Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- При просмотре мультфильмов младшие школьники закрепляют коммуникативные и речевые навыки, сформированные у них в общении с окружающими.

- В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и учитель становится фигурой, определяющей психологическое состояние ребёнка в общении с одноклассниками, поэтому учителю нужно при организации просмотра мультфильма не навязывать своё мнение учащимся о событиях и проблеме, рассматриваемой в мультфильме, а дать возможность детям проявить эмоции, чувства в обсуждении так, чтобы дети учились доказывать правильность собственного мнения и осознавать справедливость других точек зрения на решение проблемы, сюжета мультфильма.

- Мультфильм может быть применён для формирования коммуникативных навыков у младших школьников в сочетании с такими средствами как: с общением взрослых и детей; с культурной языковой средой, с речью учителя;

- Коммуникативные навыки у младших школьников формируются после просмотра мультфильма в процессе выполнения специальных учебных заданий, связанных с нормами поведения и взаимодействием, коммуникацией.

- В мультфильмах показаны образцы для социального подражания и глубокое осознание и восприятие детьми сюжетных линий и характеров героев мультфильма, выполнение ими проблемных заданий ведет к пониманию изучаемого чувства, умению проявлять эти эмоции или сдерживать их, если они отрицательно сказываются на общении.

- Организация просмотра мультфильма может отвлечь современных детей от виртуального общения в соц.сетях, а совместное обсуждение и обмен мнениями после просмотра мультфильма убедит детей в том, что реальный мир гораздо богаче и интереснее виртуального, а живое общение со сверстниками интереснее виртуального общения.

Мы считаем, что мультфильмы можно использовать в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников, если их сюжеты позволяют младшим школьникам перенимать положительные модели поведения главных героев, раскрывающие добрые хорошие качества и содержат положительные образцы общения, коммуникации.


1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
Выявим, какие педагогические условия необходимы для формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством мультипликационных фильмов.

Под «педагогическими условиями» мы будем понимать обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач.


Батырева С.Г. в диссертационных исследованиях доказала эффективность следующих педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников:

· целенаправленная организация образовательного процесса, ориентированная на эмоционально-смысловое включение младших школьников в качестве субъектов в коммуникативную деятельность, ее индивидуализацию и дифференциацию, развитие позитивного опыта общения;

· расширение задач педагогической деятельности с предметного до межпредметного формата, формирование коммуникативной компетенции младших школьников на основе интеграции содержания начального общего образования;

· отбор форм организации образовательного процесса на основе их дифференциации по компонентам коммуникативной компетенции младших школьников и применение методов развития коммуникативной активности детей в процессе общения [Батырева,2015].

Кокуева Л.В. в рамках диссертационного исследования выявила педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников:


  • в организации деятельности учтены региональное культурное наследие и связи с окружающим социумом;

  • организована поэтапно совместная деятельность взрослых (педагога, родителей) и детей, обеспечивающая целостное воздействие на ученика.

В выявленных Батыревой С.Г. и Кокуевой Л.В. педагогических условиях прослеживается необходимость так организовать образовательный процесс, чтобы младшие школьники были субъектами коммуникативной деятельности. Для этого нужно выбрать формы организации образовательного процесса, применить методы развития коммуникативной активности детей в процессе общения и подобрать средства, наиболее приемлемые для формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

  • Выбор формы организации образовательного процесса и методов развития коммуникативной активности учащихся отражается в формулировке педагогических условий, которые предлагает Божович Ю.Е.:

  • создание ситуаций на уроках, при которых младшие школьники смогут проявлять сформированные коммуникативные умения и инициативу;

  • принятие и поощрение оригинальных идей и нестандартных решений учебной задачи, связанной с проявлением коммуникативных умений;

  • одобрение и положительная оценка коммуникативного поведения при общении, при поиске способа решения проблем, разрешения коммуникативных ситуаций с помощью применения навыков пользователя компьютера для получения информации по изучаемой теме в информационных источниках;

  • приобщение к групповым занятиям с добровольно выбранными партнерами или индивидуальная работа за компьютером [Божович, с.112].

