Файл: Степанов Степан Дмитриевич студент 2 курса кгпу им. В. П. Астафьева.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕКСТ №8
Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе
Человечество вступило в новую эру своего цивилизационного развития, которая называется «информационное общество». Информационное общество-общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. В условиях становления информационного общества неизбежны изменения системы образования. Под информационным образованием понимается то, что в учреждениях системы образования должны внедряться информационные средства, в том числе внедрение информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Информатизация образования – это процесс обеспечения образования методологией и практикой, разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, направленных на адаптацию человека к социализации в современном обществе и ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. Информатизация общества и информатизация образования – это взаимообусловленные процессы.
Изменение системы образования в целом в условиях информационного общества включает в себя:
-
непрерывность образования («образование через всю жизнь»); -
безграничные возможности информационных технологий в образовании обуславливают новую модель образования; -
образовательные процессы ориентируются на субъекта образования.
Процесс информатизации образования значительно расширяет роль учителя, дополнительно он становится координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками преподавания и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Информатизация процесса образования предполагает компьютеризацию образования; внедрение информационных технологий в образовательный процесс; подготовку кадров в области информационных компьютерных технологий; управление процессом, т.е. создание корпоративной сети системы образования, классов открытого доступа к сети Интернет, автоматизацию управленческой деятельности.
Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Компьютеризация образования представляет собой процесс, направленный на организацию и использование в обучении и воспитании детей, средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также овладение ими определенными знаниями, умениями, навыками и нормами поведения при использовании ИКТ.
Термин «информационные технологии» употребляется в связи с использованием компьютеров для хранения, передачи и обработки информации. Информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения: все большее признание получил интеграционный подход к обучению; познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путем традиционного заучивания; целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не просто приобретение знаний, навыков и умений; ориентированный на усредненного индивида подход сменяется индивидуальным психологическим подходом к обучаемому.
Важную роль в современно обществе стали играть коммуникационные технологии. Это технологии общения, связи, т.е. совокупность методов, устройств и механизмов обработки информации, используемых обществом для обмена информацией.
Понятием, обобщающим «информационные технологии» и «коммуникационные технологии», является термин «информационно-коммуникационные технологии», который описывает различные устройства и механизмы, способы и алгоритмы обработки информации.
Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Поэтому с младших классов детей надо обучать работе с компьютером. Применение информационно-компьютерных технологий уже в начальных классах не только развивает у детей информационную культуру, повышает эффективность и качество процесса обучения, активность познавательной деятельности, но и развивает личность ученика, готовит его к жизни в условиях информационного общества: развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, коммуникативные способности. Эффективность использования компьютерных технологий при обучении детей младшего школьного возраста свидетельствует, что мыслительная деятельность детей намного возрастает.
Информационная подготовка младших школьников реализуется в пяти направлениях:
-
В рамках предмета «Технология» изучение модуля «Практика работы на компьютере». -
Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников по освоению содержания различных учебных предметов на основе информационной деятельности с использованием компьютерных программных средств. -
Изучение информатики как отдельного учебного предмета. -
Организация творческой деятельности и развития способностей личности младших школьников с использованием средств информационно-коммуникационных технология (ИКТ). -
Внеурочная информационная деятельность с использованием ИКТ.
Цель современного урока – формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы. Учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика. Однако, электронная образовательная среда способствует формированию и новой роли учителя. В такой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами учителя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков – глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ
, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний.
В условиях компьютеризации образования в учебном процессе появляется ещё один участник – компьютер. При использование компьютера учитель может выступать только координатором действий ученика, что говорит об эффективности учебного процесса. Ученик при этом является активным субъектом учебной деятельности. «Ребенок может участвовать в учебном процессе как субъект лишь в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач», утверждал В.В. Репкин.
Специфика уроков с использованием информационных технология влияет на развитие умений, позволяющих эффективно осуществлять учебную деятельность. К таким умениям можно отнести умения осуществлять целеполагание, планировать свои действия, умения, связанные с поиском решения учебной задачи, действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Современные возможности компьютера могут способствовать в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
Цель обучения математике в начальных классах в проекте Концепции содержания непрерывного образования сформулирована следующим образом: развитие мышления, математического языка, умения оперировать знаково-символическими средствами; овладение системой математических понятий, общих способов действий; овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании. Реализация этой цели предполагает усвоение программного материала и развитие когнитивной сферы учащихся. Математическое образование, как и современное образование вообще, направлено не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на становление человека, обретение им своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
При разработке системы современного обучения младших школьников математике необходимо учитывать специфику предмета, возрастные особенности учащихся и возможности существующих образовательных информационных технологий. С одной стороны, овладение школьниками математикой с помощью информационных технологий позволяет создавать целостное представление о системе человеческих знаний и месте математики в ней. С другой стороны, использование таких технологий при обучении математике способствует развитии интереса школьников к предмету. Однако компьютерные технологии должны составлять лишь часть учебного процесса, дополнять другие средства обучения математике, разумно сочетаясь с традиционными технологиями.
Специфика изучения начального курса математики заключается в развитии умения учащихся создавать простейшие математические модели реальных объектов, оперировать абстрактными объектами, на доступном уровне обосновывать свои действия и суждения, грамотно используя математический язык.
В начальном курсе математики выделено несколько содержательных линий. Ведущей линией курса является линия числа, в которую входит изучение целых неотрицательных чисел выполнение арифметических действий над числами. Отдельно рассматривается линия задач, решаемых как арифметическим, так и практическим, графическим и алгебраическим способом. Алгебраическая линия в содержании начального курса математики включает в себя изучение числовых и буквенных выражений, числовых равенств и неравенств, уравнений с одной переменной. В геометрическую линию входят плоские и объемные геометрические фигуры, их свойства, преобразования, различные ситуации взаимного расположения и способы изображения фигур. Линия величин включает изучение геометрических и физических величин.
В соответствии с целями начального обучения математике, для овладения системой математических понятий могут быть использованы информационные ресурсы, направленные на:
-
получение информации по различным вопросам школьного курса математики, которую можно получить с помощью электронной библиотеки для учащихся и учителей начальных классов или электронного математического словаря-справочника; -
наблюдение за процессами, описываемыми математическими объектами.
Информационные ресурсы позволяют легко получить информацию, увидеть связь математики с жизнью, посмотреть на объекты с различных точек зрения. При этом важно, чтобы наряду с получением информации и наблюдением была организована практическая деятельность детей с реальными объектами. Причем, практическая деятельность должна предварять использование других методов познания, а также выполняться на других этапах обучения, в том числе на этапе применения знаний.
Разумное сочетание информационных и традиционных технологий обучения младших школьников позволит повысить уровень их математической подготовки, развить интерес к предмету и использованию различных средств получения образования, подготовит к жизни в информационном обществе.