Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сущность и содержание понятия «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» были рассмотрены в работах Абрамовой Г.С., Андреевой Г.М., Белкина А.С., Бибика Н., Выготского Л.С., Джекобе А., Добровича А.Б., Епишиной Л. В., Зайцевой К.П., Зимней И.А., Кагана М.С., Кузьминой Н.В., Мудрика А.В., Мухиной В.С.,Пассова Е. Представим многообразие трактовок и представлений о сущности и содержании данных понятий в таблице 1.
Таблица 1.
Представления о сущности и содержании понятий «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки»
Автор | Понятие | Содержание |
Андреева Г.М | коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности | |
Мунирова Л.Р | Под коммуникативными умениями будем понимать умения обмениваться информацией и регулировать общение с другими людьми | коммуникативные умения включают в себя:.информационно-коммуникативные умения; регуляционно-коммуникативные умения; эффективно-коммуникативные умения |
Шарков Ф.И. | Под коммуникативными умениями будем понимать умения вступать в контакт с окружающими и организовать общение по нормам и правилам. | коммуникативные умения включают в себя: - желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); - умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; - знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») |
Епишин Л. В | коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения | |
Мудрик А.В | под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения | |
Серёгина ДА. | Под коммуникативными навыками понимается более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению. Коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений | Классификация коммуникативных умений: 1. Речевые. 2. Невербальные умения. 3. Правила речевого этикета. |
Андреева Г.М. | Коммуникативные навыки - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. | Группы коммуникативных навыков: - коммуникативной стороне общения соответствуют цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания; - перцептивной стороне общения соответствует рефлексия, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты; - интерактивной стороне общения соответствует самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях |
Зайцева К.П. | коммуникативные навыки - это умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с другими людьми. Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных навыков: навыки межличностной коммуникации; навыки восприятия и понимания друг друга (перцептивные умения), навыки межличностного взаимодействия | коммуникативные навыки делятся на три группы: - коммуникация как взаимодействие; - коммуникация как кооперация; - коммуникативно-речевые действия. |
Лисина М.И. | коммуникативные навыки - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от уровня сформированных у них мотивов, потребностей в общении. | |
Проанализировав взгляды исследователей на определение понятий «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки», мы будем употреблять данные понятия в значении:
Коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Коммуникативные навыки - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные навыки» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, которые зависят от уровня сформированных у них мотивов, потребностей в общении и обеспечивают им условия для развития личностных качеств, для социальной адаптации, для коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Структура коммуникативных навыков младших школьников показывает, что они являются сложными навыками высокого уровня и содержат когнитивно-регулятивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический компоненты.
Когнитивно-регулятивный компонент отвечает за то, чтобы учащиеся младшего школьного возраста усвоили знания о правилах общения для эффективного коммуникативного взаимодействия, приобрели опыт общения, чтобы осознали какие личностные качества, способствуют коммуникации и успешному взаимодействию людей.
Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает, какие отношения направляют человека на удовлетворение существующих потребностей в общении, иначе раскрываются связи личности с действительностью через определение формы отношения ребенка к себе, к другим людям и миру в целом. Эмоционально-мотивационный компонент коммуникативных навыков важен в формировании коммуникативных навыков, так как ребенок вырабатывает свой уникальный стиль реагирования на внешние раздражители путём переживания и организации своего поведения.
Деятельно-практический компонент обеспечивает актуализацию знаний и отношений личности, дает ребенку возможность перестраивать знания, применять их в соответствии с ситуацией, переносить в новые обстоятельства межличностной коммуникации.
Определим для этих компонентов коммуникативных навыков основные критерии и показатели уровней развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы, выявленные в исследованиях учёных.
Под понятием «критерий» будем понимать средство, которое применяется для быстрой оценки достоверности в контрольной и экспериментальной группах» [Королёва, с. 34].
Макарова Н.Н. определяет в качестве критериев сформированности коммуникативных навыков рассматривать критерии инициативности, реактивности, интеракционности, содержательности, связности, свободы, языковой правильности высказывания [Макарова, с.238].
Михайлова И.М. предлагает критерии уровней развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы: когнитивный; эмоционально-ценностный; поведенчески-регулятивный. Она отмечает, что развитие коммуникативных навыков младших школьников во многом зависит от определения уровня развития того или иного навыка по определенным критериям [Михайлова, с.124]
Мы считаем, что этим компонентам коммуникативных навыков наиболее подходят критерии и показатели развития коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста, которые предлагает Зайцева К.П.:
Критерии:
- Знакомство с правилами общения и способами их реализации (знания о правилах общения и о способах применения правил общения в процессе взаимодействия с другими людьми).
