Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изложенные выше мнения учёных и педагогов об организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов и предлагаемые ими педагогические условия помогли нам определить и сформулировать для данного исследования два педагогических условия применения мультипликации при формировании коммуникативных навыков у младших школьников:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;
-
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Для реализации на уроках первого педагогического условия мы предлагаем согласно тематическому планированию выделить темы уроков, в содержание которых можно вставить просмотр фрагментов мультфильмов, сюжетная линия которых позволяет кроме информации по теме урока обратить внимание на поступки и поведение героев мультфильмов, демонстрирующие сформированные у них коммуникативные умения и навыки.
Во внеурочной деятельности реализация первого и второго педагогических условий возможна при проведении мероприятий на занятиях кружка, на которых младшие школьники будут вовлечены в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, чтобы каждый ученик мог сопоставить коммуникативные конфликты и положительный опыт общения героев мультфильма с собственным поведением и перенести моральные установки фильма на собственное поведение. Для этого мы предлагаем провести игровые и театрализованные тренинги, квесты.
Таким образом, мы предполагаем, что формированию коммуникативных навыков у младших школьников будет способствовать просмотр мультфильмов с последующим рассмотрением опыта общения героев, проявлению ими умения понять другого, сопереживать, сочувствовать, умения адекватно оценить себя и других, умения принять мнение другого, умения решать конфликты, умением взаимодействовать с членами коллектива; проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах; сопоставление коммуникативного опыта из сюжета мультфильма с собственным поведением и перенос моральных установок фильма на собственное поведение.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Рассмотрев понятие, сущность и содержание коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе мы определили, что: коммуникативные навыки - это более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению, а составляющими коммуникативных навыков являются следующие умения: сопереживать, сочувствовать другим людям; адекватно оценить себя и других; принять мнение другого; решать конфликты; взаимодействовать с членами коллектива.
Мы будем придерживаться вывода о том, что «коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая». К ним относятся: действия, направленные на учет позиции собеседника; умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия; действия по согласованию усилий (кооперация); включение в совместную работу.
Мы выявили, что мультфильмы можно использовать в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников, если их сюжеты позволяют младшим школьникам перенимать положительные модели поведения главных героев, раскрывающие добрые хорошие качества и содержат положительные образцы общения, коммуникации.
К особенностям формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов относятся:
-
При просмотре мультфильмов младшие школьники закрепляют коммуникативные и речевые навыки, сформированные у них в общении с окружающими. -
Учителю нужно не навязывать своё мнение учащимся о событиях и проблеме, рассматриваемой в мультфильме, а дать возможность детям проявить эмоции, чувства в обсуждении так, чтобы дети учились доказывать правильность собственного мнения и осознавать справедливость других точек зрения на решение проблемы, сюжета мультфильма. -
Мультфильм может быть применён для формирования коммуникативных навыков у младших школьников в сочетании с такими средствами как: с общением взрослых и детей; с культурной языковой средой, с речью учителя; -
Коммуникативные навыки у младших школьников формируются после просмотра мультфильма в процессе выполнения специальных учебных заданий, связанных с нормами поведения и взаимодействием, коммуникацией. -
Осознание и восприятие детьми сюжетных линий и характеров героев мультфильма, выполнение ими проблемных заданий ведет к пониманию изучаемого чувства, умению проявлять эти эмоции или сдерживать их, если они отрицательно сказываются на общении. -
Организация просмотра мультфильма может отвлечь современных детей от виртуального общения в соц.сетях, а совместное обсуждение и обмен мнениями после просмотра мультфильма убедит детей в том, что реальный мир гораздо богаче и интереснее виртуального, а живое общение со сверстниками интереснее виртуального общения.
Анализ педагогической литературы и опыт педагогов по проблеме формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами мультипликации помогли нам определить и сформулировать для данного исследования два педагогических условия применения мультипликации при формировании коммуникативных навыков у младших школьников:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;
-
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Таким образом, мы выявили и обосновали теоретически, что формированию коммуникативных навыков у младших школьников будет способствовать: просмотр мультфильмов с последующим рассмотрением и обсуждением коммуникативных умений героев мультфильмов; проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах; сопоставление коммуникативного опыта из сюжета мультфильма с собственным поведением и перенос моральных установок фильма на собственное поведение.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ №5 города Ишима.
В эксперименте принимали участие 52 учащихся. В качестве экспериментальной группы (ЭГ) была определен в 1 «Б» класс (26 человек) и в качестве контрольной группы (КГ) определён 1 «А» класс (26 человек).
Цель экспериментального исследования – проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; -
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Эксперимент проводился в три этапа. Первый констатирующий этап эксперимента был проведён с целью выявления у младших школьников уровня сформированности коммуникативных навыков.
