Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты диагностики учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по методике «Рукавички» представим наглядно на рисунке 1.
Рис.1.Результаты диагностики по методике «Рукавички»
Дети работали в парах, им было предложено обсудить и договориться о том, пару каких рукавичек они будут рисовать, один ученик раскрашивает изображённый шаблон правой рукавицы, а другой ученик раскрашивает шаблон левой рукавицы, в результате должна получиться пара рукавиц. У 16 человек контрольного и 14 человек экспериментального классов изображения рукавичек отличались узорами, потому что ребята даже не пытались договориться и не смогли прийти к согласию, у каждого в рисунке проявилось только своё мнение о том, какой должна быть рукавица. Поэтому 30 первоклассников из 52 мы отнесли к низкому уровню сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У 8 учащихся контрольного класса и 10 учащихся экспериментального класса в рисунках заметно частичное сходство, так как одна пара детей договорились о том, что цвет рукавички должен быть синим, другие выбрали рисунок снежинки для изображения на варежке, но каждый ребёнок внёс в изображение свой узор и варежки были разного цвета и заметно отличались друг от друга, третьи изображали варежки с кисточками и с изображением ягодок, но не договорились о цвете и снова варежки отличались и по цвету и ягоды были разные, но так как явно просматривается частичное сходство, то этих 18 учащихся мы отнесли к среднему уровню сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Нужно отметить, что большинство детей пытались учитывать мнения другого человека, но им не удалось достичь взаимопонимания. И в контрольном и в экспериментальном классе мы выявили только по 2 ученика, которые показали высокий уровень, они активно и заинтересованно обсудили сначала варианты узоров, затем вместе выбрали способ раскрашивания рукавичек и самое главное, раскрашивая рукавицы, координировали свои действия, поэтому у них получились рукавицы украшенные почти одинаковым узором и действительно получилась пара рукавиц.
Результаты методики «Кто прав?» представим наглядно на рисунке 2.
Рис.2.Результаты диагностики по методике «Кто прав?»
В беседе при индивидуальном обследовании ребенку предлагается прочитать по очереди текст трех маленьких рассказов и ответить на поставленные вопросы. 10 учеников контрольного класса и 11 учеников экспериментального класса не смогли выделить и объяснить возможность оценивания ситуации с разных позиций в первом задании, а также не примяли во внимание необходимость учёта мнения другого человека при принятии решения, У этих учеников низкий уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.
Средний уровень сформированности учёта мнения и позиции собеседника проявился у 12 человек контрольного класса и у 11 человек экспериментального класса, которые осознают и понимают, что при оценке предмета или сюжета возможны различные подходы и ошибочные или справедливые мнения, но затрудняются обосновать свои ответы.
Высокий уровень был выявлен нами только у 4 детей, обучающихся в контрольном классе и у 4 детей, обучающихся в экспериментальном классе, которые продемонстрировали в ответах понимание относительности при оценке предмета или сюжета, смогли учесть позиции персонажей из предложенных ситуаций при обосновании собственного мнения.
Результаты методики «Дорога к дому» представим наглядно на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Дорога к дому»
Детям было предложено работать в парах. У 11 человек из контрольного класса и у 12 человек из экспериментального класса низкий уровень сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру, так как они не смогли сформулировать понятные указания партнёру, хотя в совместной деятельности в паре эти дети активно обсуждали построение траектории пути от школы до дома. Некоторые дети показали, что понимают, как пройти до дома и сами выполнили бы задание, но сориентировать другого человека словами затрудняются и пытались использовать жесты и мимику.
