Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изложенные выше мнения учёных и педагогов об организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов и предлагаемые ими педагогические условия помогли нам определить и сформулировать для данного исследования два педагогических условия применения мультипликации при формировании коммуникативных навыков у младших школьников:

  • на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;

  • во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.

Для реализации на уроках первого педагогического условия мы предлагаем согласно тематическому планированию выделить темы уроков, в содержание которых можно вставить просмотр фрагментов мультфильмов, сюжетная линия которых позволяет кроме информации по теме урока обратить внимание на поступки и поведение героев мультфильмов, демонстрирующие сформированные у них коммуникативные умения и навыки.

Во внеурочной деятельности реализация первого и второго педагогических условий возможна при проведении мероприятий на занятиях кружка, на которых младшие школьники будут вовлечены в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, чтобы каждый ученик мог сопоставить коммуникативные конфликты и положительный опыт общения героев мультфильма с собственным поведением и перенести моральные установки фильма на собственное поведение. Для этого мы предлагаем провести игровые и театрализованные тренинги, квесты.

Таким образом, мы предполагаем, что формированию коммуникативных навыков у младших школьников будет способствовать просмотр мультфильмов с последующим рассмотрением опыта общения героев, проявлению ими умения понять другого, сопереживать, сочувствовать, умения адекватно оценить себя и других, умения принять мнение другого, умения решать конфликты, умением взаимодействовать с членами коллектива; проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах; сопоставление коммуникативного опыта из сюжета мультфильма с собственным поведением и перенос моральных установок фильма на собственное поведение.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Рассмотрев понятие, сущность и содержание коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе мы определили, что: коммуникативные навыки - это более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению, а составляющими коммуникативных навыков являются следующие умения: сопереживать, сочувствовать другим людям; адекватно оценить себя и других; принять мнение другого; решать конфликты; взаимодействовать с членами коллектива.

Мы будем придерживаться вывода о том, что «коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая». К ним относятся: действия, направленные на учет позиции собеседника; умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия; действия по согласованию усилий (кооперация); включение в совместную работу.

Мы выявили, что мультфильмы можно использовать в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников, если их сюжеты позволяют младшим школьникам перенимать положительные модели поведения главных героев, раскрывающие добрые хорошие качества и содержат положительные образцы общения, коммуникации.

К особенностям формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов относятся:

  • При просмотре мультфильмов младшие школьники закрепляют коммуникативные и речевые навыки, сформированные у них в общении с окружающими.

  • Учителю нужно не навязывать своё мнение учащимся о событиях и проблеме, рассматриваемой в мультфильме, а дать возможность детям проявить эмоции, чувства в обсуждении так, чтобы дети учились доказывать правильность собственного мнения и осознавать справедливость других точек зрения на решение проблемы, сюжета мультфильма.

  • Мультфильм может быть применён для формирования коммуникативных навыков у младших школьников в сочетании с такими средствами как: с общением взрослых и детей; с культурной языковой средой, с речью учителя;

  • Коммуникативные навыки у младших школьников формируются после просмотра мультфильма в процессе выполнения специальных учебных заданий, связанных с нормами поведения и взаимодействием, коммуникацией.

  • Осознание и восприятие детьми сюжетных линий и характеров героев мультфильма, выполнение ими проблемных заданий ведет к пониманию изучаемого чувства, умению проявлять эти эмоции или сдерживать их, если они отрицательно сказываются на общении.

  • Организация просмотра мультфильма может отвлечь современных детей от виртуального общения в соц.сетях, а совместное обсуждение и обмен мнениями после просмотра мультфильма убедит детей в том, что реальный мир гораздо богаче и интереснее виртуального, а живое общение со сверстниками интереснее виртуального общения.


Анализ педагогической литературы и опыт педагогов по проблеме формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами мультипликации помогли нам определить и сформулировать для данного исследования два педагогических условия применения мультипликации при формировании коммуникативных навыков у младших школьников:

  • на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;

  • во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.

Таким образом, мы выявили и обосновали теоретически, что формированию коммуникативных навыков у младших школьников будет способствовать: просмотр мультфильмов с последующим рассмотрением и обсуждением коммуникативных умений героев мультфильмов; проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах; сопоставление коммуникативного опыта из сюжета мультфильма с собственным поведением и перенос моральных установок фильма на собственное поведение.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ №5 города Ишима.

В эксперименте принимали участие 52 учащихся. В качестве экспериментальной группы (ЭГ) была определен в 1 «Б» класс (26 человек) и в качестве контрольной группы (КГ) определён 1 «А» класс (26 человек).

Цель экспериментального исследования – проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов:

  • на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;

  • во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.