При определении критериев и показателей, которые помогут выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников, мы руководствовались мнением Зайцевой К.П., которое заключается в том, что для определения уровня развития коммуникативных навыков учащихся в соответствии с когнитивно-регулятивным, эмоционально-мотивационным и деятельно-практическим компонентами коммуникативных навыков нужно использовать критерии и показатели развития коммуникативных навыков, которые подробно представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Критерии и показатели сформированности коммуникативных навыков у младших школьников
навык | критерий | показатели | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||
для решения различных коммуникативных задач использовать речь | использование речи, монолога и диалога в общении | с помощью взрослых использует речь для решения различных коммуникативных ситуаций | предпринимает попытки самостоятельно решить ком. задачи с помощью речи | адекватно использует возможности речи при коммуникации |
допускать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с точкой зрения самого ребёнка | принятие правил общения | с помощью взрослого человека пытается понять, что у людей могут быть мнения, отличные от мнения самого ребёнка, и пытается во взаимодействии с другими людьми в диалоге терпимо и с пониманием относиться к мнению собеседника | осознает, что у других людей могут быть мнения, отличные от мнения самого ребёнка, старается учитывать мнения другого человека, но не всегда удается достичь взаимопонимания | осознает, что у других людей могут быть мнения, отличные от мнения самого ребёнка, учитывает мнения в взаимодействии с другими людьми на основе взаимопонимания и эмпатии |
ориентироваться на точку зрения и позицию партнера в общении | соблюдение правил общения | не учитывает разные мнения , и не стремится к координации различных позиций в сотрудничестве | интересуется и выслушивает разные мнения, но не стремится их учитывать в сотрудничестве | учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве |
формулировать собственное мнение и позицию | использование речи и жестов для изложения своего мнения | Затрудняется во взаимодействии использовать речь и жесты для изложения своей точки зрения | использует речь и жесты при формулировании собственного мнения | умело использует речь и жесты при формулировании собственного мнения, для изложения своей точки зрения |
задавать вопросы | умение заговаривать и уместно задавать вопросы | затрудняется сформулировать вопрос | формулирует вопрос подробно и во взаимодействии учитывает полученный ответ | формулирует вопрос подробно, развёрнуто и во взаимодействии учитывает полученный ответ, учитывает мнение отвечающего |
использовать речь для регуляции своего действия | Умение словами пояснить намерения решения ситуации | затрудняется словами пояснить свои действия и намерения | Адекватно использует речевые средства для регуляции своего действия | Адекватно использует речевые средства для регуляции своего действия |
проявлять заботу об окружающих людях. | Умение проявлять заботу об окружающих людях. | с помощью взрослых может определить необходимость и меру помощи людям | не всегда самостоятельно выявляет необходимость проявления заботы , хотя с пониманием и с желанием проявляет заботу об окружающих людях | самостоятельно выявляет необходимость проявления заботы, с пониманием и с желанием проявляет заботу об окружающих людях |
общение и построение отношений с другими людьми. | Проявление навыков общения и построения отношений с другими людьми. | выборочно общается , затрудняется построить отношения с другими людьми | общается , но затрудняется построить отношения с другими людьми | активно общается и строит отношения с другими людьми |
использование средств коммуникации в деятельности | Проявление навыков использования средств коммуникации в деятельности | не использует средств коммуникации в деятельности | при помощи взрослого человека использует средства коммуникации в деятельности | самостоятельно использует различные средства коммуникации в деятельности |
Пользуясь показателями из таблицы 2.1 мы выделили три уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся начальных классов: низкий, средний и высокий, и применили их для диагностических методик, рекомендованных во ФГОС НОО:
-
«Рукавичка» (Г.А. Цукерман)
Цель методики: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
-
«Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Цель методики: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера);
-
«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Цель методики: выявление уровня сформированности умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
Диагностика учащихся 1 «Б» экспериментального и 1 «А» контрольного классов проводилась следующим образом: с помощью методики «Рукавичка» выявлялся уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); в методике «Кто прав?» выявлялась сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника; методика «Дорога к дому» позволила выявить уровень сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
Результаты диагностики представили в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Распределение полученных результатов по уровням
в контрольном и экспериментальном классах
Методика Уровень | «Рукавички» | «Кто прав?» | «Дорога к дому» | |||
контрольный класс | эксперим класс | контрольный класс | эксперим класс | контрольный класс | эксперим класс | |
Высокий | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Средний | 8 | 10 | 12 | 11 | 11 | 9 |
Низкий | 16 | 14 | 10 | 11 | 11 | 12 |