Если мы наблюдали хотя бы частичное сходство узоров, выполненных первоклассниками с предложенными образцами и при этом указания отражали хотя бы часть ориентиров, необходимых для выполнения задания партнёром, то относили ребёнка к среднему уровню, не учитывали, что он вопросы и ответы мог формулировать не точно и расплывчато. Таких детей выявлено 11 в контрольном классе и 11 в экспериментальном классе. И только 4 учащихся контрольного класса и 5 учащихся экспериментального класса достигли взаимопонимания с партнёром при выполнении задания, они смогли построить диалог так, что направляли действия второго ученика понятным языком, содержащим необходимую и достаточную информацию. В конце такие дети самостоятельно проявляли инициативу в конце после выполнения задания сравнить нарисованную дорогу с образцом. Эти дети соответствовали высокому уровню сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
Диагностика показала, что дети не всегда активно включаются в работу, затрудняются легко общаться на общие темы. Многие дети не имеют ярко выраженных навыков использования средств коммуникации в деятельности. Им легче обосновать свою точку зрения, чем принять и понять чужую точку зрения. Стараются проявлять навыки общения и строить отношений с другими людьми, в беседе дети старались продолжить мысль друг за другом, дополнять деталями. Большинство детей доброжелательны, соблюдают правила общения. Особенно ярко это проявилось в методике «Кто прав?». По результатам диагностик мы видим, что в основном дети пребывают на низком и среднем уровнях сформированности . В процессе проведения описанных выше трёх диагностических методик мы выявили также, что первоклассники, обучающиеся и в контрольном и в экспериментальном классах выполнили задания одинаково, поэтому считаем, что недочёты в сформированности у них коммуникативных навыков тоже можем выделить одинаковые, а именно нужно обратить внимание на использование ими речи, монолога и диалога в общении и для изложения своего мнения, нужно формировать и развивать коммуникативные умения, составляющие коммуникативный навык: умением понять другого, сопереживать, сочувствовать; умением адекватно оценить себя и других; умением принять мнение другого; умением решать конфликты; умением взаимодействовать с членами коллектива.
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Формирующий этап эксперимента проходил на базе МАОУ СОШ №5 города Ишима.
Цель формирующего этапа эксперимента - проверить эффективность педагогических условий формирования у младших школьников коммуникативных навыков посредством мультфильмов:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; -
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Для реализации педагогических условий на формирующем этапе эксперимента создали для учащихся экспериментального 1 «Б» класса рефлексивную среду, позволяющую детям при просмотре фрагментов мультфильмов обращать внимание на героев мультфильмов, которые учат детей понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать ему; учитывают и прислушиваются к мнению других героев; общаются с другими персонажами и учат детей взаимодействовать с другими детьми, т.е. создали среду, формирующую коммуникативные умения у первоклассников. Мы выделили темы уроков в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века», сюжетная линия которых позволяет при просмотре фрагмента мультфильма кроме информации по теме урока продемонстрировать поступки и поведение героев мультфильмов, обратить внимание детей на манеру персонажей мультфильма общаться, на умение выслушивать мнение других персонажей.
В таблице 2.3. отразим темы уроков, содержание фрагментов мультфильмов и отметим, какие коммуникативные умения и навыки формируются у первоклассников с их помощью.
Таблица 2.3.
