Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представим наглядно диаграммой результаты диагностики учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по методике «Рукавички» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента на рисунке 4.




Рисунок 4 Результаты диагностики по методике «Рукавички» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

На констатирующем этапе эксперимента дети в контрольном и в экспериментальном классе, раскрашивая шаблон рукавичек, допускали одни и те же ошибки из-за неумения учитывать мнение другого ученика и договориться о совместной деятельности и результаты диагностики были примерно одинаковыми: только по 2 ученика в контрольном и в экспериментальном классах выполнили задание, так, что у них получилась пара одинаковых рукавиц, и мы этих детей отнесли к высокому уровню сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. На контрольном этапе эксперимента мы наблюдали, что и в контрольном классе и в экспериментальном классе дети активнее и смелее общаются, договариваются друг с другом, пытаются согласовывать усилия, но в экспериментальном классе таких детей большинство -20 человек (76,2 %), а в контрольном классе 12 человек (45,6%), эти дети соответствуют высокому и среднему уровню сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Не смогли справиться с заданием 14 учеников в контрольном классе и 6 учеников в экспериментальном классе, они не смогли достичь взаимопонимания по различным причинам, но мы отметили, что дети из экспериментального класса предпринимали попытки обсудить план выполнения задания, но не сошлись во мнениях, дети из контрольного класса таких попыток не предпринимали, а просто стали каждый выполнять задание без учёта мнения партнёра по коммуникации и у каждого в рисунке проявилось только своё мнение о том, какой должна быть рукавица.

Представим наглядно диаграммой результаты диагностики учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по методике «Кто прав?» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента на рисунке5.



Рисунок 5 Результаты диагностики по методике «Кто прав?» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

На контрольном этапе эксперимента в индивидуальной беседе с каждым ребёнком предлагалось прочитать тексты и ответить на вопросы. В контрольном классе мы наблюдали результат, примерно такой же какой был получен на констатирующем этапе эксперимента: из 10 учеников контрольного класса, которые показали

низкий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника на констатирующем этапе эксперимента 8 учеников уже на контрольном этапе эксперимента снова они не смогли выделить и объяснить возможность оценивания ситуации с разных позиций в первом задании, а также не приняли во внимание необходимость учёта мнения другого человека при принятии решения, т.е. подтвердили, что у них так и не сформировался коммуникативный навык. 2 ученика в контрольном классе с низкого уровня перешли на средний уровень и 2 ученика со среднего уровня перешли на высокий уровень сформированности коммуникативных навыков, поэтому на среднем уровне мы видим на диаграмме так и осталось 12 человек (46,8%), а высокому уровню соответствует на контрольном этапе эксперимента на 2 человека больше – 6 человек (22,8%). В экспериментальном классе только 2 человека затруднились ответить на вопросы, а остальные дети подробно и аргументировано объясняли кто прав в рассматриваемой в тексте ситуации, для них не вызывало затруднений оценивание ситуации с разных позиций и учёт мнения другого человека при принятии решения и поэтому результат диагностики разительно отличается от результата диагностики на констатирующем этапе эксперимента - 24 ученика экспериментального класса показали, что соответствуют среднему и высокому уровню сформированности коммуникативных умений учитывать позицию собеседника.

Представим наглядно диаграммой результаты диагностики учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по методике «Дорога домой» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента на рисунке 6.


Рисунок 6. Результаты диагностики по методике «Дорога домой» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Диаграммы, отражающие результаты диагностик, проведённых нами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольном классе показывают, что ситуация по проявлению в общении коммуникативных навыков учащимися контрольного 1 «А» класса практически не изменилась, только 2 ученика с низкого уровня перешли на средний уровень, а остальные дети подтвердили тот же уровень, который у них был выявлен на констатирующем этапе эксперимента.

В экспериментальном классе 24 ученика (92,4%) из 26 учеников (7,6%) справились с заданием блестяще, так как они применили, разработанный ими на кружке «Мы любим мультфильмы» язык жестов и мимики и объяснили с помощью жестов партнёрам по выполнению задания, как они должны добраться до дома. Только одна пара учеников не справились с заданием, так как один из учеников не отвечал на призывы партнёра по общению, не вступал в общение и выполнял задание только с учётом своего мнения.


Диагностика сформированности коммуникативных навыков, осуществлённая нами на контрольном этапе эксперимента с помощью методик, рекомендованных во ФГОС НОО: «Рукавичка» (Г.А. Цукерман), «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») и сравнительный анализ её результатов с результатами, полученными на констатирующем этапе эксперимента, показали, что опытно-экспериментальная работа, проведённая нами на формирующем этапе эксперимента при обучении детей экспериментального класса позволила сформировать у первоклассников коммуникативные навыки, так как дети при общении со сверстниками используют речь и жесты; формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы, ориентируются на точку зрения и учитывают при общении позицию партнера; допускают, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с точкой зрения самого ребёнка; проявляют заботу об окружающих людях; охотно общаются и предпринимают попытки построения отношений с другими людьми.

Следовательно, реализация на протяжении 1 и 2 четвертей 2020 – 2021 учебного года педагогических условий, а именно: использование на уроках фрагментов мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; проигрывание с детьми ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, рассмотрение способов решения конфликтных ситуаций и положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма позволило нам заключить, что при работе с первоклассниками можно успешно применять мультипликационные фильмы как одно из средств формирования у них коммуникативных навыков.

Задачи опытно-исследовательской работы по теме исследования нами решены полностью - разработаны и реализованы фрагменты уроков литературного чтения, математики, изобразительного искусства и художественного труда, музыки с применением мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; во внеурочное время организованы и проведены занятия кружка «Мы любим мультфильмы» в соответствии с содержанием разработанной нами программы кружка.

Таким образом, проверена эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.:


  • на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;

  • во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.

Следовательно, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Опытно-экспериментальная работа по апробации заявленных в гипотезе педагогических условий формирования коммуникативных навыков младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности проводилась в 2020 -2021 учебном году на базе первых классов МАОУ СОШ №5 города Ишима.

На первом констатирующем этапе исследования было выявлено, что у учащихся экспериментального 1 «Б» и контрольного 1 «А» классов преобладает средний и низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Это убедило нас в том, что для повышения у учащихся уровня сформированности коммуникативных навыков нужно формировать и развивать коммуникативные умения, составляющие коммуникативный навык: умение понять другого, сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.

Для решения проблемы формирования коммуникативных навыков у первоклассников средствами мультипликационных фильмов мы реализовали на формирующем этапе эксперимента при обучении детей экспериментального класса педагогические условия, а именно: на уроках использовали фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; а во внеурочной деятельности на занятиях кружка организовали с детьми проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, рассматривали варианты решения конфликтных ситуаций и положительный опыт коммуникативного взаимодействия героев мультфильма. Для этого мы провели 14 уроков в 1 классе, сюжетная линия которых позволяет при просмотре фрагмента мультфильма кроме информации по теме урока продемонстрировать поступки и поведение героев мультфильмов, обратить внимание детей на манеру персонажей мультфильма общаться, на умение выслушивать мнение других персонажей, Разработали и апробировали программу кружка «Мы любим мультфильмы», на занятиях которого дети просмотрели 24 мультфильма, с последующим проигрыванием или обсуждением поведения и манеры общения героев; проводились квест – игра, дискуссии и викторина.