Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа кружка «Мы любим мультфильмы» (Приложение 1) включает в себя мероприятия, направленные на развитие когнитивно-регулятивного, эмоционально-мотивационного и деятельно-практического компонентов коммуникативных навыков, которые определены и описаны в параграфе 1.1.
Отметим, что когнитивно-регулятивный компонент обеспечивает овладение учащимися младшего школьного возраста знаниями о правилах общения для осуществления коммуникативного взаимодействия; эмоционально-мотивационный компонент проявляется в том, что ребенок организует коммуникативное поведение своим уникальным стилем; деятельно-практический компонент дает ребенку возможность применять знания и жизненный опыт общения в нужный момент во время межличностной коммуникации или в новых ситуациях. В таблице 2.5. представим план мероприятий кружка «Мы любим мультфильмы», разработанный в соответствии с содержанием программы кружка.
Таблица 2.5.
План мероприятий кружка «Мы любим мультфильмы»
№ п/п | Содержание работы | Цель и краткое содержание мероприятия |
1 | квест- игра «Любителей мультфильмов приглашаем» (Приложение 2) | Цель: развитие и уточнение теоретических знаний о мультипликации, о создании мультфильмов. Краткое содержание мероприятия: каждая команда выполняет задания и путешествует по станциям, узнавая новую информацию о мультфильмах и их создании, в итоге все команды собираются в одном конечном пункте и отвечают на вопросы учителя, используя полученные знания. |
2. | Просмотр мультфильма «ЙОКО. Секреты общения» | Цель: уточнение теоретических знаний и рассмотрение практических ситуаций, возникающих при общении Краткое содержание мероприятия: общение с друзьями –большая ценность. Майя, Митя и Вик делятся с ребятами секретами, которые помогут сделать разговор и общение интереснее. |
3. | Просмотр мультфильм «Вспыш и чудо-машинки» часть 3. | Цель: уточнение представлений о взаимопомощи и вежливости Краткое содержание мероприятия: Вспыш учит взаимопомощи и вежливому обращению с друзьями на своём примере, использует хорошие, вежливые слова и раскрывает их смысл. |
4. | Просмотр мультфильма «Смешарики» серия 11 «Школа Карыча» | Цель: уточнение представлений о вежливости и правилах этикета. Краткое содержание мероприятия: Карыч проводит урок вежливости и этикета, поясняет , когда можно говорить «привет», что означает слово «здравствуйте», кому можно говорить «ты», а с кем нужно общаться на «Вы». После просмотра основного урока Карыча, дети отвечают на тесты второй части мультфильма. |
5. | Просмотр мультфильма «Барбоскины» 49 серия | Цель: закрепление навыков общения, осознание, в чем заключается общение с растениями Краткое содержание мероприятия: в сюжете мультфильма Барбоскин разговаривает с кактусом, друзья думают, что он болен и пытаются ему помочь, но оказалось, что он проводит эксперимент по общению с растениями, друзья подключились к доброжелательному общению с кактусом и он расцвёл. После просмотра фильма дети участвовали в обсуждении и решили тоже провести в классе подобный эксперимент с теми цветами, которые растут в классе и в школьной рекреации. |
6. | Просмотр мультфильма «Крошка Енот» игра – притча «Выбираем улыбку, а не кулачный бой» (Приложение 3 ) | Цель: уточнение представлений о доброте и приветливости. Краткое содержание мероприятия: После просмотра дети делают выводы о том, что если улыбаться людям, быть приветливым, то в ответ тоже получишь улыбку, а если при знакомстве быть дружелюбным и сразу выражать добрые отношения, то появится много друзей. в конце проводится игра – притча «Выбираем улыбку, а не кулачный бой» |
7. | Просмотр мультфильмов «По дороге с облаками», «Уступите мне дорогу» по сказке М.Ходакова | Цель: формирование умения выслушивать мнения других людей и понимать их Краткое содержание мероприятия: на примерах дети видят, что важно дружить, занимаясь полезными делами, выслушивать мнения товарищей и понимать их. После просмотра моделируются две ситуации из мультфильмов, распределяются роли, дети надевают маски и проигрывают ситуации увиденные в мультфильмах |
8. | Просмотр мультфильмов «Поросёнок Чуня» и «Фунтик» Дискуссия на тему «Что важнее - кто ты или какой ты?» | Цель: формирование представления о том, что нужно заступаться за слабых, помогать друзьям в трудную минуту. Краткое содержание мероприятия: после просмотра мультфильмов проводится обсуждение - дискуссия, дети пытаются ответить на вопрос что важнее кто ты или какой ты, т.е. какие поступки ты совершаешь, как ты общаешься с друзьями, как ты к ним относишься. |
9. | Просмотр мультфильмов «Большой Ух» и «Кошкин дом» | Цель: формирование представления о том, что нужно заступаться за слабых, помогать друзьям в трудную минуту. Краткое содержание мероприятия: после просмотра детям предлагается выяснить, то объединяет эти два мультфильма. |
