем различаются слова, подобрать картинки, составить предложения со словами.



10. У кого это бывает?

Детям предлагается назвать, применительно к каким предметам используются слова:

Ручка (у кого есть, у чего есть) — …

Скажи по-другому (синонимы).

11. Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, похожее по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.

Здание – дом, Торопиться — спешить

Печаль – грусть, Крошечный — маленький

Конь – лошадь, Смелый — храбрый

12. Что обозначает слово.

Детям предлагается объяснить значение названного слова, показать действие с помощью движений, мимики, припомнить ситуации, когда им приходилось выполнять данное действие.

Детям предлагается объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук. Зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

Детям предлагается из нескольких картинок выбрать те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.

Детям предлагается в стихах и предложениях найти те слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы.

Например: Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы.

13. Какое слово точнее.

Детям предлагается подобрать из группы синонимов наиболее точный признак к каждому предмету.:

Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный.

14. Детям предлагается подумать и назвать как можно больше синонимов к заданному слову (слова, например: радость, печаль…). Побеждает тот, кто больше назовет слов.

15. Детям предлагается заменить заданное предложение другим, похожим по смыслу, например: Сегодня солнечный день. – Стоит ясный день.

16. Детям предлагается послушать стихотворение и указанные слова заменить похожими по смыслу словами.

Матросская шапка, веревка в руке

Тяну я кораблик по быстрой реке.

Упражнения на формирование семантических полей.

1. Детям предлагается назвать первое попавшееся слово на слово-стимул, а затем объяснить, почему припомнилось именно это слово.

Примерный перечень слов:

— Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

— Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

— Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.


— Быстро, весело, высоко, два, летящий.

2. Разложи по сходству.

Детям предлагается найти пару к картинкам и объяснить свой выбор:

Картинки для подбора: свитер, варежки, шарф; стол, деревянные грабли, забор, стул;

бутылка молока, сыр, мороженое, масло; хлеб, батон, бублик, рогалик.

3. Детям предлагается подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары:

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).

Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).

Стул – дерево, булка – (хлеб, колос, нож).

Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).

Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).

Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога).

Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).

Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска).

Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).

Кошка – котенок, курица – (утка, петух, цыпленок).

Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).

Курица – петух, кошка – (молоко, котенок, кот).

Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо).

Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос).

4. Детям предлагается продолжить смысловой ряд.

Гвоздь – молоток, шуруп — …

Дом – крыша, книга — …

Квадрат – куб, круг — …

Птица – яйцо, растение — …

Хорошо – лучше, медленно — …

Огонь – пожар, вода — …

Зерно – амбар, деньги — …

Электричество – выключатель, вода — …

Одежда – голый, обувь — …

Школа – обучение, больница — …

Человек – ребенок, собака — …

Резина – шина, сталь — …

Птица – гнездо, человек — …

Пальто – пуговица, ботинок — …

Утро – ночь, зима — …

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


3адание 2. Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.

«Скажи наоборот»

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

     Примерный речевой материал:

шар... (шары)

комар... (комары)

гриб... (грибы)

шкаф... (шкафы)

стол... (столы)

мяч... (мячи)

сапог... (сапоги)

петух... (петухи)

паук... (пауки)

пирог... (пироги)

дом... (дома)

глаз... (глаза)


лес... (леса)

окно... (окна)

ведро... (ведра)

корова... (коровы)

роза... (розы)

пила... (пилы)

лимон... (лимоны)

слива... (сливы)

тетрадь... (тетради)

книга... (книги)

кубик... (кубики)

ложка... (ложки)

мышка... (мышки)

  «Чего много?»

  Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

«Мой—моя—мое—мои»

Цель: в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.

     Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

«Посчитай».

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

       Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

  «Услышь ласковое слово».

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка;

сестра — сестричка;

голова — головушка;

зима — зимушка;

зерно — зернышко;

перо — перышко;