Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений [Володарская, с. 102].

Большинству современных детей младшего школьного возраста свойственна определенная собственническая позиция, которая часто в начале обучения проявляется в том, что они не позволяют соседу по парте заглядывать в их тетрадь, закрывают ладошками выполненные работы. Поэтому во всех УМК в учебниках предусмотрены задания для выполнения в группе, в паре, в требовании задания в учебнике предлагается сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями с соседом по парте и выполнить взаимопроверку. Такая работа учит устанавливать контакт с соседом по парте, планировать и выполнять общую работу, обсуждать предложенную учителем проблему, а также осваивать умения устного общения - доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется коммуникативная компетенция.

Рассмотрим, какими средствами в условиях школы формируются у младших школьников коммуникативные навыки. Под «средством» понимается в педагогике - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [Краткий словарь по педагогике].

В качестве средств формирования коммуникативных навыков у младших школьников рассматривают: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь учителя; обучение родной речи и языку, манерам общения с помощью произведений художественной литературы и различных видов искусства (изобразительного, музыки, театра и кино).

Эффективным средством формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста является общение как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [Лисина, с.16].

Средством формирования коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте является культурная языковая среда. В жизнедеятельности у человека формируется речь как вызов потребностям общения в социальной среде. При общении со взрослым человеком у ребёнка возникают противоречия, разрешая которые ребёнок овладевает средствами общения, приобретая при этом коммуникативные навыки. При этом взаимодействие со взрослым строится с учетом возрастных особенностей и возможностей ребёнка.

Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения коммуникативными навыками. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых [Жинкин,с.186].


Дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, и все огрехи речи, ошибки, именно поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования. Она должна быть содержательной, логичной; соответствовать возрасту детей; лексически, фонетически, грамматически, орфоэпически правильной; образной; выразительной, эмоционально насыщенной.

Формируются коммуникативные навыки у младших школьников при выполнении специальных учебных занятий по изучению родного языка, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи коммуникативного развития детей. Обращается внимание детей на национальные традиции, связанные с нормами поведения и взаимодействием, коммуникацией.

Содержание и форма литературных произведений определяет воздействие на ребенка и степень усвоения им образцов общения для социального подражания.

Как отмечает Оморокова М.И., создание эмоциональной атмосферы происходит во время чтения книг, а также во время обсуждения произведений художественной литературы и произведений различных видов искусства (изобразительного, музыки, театра и кино). Отношение детей к героям всегда эмоционально окрашено. Дети радуются победе положительного персонажа, торжеству добра над злом, благополучному исходу событий. Герои детских книг, спектаклей и кино заставляют детей сопереживать, тревожиться за них, негодовать, испытывать страх и преодолевать его. Задача учителя - помочь школьникам не только испытать те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и поразмышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, а не иные, каким образом они реагируют на сложившиеся ситуации, как бы дети поступили на их месте. Эта работа проводится в разных зонах чувств, и в одном произведении может пересекаться несколько зон. Каждое произведение, созданное для детей, несет в себе заряд разных по силе напряжения эмоций. Глубокое чтение произведений художественной литературы, выполнение проблемных заданий после просмотра спектакля, кино или слушания музыкального произведения ведет к пониманию изучаемого чувства, умению проявлять эти эмоции или сдерживать их, если они отрицательно сказываются на общении. В последнее десятилетие педагоги отмечают резкое снижение интереса к чтению, к посещению театра. Дети предпочитают смотреть телевизор или читать электронные книги, просматривать информацию в компьютере. Учителю начальных классов трудно перестроиться и осознать, что роль учителя при обучении младших школьников сейчас заключается в том, чтобы направлять процесс взаимодействия школьников, создавать условия для проявления детьми инициативы, взаимодействовать вместе с ними и на каждом уроке позволять расти не только им, но и самому педагогу.



Потребность Российских школ в настоящее время – менять образование младших школьников, ведь изменилась сама среда, в которой наше образование существует, изменились люди. Дети стали более активными, более свободными, поэтому учитель должен применять такие формы взаимодействия, которые смогут сформировать у каждого ребенка коммуникативные умения, составляющие коммуникативные навыки. Современные дети видят, как легко получить информацию в интернете, что можно общаться сидя дома за компьютером, поэтому необходимо показать им, что реальный мир гораздо богаче и интереснее виртуального, а живое общение со сверстниками интереснее виртуального общения. Именно эти цели стоят перед учителями начальной школы. Внедряя новые информационные технологии, дополняя реальность цифровыми технологиями, учитель должен обязательно приобщать детей к чтению книг, использовать произведения изобразительного искусства, музыку как мощные средства формирования коммуникативных навыков младших школьников. Сегодня появилась возможность в любой школе России с помощью Интернет-трансляции посмотреть спектакли, концерты; детские фильмы, также посетить музеи и выставки, но важно после просмотра провести живое обсуждение увиденного, дать высказаться детям и обменяться мнениями, учитель лишь помогает учащимся прийти к выводу, подвести итог.

Мы считаем, что наряду со спектаклями, концертами и детскими фильмами в качестве средства формирования коммуникативных навыков младших школьников можно использовать мультипликационные фильмы, так как они являются для ребёнка моделью окружающего мира, они могут формировать у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Дети перенимают поступки персонажей и ассоциируют себя с героями мультфильмов, которые становятся образцом для подражания, носителями положительных и отрицательных моральных качеств, так как именно в младшем школьном возрасте у них формируется моральное сознание и этические оценки, на базе которых они способны вычленять в поведении положительные и отрицательные поступки. Поэтому важно, чтобы в мультфильмах положительные герои отличались поведением и манерой общения от отрицательных героев и олицетворяли смелость, щедрость, при общении с другими персонажами проявляли внимание, доброту, отзывчивость, речь положительных героев и манера ведения диалога должна содержать вежливые слова, правильные обращения к партнёрам по общению. Дети копируют поведение и манеру общения любимых героев мультипликационных фильмов и через подражание прививаются моральные нормы поведения и формируются коммуникативные умения.