10. | Просмотр мультфильма «Мама для Мамонтёнка» | Цель: развитие чувства трепетного отношения к родителям, к маме. Краткое содержание мероприятия: просмотр мультфильма и выполнение рисунков, отражающих любовь к маме «Мама для меня роднее всех людей» |
11. | Просмотр мультфильма «Как Ослик учился уважать старших» поучительная сказка М. Пляцковского | Цель: формирование представлений о том, как правильно договариваться Краткое содержание мероприятия: после просмотра мультфильма проводится чтение фрагментов сказки по ролям |
12. | Просмотр мультфильмов «Смолфут» , «Стальной гигант» | Цель: формирование представлений о том, что дружба может быть между совсем разными существами, и доброта присуща страшным на вид людям и животным. Краткое содержание мероприятия: после просмотра дети отвечают на вопросы: «Как бы ты поступил на месте Йети ?» «Что общего у Йети и Стального гиганта?» |
13. | Просмотр мультфильма «ВАЛЛ-И» | Цель: формирование умения формулировать своё мнение и отстаивать свою точку зрения, свою позицию; формирование умения проявлять заботу об окружающих природных объектах; проявлять умение при принятии общего решения в совместной деятельности. Краткое содержание мероприятия: после просмотра фильма детям предлагается помочь решить маленькому роботу ВАЛЛ-И придумать, как вернуть людей с далёкой планеты на Землю, как устранить все преграды. |
14. | Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «Струны» | Цель: формирование представления о том, что сочувствие важны для спасения слабых животных в нужно помогать им в трудных ситуациях Краткое содержание мероприятия: после просмотра мультфильмов дети предлагают как можно помочь птицам и животным пережить холодную зиму. |
15. | Просмотр мультфильмов «Подарок» и «Про Диму» | Цель: формирование представления о том, что дружба и сочувствие важны для людей с ограниченными физическими Краткое содержание мероприятия: после просмотра мультфильмов дети слушают релаксационную музыку и рисуют открытки для людей с ограниченными возможностями как подарок на День инвалидов 3 декабря 2020 года |
16. | Просмотр мультфильмов «Цетик – семицветик» и фрагментов мультфильма «Клуб Винке –сезон 5», серия 09, «Драгоценный камень сочувствия» | Цель: формирование представления о том, что дружба и сочувствие важны для людей с ограниченными физическими возможностями. Краткое содержание мероприятия: после просмотра мультфильмов дети выявляют схожесть в идее мультфильмов и им предложено выбрать карточки, не которых указано, что каждому предоставляется или один листок цветика- семицветика, или драгоценный камень сочувствия и нужно поразмышлять и рассказать, как бы каждый ученик воспользовался ими и какие желания осуществил |
17. | Просмотр мультфильма «Супа Строка» серия 12 «Нарушенное общение» | Цель: формирование представления о том, что можно общаться на языке жестов Краткое содержание мероприятия: после просмотра мультфильма дети придумывают язык жестов для общения и проводится игра «Молчанка», в которой дети при общении пользуются этим языком. |
18. | ВИКТОРИНА «Мы знаем мультгероев» | Цель: систематизировать знания о мультипликации, о создании мультфильмов. Краткое содержание мероприятия: Дети готовятся заранее по вопросам. |
Именно такая последовательность мероприятий на занятиях кружка «Мы любим мультфильмы» была предложена, так как мы планировали сначала информировать детей о мультипликации, о создании мультфильмов, затем рассматривать практические ситуации, возникающие при общении, в ходе разбора которых формировать у первоклассников коммуникативные умения, составляющие коммуникативные навыки.
Первое мероприятие – квест – игра «Любителей мультфильмов приглашаем» было проведено нами с привлечением учащихся 5 класса в качестве ведущих на станциях квеста. Первоклассников поделили на 4 команды по 6-7 человек в каждой, им были вручены маршрутные листы, согласно которым они путешествовали по 1 этажу здания школы и получали информацию о том, какие бывают мультфильмы и кто и как их создаёт. Затем все команды собрались в конечном пункте путешествия – классной комнате. При ответах на вопросы учителя дети показали, что информацию о мультфильмах усвоили достаточно хорошо. Все дети были активны.
На втором занятии кружка дети внимательно смотрели мультфильм «ЙОКО. Секреты общения» и очень живо реагировали на ситуации, которые рассматривались в фильме. Герои мультфильма Майя, Митя и Вик делятся с ребятами секретами, которые помогут сделать разговор и общение интереснее. На примерах они показали, что гораздо интереснее общаться с друзьями в живую, а не по интернету, и подвели детей к выводу, что иметь друзей, с которыми можно играть, разговаривать, общаться – это большая ценность.
