Файл: Творческая работа 3адание Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребенку предлагается назвать одним словом группу картинок.
5. Назови общий признак.
Детям предлагается объяснить, что общее у предметов:
Огурец, помидор (овощи).
Ромашка, тюльпан (цветы).
Слон, муравей (животные).
Тарелка, ваза, чашка — …
Лист, трава, крокодил — …
6. Детям предлагается отгадать обобщающее слово по признакам и ситуации, в которой чаще всего находятся предметы, называемые этим словом:
Растут на грядке, в огороде, используются в пище (овощи).
Растут на дереве, в саду, сладкие, вкусные.
7. Назови лишнее слово.
Детям предлагается назвать «лишнее» слово, а затем объяснить свой выбор.
а) Имена существительные.
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, мяч;
Пальто, шарф, шапка, сапоги, шляпа;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц;
Лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
Зима, апрель, весна, осень, лето;
Мама, подруга, папа, сын, бабушка;
Море, озеро, река, мост, пруд;
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;
Молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;
Сыр, будка, мороженое, масло, творог;
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
Молко, сливки, сыр, сало, сметана;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
Береза, сосна, дерево, дуб, ель;
Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;
Кисточка, карандаш, лист, краски, картина;
Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;
Месяц, день, год, небо, час;
Гнездо, муравейник, кора, курятник, берлога;
Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;
Минута, секунда, час, вечер, сутки;
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
б) Имена прилагательные.
Грустный, печальный, унылый, глбокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зеленый;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный;
Дряхлый, старый, изношенный, ветхий;
Смелый, храбрый, злой, решительный;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Налил, насорил, вылил;
Подбежал, вошел, подошел.
Упражнения на формирование структуры значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы).
1. Детям предлагается посмотреть на картинки и объяснить, чем отличаются изображенные на них предметы.
Примерные пары картинок:
Помидор и тыква;
Тарелка и миска;
Грузовик и легковая машина;
Самолет и птица;
2. Детям предлагается подумать и назвать, для чего можно применять предметы.
3. Детям предлагается назвать сравнительную конструкцию с использованием слов-антонимов.
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: бабушку и внучку.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
4. Детям предлагается сравнить предметы по размеру, тяжести, скорости движения. В ответах употребить слова с противоположным значением.
Например: Заяц и черепаха. Заяц бегает быстрее, чем черепаха, черепаха ползет медленнее, чем заяц.
5. Детям предлагается закончить предложение словами с противоположным значением.
Слон большой, а комар …
Камень тяжелый, а пушинка …
Золушка добрая, а мачеха …
Зимой погода холодная, а летом …
Сахар сладкий, а горчица …
Дерево высокое, а куст …
Дедушка старый, а внук …
Суп горячий, а компот …
Сажа черная, а снег …
Лев смелый, а заяц …
Молоко жидкое, а сметана …
Работать трудно, а отдыхать …
Река широкая, а ручеек …
Днем светло, а ночью …
Сегодня мне весело, а вчера было …
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …
Переходя улицу сначала посмотри налево, а потом …
Кричат громко, а шепчут …
Я больна, но скоро буду …
Я живу близко от реки, а мой друг …
Продавец продает, а покупатель …
Друзья иногда ссорятся, а потом …
Легко заболеть, но трудно …
Воспитатель спрашивает, а дети …
Утром дети приходят в детский сад, а вечером…
Сначала гостей встречают, а потом …
При встрече здороваются, а при расставании …
Вечером ложатся в кровать, а утром …
6. Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, противоположное по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.
7. Детям предлагается заменить словосочетания одним словом.
Например: возвратиться домой – вернуться.
8. Детям предлагается придумать слова с противоположным значением.
9. Чем отличаются слова?
Детям предлагается объяснить, чем различаются слова, подобрать картинки, составить предложения со словами.
10. У кого это бывает?
Детям предлагается назвать, применительно к каким предметам используются слова:
Ручка (у кого есть, у чего есть) — …
Скажи по-другому (синонимы).
11. Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, похожее по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.
Здание – дом, Торопиться — спешить
Печаль – грусть, Крошечный — маленький
Конь – лошадь, Смелый — храбрый
12. Что обозначает слово.
