Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Просмотр мультфильмов «Серая шейка», «Струны» на следующем занятии кружка №13 предлагался с целью формирования у детей представления о том, что нужно сочувствовать и помогать слабым животным в трудных ситуациях. После просмотра мультфильма дети предложили варианты помощи птицам и животным пережить холодную зиму, одним из вариантов был назван вариант, заключающийся в развешивании кормушек. Было решено изучить, какие бывают кормушки, изготовить, развесить около дома и поучаствовать в фотовыставке «Моя кормушка для птиц».

Просмотр мультфильмов «Подарок» и «Про Диму» на занятии №14 был организован с целью формирования у первоклассников представления о том, что дружба и сочувствие важны для людей с ограниченными физическими возможностями.

Современные короткометражные мультфильмы, длительностью по 3 минуты притягивают внимание, заставляют сопереживать и без слов вызывают желание – помочь, поучаствовать в судьбе людей с ограниченными физическими возможностями. При просмотре немого фильма «Подарок» было слышно, как эмоционально реагируют дети на сюжет, на действия мальчика, который очень разозлился на маму за то, что она помешала ему играть на компьютере и поставила перед ним большую коробку, заслонив монитор, вдруг коробка раскрылась и из неё выглянул маленький весёлый щенок, которого мальчик вместе с коробкой кинул на пол. В классе одновременно прореагировали все дети, кто-то просто ахнул, кто-то вскрикнул, а некоторые дети непроизвольно вскочили. Взгляды всех были прикованы к интерактивной доске. Щенок вылез из коробки и подбежал снова к мальчику, призывая его играть, он снова его отшвырнул и вдруг увидел, что у щенка нет одной лапки. У многих ребят навернулись слёзы и проявилась мгновенная реакция на поведение мальчика - кто-то сжал кулаки, кто-то обхватил себя руками, кто-то схватился за голову, но на экране они увидели, что мальчик отодвинул свой компьютерный стол в сторону и взял костыли, оказалось, что у него нет ноги, он наклонился к щенку, погладил. Они пошли на улицу гулять.

Такого бурного обсуждения мы не ожидали, так эмоционально осуждали действия мальчика первоклассники. Все согласились с высказыванием Шарипа О., что «пусть даже мальчик и инвалид, но так зло нельзя себя вести ни с кем, ни с мамой, ни со щенком, что если бы у щенка были все лапы, то его можно кидать и швырять?».

Учитель задал вопрос «А как вы относитесь к больным детям, к инвалидам? Посмотрим фильм о том, как в одном первом классе появился новый ученик Дима». Этот фильм смотрели дети затаённо, не так бурно реагировали на происходящее. Учительница закатила в класс коляску, на которой сидел мальчик с больными руками и ногами, она сказала ребятам, что это новый их одноклассник Дима и откатила коляску в конец класса, поставив между партами, мальчики сидевшие рядом за партами сразу от Димы отвернулись, многие дети смотрели с ухмылкой и только одна девочка посмотрела на него по-доброму и улыбнулась, а он ей ответил такой же открытой счастливой улыбкой.


После просмотра этого мультфильма была тишина, никто не возмущался, видимо каждый переносил эту ситуацию на себя, задумался, а как бы он отреагировал, как бы повёл себя. Учительница сказала, что «с ограниченными возможностями, инвалидами могут быть не только дети, но и люди в любом возрасте. Тем инвалидам, у кого нет родственников или по каким либо причинам у них нет возможности ухаживать за родственником, ограниченным в движении, предлагают жить в специальном доме, где за такими людьми ухаживают и лечат, но им не хватает внимания и общения. Я предлагаю вам, ребята, нарисовать яркие жизнерадостные рисунки, чтобы порадовать этих людей, передать им хорошее настроение. 3 декабря будет отмечаться День инвалидов, мы соберем рисунки и отправим большое письмо в Дом инвалидов в Ишим». Сначала все хотели отправить свой рисунок, а принесли только 17 человек из 26 первоклассников.