На занятиях №3 и №4 уточняли представлений о взаимопомощи, вежливости и правилах этикета при просмотре мультфильмов «Вспыш и чудо-машинки» часть 3, 11 серии «Смешариков» - «Школа Карыча» и 49 серии мультфильма «Барбоскины». Вспыш учит взаимопомощи и вежливому обращению с друзьями на своём примере, использует хорошие, вежливые слова и раскрывает их смысл. Дети с нескрываемым интересом смотели как Вспыш учил чудо-машинки общаться, активны дети были и на уроках вежливости и этикета Карыча. Вызвала особый интерес информация о том, что какой смысл несут слова «привет» и «здравствуйте», когда их можно говорить. А на вопросы тестов Карыча, которые он задавал в конце мультфильма, дети отвечали хором.
Просмотр мультфильма «Барбоскины» вызвал сначала смех, когда в сюжете мультфильма Барбоскин разговаривает с кактусом. Но когда дети вместе с друзьями Барбоскина узнали причину такого странного его поведения – что он проводит эксперимент по общению с растениями, и что друзья подключились к доброжелательному общению с кактусом и в результате он расцвёл. После просмотра фильма учитель предложила послушать ученицу 5 класса Ольгу П. с презентацией исследовательского проекта о подобном исследовании, которое она проводила с комнатными цветами. Большинству первоклассников было жаль цветы, которые погибли в ходе эксперимента из-за того, что их ругали. Дети активно участвовали в обсуждении и решили тоже провести в классе подобный эксперимент с теми цветами, которые растут в классе и в школьной рекреации, но только предложили их хвалить, говорить им вежливые слова и поливать тёплой водой.
Уточнение представлений о доброте и приветливости происходило при просмотре мультфильма «Крошка Енот», в конце фильма Крошка Енот делает выводы о том, что если улыбаться людям, быть приветливым, то в ответ тоже получишь улыбку, а если при знакомстве быть дружелюбным и сразу выражать добрые отношения, то появится много друзей.
После просмотра мы предложили детям поучаствовать в игре «Выбираем улыбку, а не кулачный бой». Рассматривая многие ситуации, дети высказывали свою точку зрения, которая не всегда она совпадала с выводами из мультфильма. Например, при рассмотрении ситуации, как нужно спасти девочку от хулигана-драчуна, Артём Р. Ответил «… пока я буду вежливо драчуну объяснять, что девочку нельзя обижать, он и меня успеет избить, поэтому надо сначала его набить, а потом воспитывать.» Артёма Р. Поддержали ещё 4 мальчика и 6 девочек из класса. Василиса У. сказала, что она ходит на дзю-до, чтобы уметь дать отпор любому хулигану, а Вероника Ж. подытожила «Иногда надо драться, иначе никак»
На занятии кружка № 6 на примерах из мультфильмов «По дороге с облаками» и «Уступите мне дорогу» дети видели , что важно дружить, занимаясь полезными делами, выслушивать мнения товарищей и понимать их. После просмотра мультфильма, мы распределили роли, дети надели маски героев и участвовали в театрализованном представлении двух ситуаций из мультфильма.
Формирование представления о том, что нужно заступаться за слабых, помогать друзьям в трудную минуту происходило на занятиях кружка № 7 и №8. при знакомстве во время просмотра мультфильмов «Поросёнок Чуня» и «Фунтик» с двумя очаровательными поросятами и с двумя котятами при просмотре мультфильмов «Большой Ух» и «Кошкин дом». После чего участвовали в дискуссии на «Что важнее - кто ты или какой ты?»
Дети активно отвечали на вопрос: «Что важнее кто ты или какой ты?»
Слава К. уточнил «не важно кто ты и какой ты, а важно как ты себя ведёшь, что ты делаешь и как», Максим Ф. выразил своё мнение « важно как ты к людям относишься и права мама Чуни, что быть чистым и опрятным – это значит уважать окружающих людей», Лариса И. уточнила, что «можно красиво выглядеть, но к другим относиться плохо, вот тётя Кошка в мультфильме «Кошкин дом такая красивая и такая злая» т.е., какие поступки ты совершаешь, как ты общаешься с друзьями, как ты к ним относишься», Полина Ч. Высказала мнение так «В мультфильме «Аленький цветочек» чудовище выглядит страшным, но у него доброе сердце и он делает добрые дела», многие дети ей сразу напомнили, что он заколдованный. Шарип О. отметил, что «… Шрек тоже не красавец, но добрый, Гена Крокодил тоже должен быть злым и страшным, но мы его обожаем,
потому что он очень добрый и всегда улыбается, а вот старушка Шапокляк вроде и в шляпочке и с сумочкой, а какие делишки с крысой делают», Так бурно шло обсуждение, вспомнили и мачеху из мультфильма «Золушка», и Снежную Королеву, важно, что высказался практически каждый ребёнок. В результате пришли к выводу, что конечно выглядеть опрятно надо, говорить вежливые слова и быть улыбчивым и вежливым с окружающими тоже важно, но самое главное- чувствовать уважение к людям, сочувствовать слабым, помогать им, с любовью относиться к родным и близким людям»
Этот вывод мы вспомнили на следующем занятии кружка №9 перед просмотром мультфильма «Мама для Мамонтёнка». Обсуждение мультфильма не потребовалось, так как было видно, что дети эмоционально взволнованы после мультфильма, мы предложили им нарисовать рисунки, отражающие любовь к маме «Мама для меня роднее всех людей»
На занятии кружка №10 смотрели мультфильм «Как Ослик учился уважать старших», снятый по поучительной сказке М. Пляцковского. формирование представлений о том, как правильно договариваться. После просмотра мультфильма читали сказку по ролям.