Эксперты Walt Disney Animation Studios в 2010 году исследовали влияние мультфильмов на онтогенетическое развитие детей (процесс усвоения норм социокультурного поведения) и выяснили, что мультфильмы помогают на подсознательном уровне закреплять модели поведения у детей, если в мультфильме сюжет, логика событий понятны для возраста зрителя. Они отметили, что чтобы ребёнок (от трёх и до десяти лет) имел возможность соотнести происходящее в сюжете со своим личным опытом, мультфильмы для дошкольников и младших школьников должны иметь линейную логическую последовательность событий от прошлого к настоящему времени.

На онлайн-дискуссии «Мультипликационная педагогика как современная образовательная технология», которая состоялась в декабре 2020 года с лучшими экспертами Walt Disney Animation Studios, студии «Фиксики», студии «Паровоз», онлайн-школы Skysmart обсуждались проблемы, которые волнуют родителей и педагогов: могут ли мультфильмы быть полезны, могут ли чему-то научить и как это происходит, стоит ли запрещать младшим школьникам смотреть современные трендовые мультфильмы.

На дискуссии делились своими мнениями родители детей младшего школьного возраста, представители организации защиты животных, агентств по усыновлению, специалисты, занимающиеся проблемами оскорблений детей. Отмечалось, что: дети копируют в жизни жестокие действия, увиденные в мультфильмах; нужны мультфильмы, сюжеты которых позволят младшим школьникам перенимать положительные модели поведения главных героев, подражать им и повторять те или иные действия, т.е. персонажи мультика должны пропагандировать добрые хорошие качества, поучать юного зрителя и подталкивать его к добру, послушанию, а отрицательные черты характера персонажа в мультипликационном фильме не должны выставляться в положительном свете, побеждать; нужно выбирать такие мультфильмы, в которых персонаж помогает взрослым или другим персонажам, проявляет желание учиться, быть честным, не жадничать.

Отмечалось, что в современных мультфильмах можно сразу не заметить, что отрицательные герои в некоторых сюжетах ведут себя как добрые, а добрые – как плохие, главные герои, вызывающие симпатию у детей, совершает плохие поступки и это не осуждается и не наказывается. В мультфильмах наблюдается несоответствие: герои, которые должны быть положительными совершают неправильные поступки, а герои с отрицательными именами совершают благовидные дела. Например, в мультфильме «Шрек» прекрасный Принц совершает плохие поступки по отношению к другим персонажам, хотя по логике прекрасный Принц должен быть добрым, красивым, на белом коне и обязательно должен спасти Принцессу и взять ее в жены. Но в этом мультфильме всё наоборот, прекрасный Принц – отрицательный герой. Все добрые по названиям герои этого мультфильма: Добрая фея, прекрасные принцессы Золушка, Спящая красавица, Рапунцель совершают недостойные поступки, полностью ими игнорируется или искажается образ матери и семьи. Эти мультфильмы после просмотра требуют объяснений и важно, чтобы у детей сложилось мнение, что не всегда и в жизни приятные люди бывают положительными в делах и поступках и наоборот, некрасивые люди с отклонениями во внешности могут быть добрыми, интересными и верными друзьями.


Подвергся критике со стороны родителей младших школьников и российский сериал «Маша и медведь». Но главный редактор ООО «Смешарики» Корнилова М. отметила, что нужно сориентировать ребёнка при просмотре мультфильма критически относиться к проказам Маши, тогда этот мультфильм помогает ребёнку приобрести знания о том, как нельзя себя вести, что сначала нужно обдумывать последствия своих поступков, а только потом их совершать; если правильно себя вести, учиться, тренироваться, то можно достичь многого, ведь даже такой на первый взгляд неуклюжий медведь, смог всему научиться и в цирке выполнял сложные трюки, и умеет ухаживать за огородом, делать ремонт и многое другое.

Представитель мультстудии Skyeng из Хорватии Шчекич М. предложила исключить из просмотра мультфильмы, в которых отвергается создание прочных семейных уз с красивыми и здоровыми детьми, в этих мультфильмах семья преподносится как некое собрание скандальных, неприятных, порой даже аморальных персон (например, в детском мультипликационном сериале «Гуффи и его команда», частично в «Симпсонах»). Исключением являются только мультфильмы о животных, такие как «Король лев», «Братец медвежонок», «Дамбо», «101 далматинец».

Родители отметили, что в интернете для детей предлагается огромное количество компьютерных игр, созданных на основе мультипликации, героями которых являются монстры, убийцы, в них много сцен жестокости, насилия, очень напряженные сюжеты и резкая, яркая мультипликация. Такие игры и антивоспитательные мультфильмы, как правило, привлекают внимание младших школьников, наша цель отвлечь детей, направить их деятельность, помочь им сориентироваться и выбрать для просмотра мультфильмы, действия в которых близки к реальной жизни, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета. Было обсуждено и одобрено большинством участников дискуссии мнение, что специалистам педагогам, психологам и мультипликаторам нужно проанализировать содержание популярных мультфильмов и выбрать мультфильмы для просмотра в школе во внеурочное время и составить перечень мультфильмов, рекомендованных для просмотра детьми дома.

Эти выводы и предложения ещё раз подтверждают, что мультипликационные фильмы можно использовать в качестве средства формирования коммуникативных навыков младших школьников.

Таким образом, к особенностям формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством мультипликационных фильмов отнесём следующие положения: