Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная база исследования: учащиеся 1 «А» класса определены как экспериментальная группа, учащиеся 1 «Б» класса определены как контрольная группа, МАОУ СОШ №5 города Ишима.

Этапы проведения исследования: постановочный: июль – сентябрь 2020 года, собственно – исследовательский: сентябрь – декабрь 2020 года, заключительно – оформительский: январь – июнь 2021 года.

Новизна исследования заключается в том, что в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников рассмотрены мультипликационные фильмы, при условии применения их на уроках и во внеурочной деятельности с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов.

Практическая значимость исследования: в работе предложены фрагменты мультфильмов, содержание которых можно использовать для показа младшим школьникам образцов поведения и общения.

Структура работы включает введение, две главы – теоретическую и практическую, заключение, библиографический список и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ

    1. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ

Контакты с людьми пронизывают жизнь каждого человека, а общение является главным условием и основным способом жизни человека, так как именно в общении и отношениях с другими людьми человек находит своё место в мире.

Проблема общения детей со взрослыми и с другими детьми сегодня является одной из актуальных в педагогике.

«Общение» трактуется в толковом словаре как «общность» и «община», отмечается, что «…если существует общая тема и контекст, общее поле деятельности, то люди общаются; необходимое условие для общения – умение отождествиться с партнёром по общению и возможность принять другую точку зрения».

Наряду с термином «общение» в педагогике широко применяется термин «коммуникация», который означает процесс, при котором общающиеся люди взаимно обмениваются информацией, передают друг другу знания, идеи, высказывают мнения и выражают чувства.

Слово «коммуникация» в словаре русского языка Ожегова С.И. трактуется как сообщение, общение.

Понятие «коммуникация» в большой психологическом словаре представлено как целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода ) некоторого мысленного содержания [Мещеряков, с. 209].

С английского языка слово «коммуникация» переводится как «сообщать, передавать».


В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» рассматриваются как синонимы, следовательно, термины «коммуникация» и «общение» можно считать эквивалентными терминами. Но вместе с тем, Драгунова Т.В. отмечает, что содержание понятия «общение» гораздо шире, чем содержание понятия «коммуникация», так как под термином «коммуникация» подразумевается общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, а термин «общение» рассматривается как совокупность социальных отношений общества и как одно из проявлений и результатов общения между людьми [Драгунова, с.52].

Психологи Лисина М.И., Варнава П.А. и др. основываясь на теорию деятельности, разработанную Гальпериным П.Я. и Запорожцем А.В., рассматривают общение как особую деятельность, направленную на другого человека как на субъект, как на личность, наделённую собственной активностью и отношением к другим людям. Они отмечают, что общение – это обоюдная активность партнёров, оно имеет содержание в виде совместной деятельности для достижения результата, или обмен мнениями по какому-либо поводу, или жест или ответная улыбка. На основании этого, дают следующее определение:

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Это определение позволяет сделать вывод, что общение проявляется в трёх направлениях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном.

В рамках данного исследования нас будет интересовать коммуникативная сторона общения.

В своих исследованиях Бодалёв А.А., Рубинштейн Л.С., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Маркова А.К., Эльконин Д.Б. рассматривают коммуникацию как средство связи любых объектов материального и духовного мира; процесс общения, то есть передачи информации от человека к человеку; передачи и обмена информацией в обществе в целях воздействия на него. Андреев Г.М., Батаршев А.В., Дмитриева Е.Е., Добрович А.Б. Коломинский. Я.Л. более узко трактуют понятие «коммуникация» только как процесс передачи информации.

Бодалёв А.А. понимает коммуникацию как взаимодействие людей, в котором присутствует взаимопонимание друг друга, и в котором устанавливаются взаимоотношения между людьми. Этот вид деятельности имеет самостоятельный характер: взаимодействующие личности удовлетворяют имеющуюся потребность в общении друг с другом.