Михайлова Е.В. исследовала влияние общения детей на занятиях кружка на развитие у них коммуникативных умений и в качестве педагогических условий формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности рассматривает:

  • организацию деятельности, способствующей переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общественного и личностного смысла ценности;

  • включение младших школьников в коллективную творческую деятельность.

Михайлова Е.В. предлагает на занятиях кружка реализовать эти условия, используя экранные средства и музыкальные фрагменты во время коллективной творческой деятельности, так как воздействие видео- и аудио- средств усиливает эффект переживания учениками ценностного отношения к явлениям действительности.


В качестве средств формирования коммуникативных навыков у младших школьников Оморокова М.И. и Лисина В.А. рассматривают: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь учителя; обучение родной речи и языку, манерам общения с помощью произведений художественной литературы и различных видов искусства.

Как отмечает Оморокова М.И., создание эмоциональной атмосферы, необходимой для проявления детьми коммуникативных умений происходит на занятиях кружка во время обсуждения произведений художественной литературы и произведений различных видов искусства (изобразительного, музыки, театра, кино и мультипликации). Учитывая тот факт, что современные дети младшего школьного возраста предпочитают смотреть телевизор или читать электронные книги, просматривать информацию в компьютере, Оморокова М.И. на занятиях кружка предлагает предлагать детям посмотреть фрагменты спектаклей, концертов; детские фильмы; посетить музеи и выставки с помощью Интернет-трансляции, а после просмотра провести живое обсуждение увиденного, дать высказаться детям и обменяться мнениями.

Мы считаем, что наряду со спектаклями, концертами и детскими фильмами в качестве средства формирования коммуникативных навыков младших школьников можно использовать мультипликационные фильмы, так как они являются для ребёнка моделью окружающего мира, они могут формировать у него первичные представления о добре и зле, эталоны взаимодействия с людьми и коммуникативные умения.

Рассмотрим мнения исследователей и педагогов о том, при каких условиях можно применять мультипликационные фильмы в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Нами изучен опыт использования учителями начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности мультфильмов, которым они делятся на различных сайтах в интернете. Ознакомление с содержанием уроков и внеклассных мероприятий, разработанных учителями, позволило нам выявить, что учителя при проведении фрагментов уроков по различным темам используют аналогичные методы и организационные формы обучения, направленные на развитие качеств личности и на медиаобразование младших школьников посредством мультфильмов:

  1. Детям предлагается одинаковый текст, тема или музыкальный фрагмент, каждый ребёнок должен дома самостоятельно подобрать фрагменты мультфильмов и составить из них мультипликационный коллаж, который используется на уроке или на занятии кружка при обсуждении проблемы, учитель предлагает детям выбрать слова в изучаемом на уроке тексте к содержанию коллажа. Затем учитель предлагает детям обсудить положительные моменты коллажа и сделать предложения ученику-автору коллажа как исправить недочёты, если они существуют.

  2. Метод, направленный на формирование умения учитывать мнение других людей и отстаивать свою точку зрения и способствующий медиаобразованию младших школьников заключается в том, что дети получают задание - прочитать произведение художественной литературы, после чего учитель просит после уроков на кружковом занятии, работая в группах, выбрать фрагменты соответствующего мультфильма для краткого пересказа по мотивам данного произведения или сделать буктрейлер как набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями или как анимационный мультфильм по книге.

  3. Многие учителя начальных классов и психологи считают, что перед первым прочтением художественного произведения ребёнком младшего школьного возраста важно просмотреть с ним фрагментарно мультфильм. При подборе фрагментов важно, чтобы все персонажи были показаны во фрагменте, начало сюжета может быть пояснено, но развязку ребёнок сможет узнать, только прочитав текст. В этом случае фрагменты мультфильма используются, как своеобразная реклама данного произведения. Важно также, что при чтении дети могут уже опираться на образы персонажей, которые были показаны.

