Файл: Степанов Степан Дмитриевич студент 2 курса кгпу им. В. П. Астафьева.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, на этапе общего образования обучающиеся получили основы компьютерной грамотности и компьютерной компетентности. В высшей школе актуальным является подготовка к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, а также формирование высокого уровня информационной культуры и подготовки в области информационной безопасности.
В контексте информационной безопасности на лекционных занятиях курса «Информационная культура и технологии в образовании» рассматриваются следующие вопросы:
от НСД; основные направления и цели использования криптографических методов;
доступа: защита целостности информации при хранении; защита целостности информации при обработке; защита от угрозы нарушения целостности информации на уровне содержания;
разграничения доступа; ролевая модель безопасности.
Для углубления знаний и навыков в области информационной безопасности в рамках учебного курса предусмотрено выполнение лабораторных работ по следующим темам:
этикет; этикет при общении по электронной почте; этикет в социальных сетях»
акты РФ, регулирующие информационное право». Изучение правовых аспектов информационной безопасности направлено на устранение правового нигилизма, осознанное восприятие всех тех ограничений, которые объясняются существованием государственной, коммерческой, профессиональной, служебной тайны и авторского права;
Изучение: федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; основных рисков и угроз безопасности образовательного учреждения, исходящие из сети Интернет; методики формирования навыков безопасного поведения в сети Интернет.
На практических занятиях уделяется большое внимание технологическим и секьюритологическим аспектам обеспечения информационной безопасности (политике безопасности, контролю, разграничению и ограничению доступа к информационным ресурсам; организации защиты информации в персональных компьютерах; криптографическим преобразованиям информации; защите информации в базах данных, в сетях телекоммуникаций; методам и средствам защиты от вредоносных программ).
Несмотря на жесткие временные рамки реализации учебных планов по предмету «Информационная культура и технологии в образовании», тематика информационной безопасности занимает соответствующее место в подготовке будущих педагогов, в том числе и с учетом резервов самостоятельной работы студентов. Например, задание по изучению основных законодательных актов в сфере информационной безопасности, а также материалов, размещенных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на основании которых рекомендуется проектная работа «Создание информационной листовки, буклета в программной среде Adobe Illustrator» по темам:
Таким образом, в рамках учебного курса «Информационная культура и технологии в образовании» формируются компетенции на основе теоретических знаний и специальных умений в области информационной безопасности и их использования в будущей профессиональной деятельности. Проблематика информационной безопасности является органической частью информационной подготовки бакалавров для сферы образования, необходимым компонентом формирования информационной культуры личности в условиях постиндустриального общества.
Литература и примечания:
Федеральный закон от 04.07.1996 N 85-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "Об участии в международном информационном обмене" [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 5 июня 1996 г.: введен в действие с 11 июля 1996 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон. текст. данные. – Ст. 3,4.10.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон. текст. данные.
Богатырева Ю.И. К вопросу о компетентности в области информационной безопасности будущих педагогов // Информационная среда образования и науки. 2012. №11.
Вострецова, Е. В. Основы информационной безопасности : учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Вострецова. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019. — 204 с.
1
2
i
ii
В контексте информационной безопасности на лекционных занятиях курса «Информационная культура и технологии в образовании» рассматриваются следующие вопросы:
-
Основные понятия теории информационной безопасности: история становления теории информационной безопасности; предметная область теории информационной безопасности; основные термины и определения правовых понятий в области информационных отношений и защиты информации; основные принципы построения систем защиты; концепция комплексной защиты информации; задачи защиты информации; средства реализации комплексной защиты информации; -
Информация как объект защиты: понятие об информации как объекте защиты; структура и шкала ценности информации. Классификация информационных ресурсов; -
Государственная политика информационной безопасности: информационная безопасность и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации; органы обеспечения информационной безопасности и защиты информации; -
Классификация угроз информационной безопасности; -
Системы защиты от угрозы нарушения конфиденциальности: методы защиты
от НСД; основные направления и цели использования криптографических методов;
-
Системы защиты от угрозы нарушения целостности информации и отказа
доступа: защита целостности информации при хранении; защита целостности информации при обработке; защита от угрозы нарушения целостности информации на уровне содержания;
-
Политика и модели безопасности: Политика и модели тематического
разграничения доступа; ролевая модель безопасности.
Для углубления знаний и навыков в области информационной безопасности в рамках учебного курса предусмотрено выполнение лабораторных работ по следующим темам:
-
«Этические основы использования ИКТ: компьютерная этика; сетевой
этикет; этикет при общении по электронной почте; этикет в социальных сетях»
-
«Правовые основы использования ИКТ: основные законы и законодательные
акты РФ, регулирующие информационное право». Изучение правовых аспектов информационной безопасности направлено на устранение правового нигилизма, осознанное восприятие всех тех ограничений, которые объясняются существованием государственной, коммерческой, профессиональной, служебной тайны и авторского права;
-
«Организация безопасной деятельности в сети школьников и учителей».
Изучение: федерального закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; основных рисков и угроз безопасности образовательного учреждения, исходящие из сети Интернет; методики формирования навыков безопасного поведения в сети Интернет.
На практических занятиях уделяется большое внимание технологическим и секьюритологическим аспектам обеспечения информационной безопасности (политике безопасности, контролю, разграничению и ограничению доступа к информационным ресурсам; организации защиты информации в персональных компьютерах; криптографическим преобразованиям информации; защите информации в базах данных, в сетях телекоммуникаций; методам и средствам защиты от вредоносных программ).
Несмотря на жесткие временные рамки реализации учебных планов по предмету «Информационная культура и технологии в образовании», тематика информационной безопасности занимает соответствующее место в подготовке будущих педагогов, в том числе и с учетом резервов самостоятельной работы студентов. Например, задание по изучению основных законодательных актов в сфере информационной безопасности, а также материалов, размещенных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на основании которых рекомендуется проектная работа «Создание информационной листовки, буклета в программной среде Adobe Illustrator» по темам:
-
персональные данные http://rkn.gov.ru/personaldata/protectionoftheinnocent -
контроль и надзор в сфере информационных технологий http://rkn.gov.ru/it/control -
контроль и надзор в сфере связи http://rkn.gov.ru/communication/control -
контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций http://rkn.gov.ru/masscommunications/ -
Социальные сети и мы.
Таким образом, в рамках учебного курса «Информационная культура и технологии в образовании» формируются компетенции на основе теоретических знаний и специальных умений в области информационной безопасности и их использования в будущей профессиональной деятельности. Проблематика информационной безопасности является органической частью информационной подготовки бакалавров для сферы образования, необходимым компонентом формирования информационной культуры личности в условиях постиндустриального общества.
Литература и примечания:
Федеральный закон от 04.07.1996 N 85-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "Об участии в международном информационном обмене" [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 5 июня 1996 г.: введен в действие с 11 июля 1996 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон. текст. данные. – Ст. 3,4.10.
Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон. текст. данные.
Богатырева Ю.И. К вопросу о компетентности в области информационной безопасности будущих педагогов // Информационная среда образования и науки. 2012. №11.
Вострецова, Е. В. Основы информационной безопасности : учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Вострецова. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019. — 204 с.
1
2
i
ii