На занятии кружка №11 современные мультфильмы «Смолфут» (2017год) и «Стальной гигант» («2019 год) вызвали у ребят особый интерес, так как использована современная компьютерная графика и клиповое изображение сюжета. Мультфильм «Смолфут» повествует о том, что Йети и мальчик общаются и изобретают язык звуков и жестов, понятный только им. Этот язык помог им слаженно действовать при оказании помощи животным и людям во время схода снежной лавины. Дети после просмотра фильма так расчувствовались, что перед просмотром второго мультфильма пришлось сделать паузу и дать им высказаться. Многие дети отметили в разных репликах, что они почувствовали, что фильм так снят, что во время просмотра постоянно хочется поставить себя на место главных героев, ответить на вопрос: « А как бы я поступил?»
Затем было предложено посмотреть тоже современный мультфильм «Стальной гигант», продолжительностью 4 минуты о том, как дружба может пробудить даже в Стальном гиганте – роботе почти человеческие чувства.
После просмотра дети отвечают на вопросы:
«Как бы ты поступил на месте мальчика, стал бы ты дружить с Йети, а с роботом?»
«Что общего у Йети и Стального гиганта - робота?»
Мальчики все утвердительно ответили, что хотели бы иметь таких друзей, как Йети и Стальной гигант – робот. А вот мнение девочек: 3 девочки хотели бы иметь таких сильных друзей, 2 девочки ответили, что «…хоть они и смелые, и делают хорошие поступки, но они всё равно вызывают страх» и они не смогут с ними общаться, 2 девочки отметили, что « …всё-таки Йети – это животное и вдруг оно начнёт вести себя по-другому, а вот с роботом они бы дружили», 3 ученицы наоборот, не уверены в роботе « …вдруг у робота что-то сломается и он может накинуться на человека». Все мнения мы выслушали и подвели итог, что дружба может быть между совсем разными существами, и доброта присуща страшным на вид животным и даже роботам.
На занятиях кружка первоклассники активно участвуют в обсуждении, учатся выслушивать мнение других ребят и не боятся высказывать своё мнение и у многих уже появляется умение формулировать и доказывать свою точку зрения. С целью дальнейшего формирования умения формулировать своё мнение и отстаивать свою точку зрения, свою позицию, умение проявлять заботу об окружающих природных объектах при принятии общего решения в совместной деятельности был показан детям на занятии кружка № 12 современный мультфильм «ВАЛЛ-И» . Мультфильм за 3 минуты погружает нас в такую всем знакомую экологическую проблему – засорение планеты Земля. Показан 2030 год и все люди с Земли переселились на другую планету, оставив после себя горы мусора, а маленький трудолюбивый робот ВАЛЛ-И убирает один опустевшую планету. После просмотра фильма детям предлагается помочь решить маленькому роботу ВАЛЛ-И придумать, как вернуть людей с далёкой планеты на Землю, как устранить все преграды. Дети обратили внимание, что в самом начале фильма высветилась дата 2030 год, сделали вывод, что надо уже сейчас задуматься, как решать проблему с мусором, активно обсуждали, рассказывали что слышали о том как перерабатывается мусор. Валентин С. отметил, что «… надо решать эту проблему, это в мультфильме люди нашли планету, на которую все переместились, а если за 9 лет такая планета не найдется?», учитель подвела к тому, что надо придумать, как вернуть людей на планету. Марина В. предложила весь мусор сжечь, её сразу поддержали многие дети. Слава К. уточнил, что «когда сгорит, тогда роботу легче будет мусор собрать», Антон У. предложил посмотреть какие остались на Земле заводы по переработке мусора и запустить их в работу, дети многие сразу возмутились, что работать не кому на этих заводах. Пришли к общему выводу, что нужно обратиться к жителям планеты, чтобы высылали на землю специальные бригады людей и роботов для расчистки мусора.