Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После чего на контрольном этапе исследования проведён сравнительный анализ результатов диагностики, полученных нами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, который подтвердил справедливость гипотетического предположения о том, что действительно формирование коммуникативных навыков у младших школьников проходит наиболее эффективно при использовании следующих педагогических условий:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; -
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Апробированные на формирующем этапе эксперимента разработанные нами уроки и занятия кружка с просмотром мультфильмов убедили нас в том, что успешно можно использовать мультипликационные фильмы в качестве средства формирования коммуникативных навыков младших школьников.
Следовательно, действительно, педагогические условия, заявленные нами в гипотезе исследования эффективны в формировании у младших школьников коммуникативных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение понятия, сущности и содержания коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе позволило нам выявить, что под коммуникативными навыками понимают способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению, а составляющими коммуникативных навыков являются умения: сопереживать, сочувствовать другим людям; адекватно оценить себя и других; принять мнение другого; решать конфликты; взаимодействовать с членами коллектива.
Как основное мы выбрали следующее определение: «коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая». К ним относятся: действия, направленные на учет позиции собеседника; умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия; действия по согласованию усилий (кооперация); включение в совместную работу.
Рассматривая особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников, мы изучили точки зрения педагогов и выявили, что в качестве средства формирования коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте могут применяться мультипликационные фильмы.
Мы выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили, что возможно обеспечить формирование коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов при соблюдении педагогических условий:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;
-
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
В рамках данного исследования теоретически обоснована и экспериментально проверена в 2020 -2021 учебном году эффективность этих педагогических условий формирования коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности на базе первых классов МАОУ СОШ №5 города Ишима.
Результаты диагностики на констатирующем этапе исследованиявыявили, что у учащихся экспериментального 1 «Б» и контрольного 1 «А» классов преобладает средний и низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, для повышения которого у учащихся нужно формировать и развивать коммуникативные умения, составляющие коммуникативный навык: умение понять другого, сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.
Для решения проблемы формирования коммуникативных навыков у первоклассников средствами мультипликационных фильмов мы реализовали на формирующем этапе эксперимента при обучении детей экспериментального класса педагогические условия, а именно: на 14 уроках литературного чтения, математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром, музыки использовали фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; а во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Мы любим мультфильмы» организовали с детьми проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, рассматривали варианты решения конфликтных ситуаций и положительный опыт коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных нами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, подтвердил справедливость гипотетического предположения о том, что действительно формирование коммуникативных навыков у младших школьников проходит наиболее эффективно, если на уроках анализируются, оцениваются и обсуждаются поступки и поведение героев мультфильмов, а вне уроков на занятиях кружка дети участвуют в разрешении ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, усваивают положительный опыт коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза доказана.
Результаты исследования можно предложить использовать педагогам для формирования коммуникативных навыков младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.