  4. Ухвалова Т.С. предлагает форму организации обучения младших школьников, заключающуюся в том, что учитель во время просмотра мультфильма или его фрагмента даёт задание детям или уточняет детали сюжета, речи персонажей. Эта деятельность основана на методе «Стоп, игра!». Ребёнок должен по заданию учителя внимательно смотреть мультфильм и по мере необходимости нажать на стоп-кадр. Например, задания могут быть на выявление чувств или эмоциональных состояний героев мультфильма. Дети просматривают мультфильм и по ходу нажимают на паузу, во время которой называют словами или показывают на пиктограммах эмоцию персонажа, которую видят в сюжете на экране. Можно дополнительно предложить мимикой и  жестами показать эмоциональное переживание персонажа, используя при этом зеркало для сравнения своего показа эмоции героя с тем, что показано в сюжете мультфильма.

  5. Для того, чтобы вызвать интерес у детей к чтению по ролям, учителя предлагают во внеурочной деятельности проводить озвучивание мультфильмов с распределением ролей. Учитель всем выдаёт текст в виде прямой речи персонажей, затем первый раз просматривают фрагмент мультфильма, слушая и сопоставляя со своим текстом для озвучивания. Затем актёры садятся напротив экрана, и фрагмент мультфильма включается без звука, а они озвучивают его по ролям, пользуясь текстом.

  6. После просмотра мультфильма учитель предлагает детям пофантазировать и предложить другие варианты окончания мультфильма. Например, после просмотра мультфильма по сюжету сказки «Колобок» учитель может предложить детям изменить финал сказки и подумать, как сделать так, чтобы и Колобок остался целым, и Лиса была бы сытой и довольной. Можно предложить детям изменить характеры героев и написать сценарий мультфильма. Затем дети читают получившиеся сценарии и могут использовать презентацию или фрагменты мультфильма, который переделывают, но без звука, а озвучивание проводят как сопровождение просмотра по своему тексту сценария.


Самое главное для учителя при просмотре мультипликационного фильма подчёркивать моменты в сюжете и выделять слова и поступки героев, демонстрирующие проявление умения понять другого, сопереживать, сочувствовать; умения адекватно оценить себя и других; умения принять мнение другого; умения решать конфликты; умения взаимодействовать с членами коллектива.

Бурухина А.Ф. изучала потенциал мультфильма как средства воспитания нравственного поведения младших школьников и выявила, что для воспитания нравственных качеств у младших школьников посредством мультфильмов необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

  • использование мультфильмов, сюжетная линия которых и образы персонажей соответствуют нравственным нормам;

  • использование мультфильмов, соответствующих возможностям восприятия детей – с умеренной яркостью цвета, с понятной лексикой, с эмоционально окрашенной речью героев4

  • формирование медиаграмотности младших школьников необходимо проводить параллельно с просмотром, обсуждением событий и образов мультфильмов;

  • вовлечение ребёнка в ситуации, в которых он воспринимает и понимает нравственное содержание мультфильма в целом и отдельных его фрагментов, на основе чего сопоставляет нравственные конфликты сюжета с собственным поведением;

  • применение методов наглядно раскрывающих нравственные нормы и правила поведения и общения, связывающих ситуации во фрагментах мультфильма с жизненными ситуациями, окружающими ребёнка и его отношениями со сверстниками и взрослыми.

Куниченко О.В., изучая влияние мультфильмов на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, предлагает вовлекать детей в ситуации, помогающие ребёнку понять и усвоить нравственные ценности, заложенные в мультфильме:

    1. Ситуация осознания и понимания событий, происходящих в мультфильме, содержащая вопросы, детские высказывания и интерпретации происходящих событий.

    2. Ситуация выделения отдельных эпизодов мультфильма для рассмотрения и понимания детьми мотивов поведения персонажей мультфильма.

    3. Ситуация проявления детьми эмоционального отношения к персонажам мультфильма.

    4. Ситуация рассмотрения нравственных конфликтов героев мультфильма соответствующих приобретённому опыту детей в разрешении конфликтов со сверстниками и взрослыми.

    5. Ситуация поиска выхода из создавшегося положения в сюжете мультфильма вместе с героем, связанная с сочувствием к герою.