Рубинштейн Л.С. рассматривал коммуникацию как способ размыкания одним человеком сознания другого человека для практических отношений и общей деятельности и как передачу мысли с помощью речи.

Зимняя И.А. отмечает, что «… под коммуникацией можно понимать осознанную вербальную связь, прием и передачу информации, объединяющую общение и деятельность, следовательно, коммуникацию можно рассматривать как одну из форм учебной деятельности. Коммуникация – это процесс, во время которого участники передают друг другу информацию в условиях взаимного понимания».

Абрамова Г.С. отмечает, что младший школьник способен принять точку зрения другого человека и ориентироваться на общекультурные нормы и эталоны, для него общение с учителем открывает возможность в форме диалога получить взаимопонимание.

Белкин А.С. отмечает, что учитель является авторитетом, поэтому младшие школьники принимают его точку зрения как верную, истинную и если учитель выделяет какого-либо ученика, хвалит его, отмечает его успехи, то другие дети стремятся с ним общаться, а если учитель отмечает промахи и ошибки ученика, то дети опасаются с ним общаться.

Серёгина Д.А. выявила, что потребность в общении и готовность индивида к общению зависит от способов выполнения им каких-либо речевых действий и определяет развитие коммуникативных навыков [Серёгина, с. 45].

Так как под навыком в педагогике понимается умение, доведённое до автоматизма, до высокой степени совершенства, следовательно, коммуникативные навыки являются коммуникативными умениями, которые повторялись многократно в процессе общения с окружающими людьми и доведены до автоматизма. Это такие коммуникативные умения как: умение понять другого; умение сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.

Более подробно классифицирует коммуникативные умения Серёгина Д.А., выделяет следующие умения:

1. Речевые: умение слушать собеседника и правильно понимать его мысль; формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы; правильно выражать мысль посредством речи, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон общения; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь и контролировать ее нормативность.


2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз; умение понимать эмоции собеседника.

3. Правила речевого этикета: умение вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми); способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); умение использовать различные формы обращения к собеседнику (при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору) [Серегина, с.47 ].

Шарков Ф.И. выявил, что коммуникативные умения включают в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

- умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

- знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [Шарков, с. 215].

Сиротюк А.Л. в учебном пособии для студентов педагогических вузов отмечает, что наиболее точное содержание коммуникативных умений предложила Мунирова Л.Р., разбив все коммуникативные умения на три группы:

1. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из:

- умения вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора);

- умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми);

- умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику).

2. Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из:

- умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению;

- умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

- умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью);

- умения оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).


3. Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях:

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению;

- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;

- оценивать эмоциональное поведение друг друга. [Сиротюк, с. 168].

Зайцева К.П. выявила три стороны общения: коммуникативную, перцептивную и интерактивную, исходя из которых, предлагает выделить три группы базовых коммуникативных навыков: навыки межличностной коммуникации; навыки восприятия и понимания друг друга (перцептивные умения); навыки межличностного взаимодействия. Она отмечает, что существует ряд коммуникативных навыков:

1.Способность ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его душевное состояние; просматривать экспрессию действия партнеров, правильно ее интерпретировать.

2.Способность разбираться во взаимоотношениях с возможными партнерами и между ними.

3.Способность разбираться в условиях общения. Значимость данного навыка обуславливается основным способом, что принципы общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит.[Зайцева, с.82].

Индивид обязан обладать способностью отличать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в команде, в коллективе) и обладать способностью подобрать точный метод взаимодействия с партнерами.

Зайцева К.П. предлагает коммуникативные навыки разделить на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация (наиболее важная составляющая-умение согласовывать усилия для достижения обшей цели);

- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи данных другим людям и развития рефлексии.

Андреева Г.М. также рассматривает три группы коммуникативных навыков, соответствующих коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторонам общения:

- коммуникативной стороне общения соответствуют цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания;

- перцептивной стороне общения соответствует рефлексия, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты;

- интерактивной стороне общения соответствует самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [Андреева, с.35].