Файл: Дипломной работы по теме Христианское консультирование и служение исповедания.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мы должны помочь ему в этом своим вниманием, участием и четко, удачно поставленными вопросами, распутывая вместе с ним клубок противоречий, его эмоционального, бывает сбивчивого рассказа. Задавая вопросы будем помнить о тонкости слишком личных, интимных отношений человека сидящего пред вами, о его жизни. Необходимо избегать слишком личных вопросов, которые не открывают и не дополняют ясности в насущной проблеме. Необходимо учитывать то, как наш вопрос может подействовать на собеседника и если мы видим, что его реакция отрицательна тут же сменить его на наиболее приемлемый и успокаивающий. Наши тактичные, правильные вопросы смогут подтолкнуть человека к принятию правильного решения и он сам сможет проанализировав ситуацию сделать правильные выводы из беседы. Мы не должны уподобляться следователям, которые задают множество бесстрастных вопросов, не заботясь ни о чувствах людей, ни о них самих. Любопытство не должно быть превалирующим в нашей беседе, так как есть опасность самим нам быть искушенными. “Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте таковых в духе кротости , наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным”(Гал. 6:1.) А чтобы не быть искушенным и не поддаваться желанию, хотя бы с женой поделиться “глубокой тайной” полученной от человека, приходящего к нам за помощью, мы должны научиться забывать (didaskw epilanqanqai)!.
Одним из основных качеств, являющихся необходимым служителю консультанту, это умение сохранения тайны консультируемого. Неоднократно приходилось слышать, как люди отзывались о человеке, страдающем этим недугом: “всему свету по секрету”, или сказать ему, значит всем рассказать и т. д. Очень важно в нашей работе соблюдение конфиденциальности. “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело” (Притч 11:13). Что значит выдать тайну другого? Это значит совершить грех против него и пред Богом. И еще более неприглядным это будет выглядеть, если делает это служитель Божий. Необходимо всегда помнить, что разглашение тайны человека будет сопровождаться презрением и ненавистью людей. Честью и достоинством консультанта является; всегда, перед началом беседы предупредить и заверить человека в том, что конфиденциальность будет соблюдена. Это расположит к вам человека, поможет ему быть с вами более откровенным и доступным, что в свою очередь даст возможность более открыто увидеть его самого и его проблему. Второй, и я бы сказал не менее важный аспект в работе консультанта, является его умение работать и жить так, чтобы была соблюдена двухсторонняя обоюдоприемлемая субординация. Должны быть сбалансированные отношения, щадящие как консультируемого, так и консультанта. Не менее важна библейская практическая направленность в христианском консультировании, должны быть целенаправленные наводящие вопросы, и похвала, стимулирующая к откровенности, и во - время подсказанное слово, и тактичное замечание опытного консультанта. В консультировании следует избегать соблазнов: излишнего любопытства, всезнайства, готовности давать советы- мы должны учитывать свою человеческую и профессиональную несостоятельность, свою зависимость от Бога. Знать и уметь важно и нужно, без этого нет и не будет профессионализма, но никакая техническая оснащенность не сможет сделать его неуязвимым победителем.
Многие проблемные вопросы возникающие в момент консультирования мы решаем с помощью Божией самостоятельно, получая ответ лично от Него прямо в момент возникновения нужды. Господь Сам выводит нас из созданных нами же жизненных психологических или греховных лабиринтов. А вот для решения некоторых других проблем, Господь использует других избранных Им Самим людей. И этими “другими” людьми вполне можем оказаться мы. Главное отличие хорошего консультанта от своих подопечных в том, что он понял и принял все это. Когда подопечный полностью доверяется вам и изливает свою душу, вводя вас в мир своей жизни и души, вы должны быть на страже, чтобы не попасть в эмоциональную сферу жизни консультируемого. В этой ситуации консультант, как бы становится частью жизни его, и в результате происходит сокращение расстояния в чувственных отношениях, так называемая ЭМПАТИЯ(empatew - вступать), ниже мы поговорим об этом подробнее. Всякое проявление внимания в этом случае, улыбка, добрый взгляд, сопереживание- все воспринимается как особое расположение, что в последствии может сказаться на негативном восприятии действительности. И естественно, если при вашем содействии с помощью Бога, человек получил решение своей проблемы или нужды один раз, то скорее всего по логике вещей, он и дальше захочет обратиться именно к вам, что кстати вполне естественно. После оказания помощи второй и третий раз в сознании подопечного может произойти сдвиг в негативную сторону для него же, т.е. произойдет смена приоритетности. В дальнейшем ему это понравится и все свои проблемы он может переложить на вас. Это как раз имеет негативную сторону для консультируемого и может стать началом его нездоровой зависимости от вас, которая будет мешать ему в его общении с Иисусом.
Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность к людям, их проблемам, надеждам, переживаниям, страхам. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие нюансы, такие как выражение лица, интонация, поза, рукопожатие, манера говорить, жесты, даже одежда- все это помогает при определении характера консультируемого. Так консультант учится читать характер человека, и тот предстает пред ним не как открытая книга, а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно, и требует понимания. Характер человека проявляется в каждом поступке, в том, как он смотрит на окружающих, в его восприятии реального мира, манере общения, манере говорить и умении слушать. Однако не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах, вот почему нельзя однозначно толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц. Первое впечатление христианский консультант получает в момент знакомства с человеком, пришедшим на консультацию. Потом, в процессе беседы и общения могут проявиться очень многие моменты и аспекты в характере человека, благотворно действующие на дальнейшее консультирование. И все же мы должны понимать, что очень вредно для нас делать предположительный вывод о личностной модели подопечного. Такие выводы могут быть ошибочны, а ошибка допущенная в начальной стадии построения портрета и личности повлечет за собой другие наиболее серьезные ошибки, чего вообще делать нельзя. Следует делать выводы только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов, имеющихся у нас в наличии в процессе познания нужды консультируемого.
Когда ко мне приходит человек и излагает свою проблему, свою нужду или даже боль, для меня в первую очередь очень важно знать, что именно человек знает о самом себе, как он видит себя со стороны, может ли он критически оценить свою проблему или ситуацию, имеет ли он желание осудить свой грех, если есть таковой в наличии, может ли он беспристрастно отнестись к своему состоянию и дать оценку самому себе. Это очень важный фактор в моем служении. И, если у человека отсутствует это видение, я обычно начинаю с восстановления его. Человек, понимающий и знающий самого себя, как правило будет понятен и открыт для окружающих его людей. Почти всегда, то что видят в нас люди, наши знакомые, наши родные и близкие, не видим мы сами. Не удивительно, что Иисус научает нас:” И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф. 7:3-5.) Это место Писания имеет двухстороннюю связь, а так же, как позитивное так и негативное действие на тех, кто неумело пользуется им. Мы все по своей сущности таковы, что даже то немногое знание, которое имеем о себе, склонны скрывать и прятать от посторонних глаз, и мы находим подтверждение в Библии: “ Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих” (Мих. 7:5.) И наконец последнее, это то, что мы как люди, бываем не понятны ни самим себе, ни окружающим нас людям, а только Господь наш полностью знает и понимает нас.
Понимание (sunesiV - разумение, понимание, знание)- один из немногих ценных подарков, которыми люди могут одарить друг друга. У нас служителей в нашей работе с людьми должен быть необычный подход в понимании их: любовь, доброжелательность и стремление понять человека, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности пред Богом. Такое понимание устраняет барьеры между вами и подопечным, помогает человеку вырваться из одиночества своего личного существования, вступить в дружеское общение с консультантом и вновь обрести общение с Иисусом! В данном случае человека, словно уставшего путника после долгой дороги в снегу и холоде, приглашают посидеть часок у теплого очага. Думаю, не будет преувеличением сказать, что такое понимание объективно равнозначно выражению любви к человеку. Видимо, поэтому человек, имеющий проблему, всегда тянется к консультанту, испытывая к нему нежное чувство, как к человеку, “который меня понимает” Не будем забывать основного закона данного нам Иисусом Христом: ”Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки”
. (Мф. 7:12.)
.
Пусть воля Божия исполнится в этом благородном служении и да исполнит нас Господь Своею мудростью во Славу Его и для блага человека.
Очень важно желание принять святое водное крещение по вере, но не менее важны сердечные мотивы побуждающие к этому. Всякий, изъявляющий желание принять святое водное крещение по вере, должен пройти подготовку и получить основательные знания. Можно задать еще несколько вопросов в части касающейся; почему это для вас так важно, для чего вы горите желанием принять это? Эти вопросы очень важны, так как некоторые люди преследуют неверную мотивацию. Некоторые не понимают ни того, для чего они хотят принять крещение, ни самой сути этого святого обряда - заповеди, а некоторые отвечают просто: “хочу как все”, и вот именно здесь нам необходимо побеседовать на эту тему с готовящимися дать обещание Господу служить доброй совести. Весьма важно, чтобы вступающий в завет с Богом, был человеком возрожденным, т.е. рожденным свыше а не “эмоционально покаянным”, каких в наше последнее время в церквах есть очень много. И выходят такие люди после крещения уже не “сухими грешниками, но мокрыми” Мы читаем у Ап. Петра “ Так и нас ныне подобное этому образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Петр 3:21.).
2.1 Искусство или умение давать квалифицированный совет.
Христианская консультация, это искусство или умение с помощью Божией дать квалифицированный и профессиональный совет нуждающемуся. (Гал 6:1-5. Евр 3-13. 1 Фесс 5-14.) Это и будут основные правила и принципы христианского консультирования. На основании этих мест священного писания мы можем, рассуждая, принять нижеследующее: Бог создал нас различными, каждого со своими индивидуальностями, способностями, с разными интеллектами, темпераментами, характерами, по складу ума, а потому и проблемы разные и выход из них разный. С другой стороны консультирование вовсе не предполагает “раздачу советов”, так как это означает вторжение в автономию человека и его личности. Господь каждого из нас любит как личность и поэтому совершенно недопустимо понимать консультирование, как выдачу готовых рецептов одним человеком другому. Ну, а что касается практических навыков в работе, то здесь каждый консультант поступает, как неповторимый творец, и все зависит во первых, от нашего Всевышнего Творца и нашего Бога, Его воли по каждому человеку, и во вторых, от личного духовного опыта служителя и его помазания Духом Святым. Иной раз приходится очень трудно вместе с консультируемым находить какое то приемлемое решение, а другой раз советуешь что-то и тут же знаешь, что это именно то, что нужно и это от Бога.