Детям предлагается объяснить значение названного слова, показать действие с помощью движений, мимики, припомнить ситуации, когда им приходилось выполнять данное действие.
Детям предлагается объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук. Зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.
Детям предлагается из нескольких картинок выбрать те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.
Детям предлагается в стихах и предложениях найти те слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы.
Например: Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы.
13. Какое слово точнее.
Детям предлагается подобрать из группы синонимов наиболее точный признак к каждому предмету.:
Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный.
14. Детям предлагается подумать и назвать как можно больше синонимов к заданному слову (слова, например: радость, печаль…). Побеждает тот, кто больше назовет слов.
15. Детям предлагается заменить заданное предложение другим, похожим по смыслу, например: Сегодня солнечный день. – Стоит ясный день.
16. Детям предлагается послушать стихотворение и указанные слова заменить похожими по смыслу словами.
Матросская шапка, веревка в руке
Тяну я кораблик по быстрой реке.
Упражнения на формирование семантических полей.
1. Детям предлагается назвать первое попавшееся слово на слово-стимул, а затем объяснить, почему припомнилось именно это слово.
Примерный перечень слов:
— Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
— Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
— Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
— Быстро, весело, высоко, два, летящий.
2. Разложи по сходству.
Детям предлагается найти пару к картинкам и объяснить свой выбор:
Картинки для подбора: свитер, варежки, шарф; стол, деревянные грабли, забор, стул;
бутылка молока, сыр, мороженое, масло; хлеб, батон, бублик, рогалик.
3. Детям предлагается подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары:
Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер).
Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).
Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).
Стул – дерево, булка – (хлеб, колос, нож).
Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).
Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).
Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога).
Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).
Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска).
Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).
Кошка – котенок, курица – (утка, петух, цыпленок).
Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).
Курица – петух, кошка – (молоко, котенок, кот).
Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо).
Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос).
4. Детям предлагается продолжить смысловой ряд.
Гвоздь – молоток, шуруп — …
Дом – крыша, книга — …
Квадрат – куб, круг — …
Птица – яйцо, растение — …
Хорошо – лучше, медленно — …
Огонь – пожар, вода — …
Зерно – амбар, деньги — …
Электричество – выключатель, вода — …
Одежда – голый, обувь — …
Школа – обучение, больница — …
Человек – ребенок, собака — …
Резина – шина, сталь — …
Птица – гнездо, человек — …
Пальто – пуговица, ботинок — …
Утро – ночь, зима — …
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
3адание 2. Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.
«Скажи наоборот»
Цель: усвоение образования слов во множественном числе.
Примерный речевой материал:
шар... (шары)
комар... (комары)
гриб... (грибы)
шкаф... (шкафы)
стол... (столы)
мяч... (мячи)
сапог... (сапоги)
петух... (петухи)
паук... (пауки)
пирог... (пироги)
дом... (дома)
глаз... (глаза)
лес... (леса)
окно... (окна)
ведро... (ведра)
корова... (коровы)
роза... (розы)
пила... (пилы)
лимон... (лимоны)
слива... (сливы)
тетрадь... (тетради)
книга... (книги)
кубик... (кубики)
ложка... (ложки)
мышка... (мышки)
«Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
стул — много стульев:
дерево — много деревьев;
перо — много перьев;
колесо — много колес;
тетрадь — много тетрадей.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель: в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Посчитай».
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
«Услышь ласковое слово».
Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.
Примерный речевой материал:
лес — лесок;
голос — голосок;
петух — петушок;
старик — старичок;
друг — дружок;
снег — снежок;
бок — бочок;
круг — кружок;
береза — березка;
шуба — шубка;
лошадь — лошадка;
корова — коровка;
капля — капелька;
рука — ручка;
нога — ножка;
береза — березонька;
ночь — ноченька;
дочь — доченька;
Оля — Оленька;
рука — рученька;
нога — ноженька;
подруга — подруженька;
лиса — лисичка;
вода — водичка;
сестра — сестричка;
голова — головушка;
зима — зимушка;
зерно — зернышко;
перо — перышко;