Содержание мультсопровождения уроков в 1 классе
предмет | тема урока | содержание фрагментов мультфильмов | коммуникативные умения и навыки |
математика | Единица измерения длины. Сантиметр. | измерение длины удава мультфильм «38 попугаев» | умение понять другого, сопереживать, решать конфликты; взаимодействовать с членами коллектива |
сложение и вычитание в пределах 10 | в сюжете сказки «Теремок» складывают и вычитают предметы в пределах 10 | умение понять другого, решать конфликты; взаимодействовать с членами коллектива | |
литературное чтение | урок 1 произведение Л.Н.Толстого «Три медведя» | видеоурок 1 класс YOUTube Детям с просмотром фрагментов мультфильма «Три медведя» | умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива |
продолжение урок 2 произведение Л.Н.Толстого «Три медведя» | отвечают на вопросы и в качестве подтверждения правильного ответа просматривают фрагменты мультфильма и читают сказку по ролям | умение взаимодействовать с членами коллектива | |
сказка «Теремок» | демонстрация фрагментов мультфильма перед чтением | умение понять другого, сопереживать, решать конфликты; взаимодействовать с членами коллектива | |
русский язык | алфавит. знакомство с буквами | фрагмент мультфильма «Смешарики.», в котором уточняется последовательность букв в алфавите | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт. |
музыка | повсюду музыка слышна | мультурок с использованием фрагментов мультфильмов, демонстрирующих различные музыкальные жанры | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт |
музыкальная азбука | мультсопровождение при знакомстве с нотами | умение учитывать мнение другого человека при заключении | |
мелодия | мультурок с использованием фрагментов мультфильмов, демонстрирующих различные сюжеты, сопровождающиеся мелодиями | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт | |
фрагмент на уроке | мульт-караоке «Песенка друзей» из МФ «Брементские музыканты» | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт | |
фрагмент на уроке | Видео-караоке «Первая песня разбойников» | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт | |
фрагмент на уроке | Видео-караоке «Песенка охранников» | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт | |
Музыкальная сказка «Брементские музыканты» | YOUTube Детям Музыкальная сказка «Бременские музыканты» с фрагментами мюзикла и мультфильма | умение переносить сюжет фильма на собственный опыт |
На уроках мы использовали такие методы, как просмотр мультфильмов, беседы по их содержанию, инсценировки фрагментов мультфильмов для демонстрации математических зависимостей, например в сказке «Три медведя», мультсопровождение прослушивания и разучивания песен из мультфильмов, просмотр мюзиклов по сюжетам мультфильмов, дидактические, речевые и сюжетно – ролевые игры по просмотренным мультфильмам и т.д. Мы заметили, что эти методы активизировали деятельность детей на уроках, они контактировали друг с другом, считались с мнением и принимали коллегиальные решения, легче делали выводы и отвечали на вопросы при подведении итогов урока. Благодаря таким формам и методам работы часть детей проявили в ответах, что осознали смысл отзывчивости, взаимопомощи и сопереживания как нравственных качеств, учащиеся стали вести себя в соответствии с нормами и правилами поведения, стали активнее помогать и принимать помощь друг от друга, а также активнее стали откликаться на переживания других.
Мы разработали программу кружка «Мы любим мультфильмы» для того, чтобы во внеурочной деятельности реализовать педагогические условия, эффективность которых проверяем: 1. используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; 2. во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Программа кружка «Мы любим мультфильмы» разработана для первоклассников из расчета одно занятие в неделю, 18 занятий в течение учебного года. Паспорт программы представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Паспорт программы кружка «Мы любим мультфильмы».
Цель программы | Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности |
Задачи программы | – формирование у первоклассников умения общаться, критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - создание среды и условий во внеурочной деятельности первоклассников, способствующих общению на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. |
Срок реализации | 18 занятий, продолжительность одного занятия 1 час в неделю. |
Форма занятий | занятия, совместная коллективная работа |
Методы работы | - Групповая работа и работа в парах помогают младшим школьникам активно включаться в работу и участвовать в ходе занятия. - Использование мультипликации повышают наглядность и образность обсуждения. -Применение интерактивных форм, ролевых игр, тренингов, способствующих повышению интереса и вовлеченности в деятельность также способствуют формированию коммуникативных навыков у младших школьников. |
Ресурсное обеспечение | - обеспеченность интерактивной доской, интернетом, наглядными материалами, костюмами и масками для проигрывания ситуаций общения по сюжетам мультфильмов - наличие компьютеров и планшетов. |
Планируемые результаты | Дети научатся: - Для решения различных коммуникативных задач и для контроля за своей деятельностью использовать речь. - Поймут, что у окружающих могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с точкой зрения самого ребёнка и будут ориентироваться на точку зрения и позицию партнера в общении; - Формулируют собственное мнение и отстаивают свою точку зрения, свою позицию; - Общаются и выстраивают отношения с другими людьми, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. |