Эксперимент проводился в три этапа. Первый констатирующий этап эксперимента был проведён с целью выявления у младших школьников уровня сформированности коммуникативных навыков.


При определении критериев и показателей, которые помогут выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников, мы руководствовались мнением Зайцевой К.П., которое заключается в том, что для определения уровня развития коммуникативных навыков учащихся в соответствии с когнитивно-регулятивным, эмоционально-мотивационным и деятельно-практическим компонентами коммуникативных навыков нужно использовать критерии и показатели развития коммуникативных навыков, которые подробно представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Критерии и показатели сформированности коммуникативных навыков у младших школьников

навык

критерий

показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

для решения различных коммуникативных задач использовать речь

использование речи, монолога и диалога в общении

с помощью взрослых использует речь для решения различных коммуникативных ситуаций

предпринимает попытки самостоятельно решить ком. задачи с помощью речи

адекватно использует возможности речи при коммуникации

допускать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с точкой зрения самого ребёнка

принятие правил общения

с помощью взрослого человека пытается понять, что у людей могут быть мнения, отличные от мнения самого ребёнка, и пытается во взаимодействии с другими людьми в диалоге терпимо и с пониманием относиться к мнению собеседника

осознает, что у других людей могут быть мнения, отличные от мнения самого ребёнка, старается учитывать мнения другого человека, но не всегда удается достичь взаимопонимания

осознает, что у других людей могут быть мнения, отличные от мнения самого ребёнка, учитывает мнения в взаимодействии с другими людьми на основе взаимопонимания и эмпатии


ориентироваться на точку зрения и позицию партнера в общении

соблюдение правил общения

не учитывает разные мнения , и не стремится к координации различных позиций в сотрудничестве

интересуется и выслушивает разные мнения, но не стремится их учитывать в сотрудничестве

учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве

формулировать собственное мнение и позицию

использование речи и жестов для изложения своего мнения

Затрудняется во взаимодействии использовать речь и жесты для изложения своей точки зрения

использует речь и жесты при формулировании собственного мнения

умело использует речь и жесты при формулировании собственного мнения, для изложения своей точки зрения

задавать вопросы

умение заговаривать и уместно задавать вопросы

затрудняется сформулировать вопрос

формулирует вопрос подробно и во взаимодействии учитывает полученный ответ

формулирует вопрос подробно, развёрнуто и во взаимодействии учитывает полученный ответ, учитывает мнение отвечающего

использовать речь для регуляции своего действия

Умение словами пояснить намерения решения ситуации

затрудняется словами пояснить свои действия и намерения

Адекватно использует речевые средства для регуляции своего действия

Адекватно использует речевые средства для регуляции своего действия

проявлять заботу об окружающих людях.


Умение проявлять заботу об окружающих людях.


с помощью взрослых может определить необходимость и меру помощи людям

не всегда самостоятельно выявляет необходимость проявления заботы , хотя с пониманием и с желанием проявляет заботу об окружающих людях

самостоятельно выявляет необходимость проявления заботы, с пониманием и с желанием проявляет заботу об окружающих людях

общение и построение отношений с другими людьми.

Проявление навыков общения и построения отношений с другими людьми.


выборочно общается , затрудняется построить отношения с другими людьми

общается , но затрудняется построить отношения с другими людьми

активно общается и строит отношения с другими людьми

использование средств коммуникации в деятельности

Проявление навыков использования средств коммуникации в деятельности

не использует средств коммуникации в деятельности

при помощи взрослого человека использует средства коммуникации в деятельности

самостоятельно использует различные средства коммуникации в деятельности



Пользуясь показателями из таблицы 2.1 мы выделили три уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся начальных классов: низкий, средний и высокий, и применили их для диагностических методик, рекомендованных во ФГОС НОО:

  1. «Рукавичка» (Г.А. Цукерман)

Цель методики: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

  1. «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)

Цель методики: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера);

  1. «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

Цель методики: выявление уровня сформированности умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Диагностика учащихся 1 «Б» экспериментального и 1 «А» контрольного классов проводилась следующим образом: с помощью методики «Рукавичка» выявлялся уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); в методике «Кто прав?» выявлялась сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника; методика «Дорога к дому» позволила выявить уровень сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

Результаты диагностики представили в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Распределение полученных результатов по уровням

в контрольном и экспериментальном классах

Методика
Уровень

«Рукавички»

«Кто прав?»

«Дорога к дому»

контрольный класс

эксперим класс

контрольный класс

эксперим класс

контрольный класс

эксперим класс

Высокий

2

2

4

4

4

5

Средний

8

10

12

11

11

9

Низкий

16

14

10

11

11

12