- Принятие правил общения (ценностное отношение к правилам общения, ориентация на взаимодействие с другими людьми на основе взаимопонимания).
- Соблюдение правил общения (умение соблюдать правила общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия, умение устанавливать конструктивные коммуникативные контакты с другими людьми).
Показатели развития коммуникативных навыков:
Когнитивные:
- Осознание потребности в общении с другими людьми.
- Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации.
- Знания культуры речевого общения.
- Осознание потребности в заботе об окружающих людях.
2. Коммуникативные:
- Формирование умений общаться и строить отношения.
- Формирование умений использовать различные средства коммуникации.
- Формирование умений использовать в коммуникативной деятельности речевые обороты и клише при моделировании различных ситуаций общения.
- Формирование умений проявлять заботу об окружающих людях.
3. Деятельностные:
- Проявление навыков общения с другими людьми.
- Проявление навыков использования различных средств коммуникации в практической деятельности.
- Проявление навыков речевой культуры в коммуникативной деятельности.
- Проявление навыков заботы о других людях (инициатива, самостоятельность, активность).
Так как нам предстоит в рамках данного исследования применять критерии и показатели сформированности коммуникативных навыков к детям, обучающимся в первом классе, то мы особо выделим следующие критерии оценивания:
- Проявление навыков общения и построения отношений с другими людьми.
- Проявление навыков использования различных средств коммуникации в практической деятельности.
Владение коммуникативными навыками на высоком уровне позволяет ученику продуктивно и эффективно взаимодействовать в любой социальной деятельности.
Рассмотрев толкования понятия «коммуникативные навыки», мы определились за основу брать определение, данное Лисиной М.И, которая предложила «применительно к младшему школьному возрасту рассматривать «коммуникативные навыки» как освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от уровня сформированных у них мотивов, потребностей в общении» [Лисина, ].
Проблеме данного исследования и условиям проведения опытно-экспериментальной работы отвечают коммуникативные навыки младших школьников структурно содержащие когнитивно-регулятивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический компоненты, для которых определены основные критерии и показатели уровней развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
-
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Потребность в общении в младшем школьном возрасте выступает на первый план и поэтому определяет: развитие речи; умения слушать и понимать чужую речь; способности строить понятные для партнера высказывания; соблюдать логику передаваемой информации; умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. Младшие школьники должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение, умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого [Леонтьев, с. 46].
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования изложены требования по формированию коммуникативных навыков в общеобразовательной сфере. Должно осуществляться в школе четкое планирование и контроль за процессом формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте. Стандарт нацелен сократить разрыв между требованиями современности и результатами образовательной программы, поэтому в результате изучения всех без предметов в начальной школе должны быть сформированы такие умения как: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Развитие коммуникативных навыков осуществляется в системе развития всей коммуникативной деятельности личности: личностной, интеллектуальной, деятельностной. Формирование коммуникативных навыков младших школьников является одной из актуальных тем на сегодняшний день, потому что уровень владения данным навыком указывает на результат успеваемости обучения, и на процесс развития личности в целом. Детям необходимо больше общения, потому что навык формируется и совершенствуется лишь в самом процессе коммуникации.
Под формированием коммуникативных навыков составители Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования рекомендуют понимать «научение младшего школьника задавать вопросы и давать чёткие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, уметь внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию в той или иной группе».
Рассмотрим особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях реализации Федерального Государственного стандарта на уроках и во внеурочной деятельности.
Педагогический опыт показывает, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного научения социальному поведению, усвоению правил общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных умений и использования их в социальных ситуациях.
Богоявленский Д.Н. отмечает, что «… именно в младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми и в коллективной жизни ребёнок определяет своё индивидуальное поведение. В школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и учитель становится фигурой, определяющей психологическое состояние ребёнка не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье [Богоявленский, с. 45].
Особенности учебной деятельности младших школьников, создают условия для формирования у них коммуникативных навыков, позволяющих ребёнку контролировать своё поведение (подчинять свои «хочу» и осознать требование учителем «надо»). Начинает формироваться произвольность как особое новое психическое новообразование, являющееся основой успешного обучения и социальной адаптации детей к школьной жизни и к жизни в социуме. Ребёнок вовлекается в учебные ситуации, а учитель помогает ему их разрешить.
Володарская И.А. выявила, что «в традиционной начальной школе 70% учебного времени занимает речь учителя. Это влияет на активность детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся. Каждый урок начинается с постановки проблемы. На уроках присутствует единая внешняя интрига и общие сказочные герои. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку применить свою точку зрения