На занятии кружка №15 мы посмотрели мультфильмы «Цетик – семицветик» и фрагменты мультфильма «Клуб Винке–сезон 5, серия 09, Драгоценный камень сочувствия», схожие по замыслу – показать детям, что дружба и сочувствие важны для людей с ограниченными физическими возможностями. После просмотра мультфильмов дети выявляют схожесть в мультфильмах, а именно, что одинаковые действия у лепестка волшебного цветика-семицветика и драгоценного камня сочувствия. Детям было предложено выбрать карточки, не которых указано, что каждому из них предоставляется или один листок цветика-семицветика, или драгоценный камень сочувствия и нужно поразмышлять и рассказать, как бы каждый ученик воспользовался ими и какие желания осуществил. Высказались все ученики, некоторые желания были почти одинаковыми. Например, 4 ученика пожелали, чтобы был мир, чтобы не было войн, чтобы все забыли слово «солдат», 3 ученика пожелали всем здоровья и не быть инвалидами, 7 учеников высказали желание, чтобы не было вируса ковида, 8 учеников своё желание связали с родным селом – 2 ребёнка отметили, что их желание заключается в том, чтобы односельчане общались по-доброму и вежливыми словами; 3 ученика желают, чтобы в селе было также красиво как в городе, 3 ученика отметили, что хотели бы, чтобы в селе был Ледовый Дворец и Бассейн, и только 4 человека решили, что используют возможность на исполнение личного желания – один ученик желает иметь личный вертолёт, второй ученик – «крутую машину», третья ученица при всех ребятах не стала говорить своё желание, а учителю наедине сказала, что загадала, чтобы у неё появилась мама, четвёртая девочка пожелала, чтобы её бабушка не болела и жила долго. Все ученики воспользовались возможностью и желания были у большинства для людей.



На занятии № 16 смотрели мультфильм «Супа Строка» серия 12 «Нарушенное общение» с целью формирования у детей представления о том, что людям можно общаться на языке жестов.

В сюжете фильма защитник футбольной команды – иностранец и ему трудно общаться с игроками команды, поэтому тренер команды разработал язык жестов и команда выиграла, благодаря тому, что все футболисты проявили взаимопонимание и выручку и общались жестами.

Детям понравился мультфильм, особенно мальчикам и они сразу переняли некоторые жесты и стали их использовать, решили, что для школы нужны ещё некоторыё кивки головой и жесты руками, придумали их сообща и применили получившийся язык жестов в игре «Молчанка», в которой нужно было передать информацию , написанную на карточке так, чтобы поняли все одноклассники.

Как заключающее мероприятие была проведена викторина «Мы знаем мультгероев» с целью систематизации знаний о мультфильмах, просмотренных на кружке. Дети заранее готовились к викторине по вопросам, а на мероприятии применяли ответы в анализе фрагментов мультфильмов или при разрешении конкретных ситуаций из мультфильмов, а также нужно было по описанию или по отдельным репликам узнать о каком герое идёт речь. На занятиях кружка и на уроках с использованием мультфильмов дети были активны, проявляли интерес к проявлению героями мультфильма коммуникативных умений, с желанием участвовали в проигрывании ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, сопоставляли коммуникативные конфликты мультфильма с собственным поведением и переносили моральные установки фильма на собственное поведение.

Таким образом, мы реализовали заявленные педагогические условия формирования коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности первоклассников, обучающихся в экспериментальном классе, теперь нужно выяснить, эффективна ли наша опытная работа, сформировались ли у детей коммуникативные умения, составляющие коммуникативный навык.


2.3. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Контрольный этап эксперимента проводился в тех же первых классах на базе МАОУ СОШ №5 города Ишима. В эксперименте принимали участие 52 ребёнка, обучающихся в 1 «Б» (экспериментальном классе, 26 человек) и в 1 «А» (контрольном классе, 26 человек) по УМК «Школа России».


Цель проведения диагностики на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы: выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников на момент проведения контрольного этапа после реализации педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством мультфильмов; сравнить полученные результаты диагностики на констатирующем этапе с результатами диагностики на контрольном этапе эксперимента, чтобы доказать эффективность применения мультфильмов в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников и чтобы доказать справедливость гипотезы, согласно которой процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возврата будет проходить более успешно, если реализованы следующие условия:

  • на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;

  • во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.

При проведении диагностики на контрольном этапе эксперимента мы также как и на констатирующем этапе эксперимента руководствовались критериями и показателями, разработанными Зайцевой К.П., и представленными в таблице 1.2. в параграфе 1.1. в соответствии с тремя уровнями: низким, средним и высоким, применительно для диагностических методик, рекомендованных во ФГОС НОО: «Рукавичка» (Г.А. Цукерман), «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

У учащихся 1 «Б» экспериментального и 1 «А» контрольного классов с помощью методики «Рукавичка» выявили уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация); с помощью методики «Кто прав?» выявлялись коммуникативные умения у каждого ученика формировать свои действия с учётом позиции собеседника; с помощью методики «Дорога к дому» выявить уровень сформированности умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

Результаты диагностики учащихся контрольного класса и экспериментального класса на контрольном этапе эксперимента представим в таблице 2.6.


Таблица 2.6.

Распределение полученных на контрольном этапе эксперимента результатов по уровням

в контрольном и экспериментальном классах


Методика
Уровень

«Рукавички»

«Кто прав?»

«Дорога к дому»

контрольный класс

эксперим класс

контрольный класс

эксперим класс

контрольный класс

эксперим класс

Высокий

6

12

6

18

4

16

Средний

6

8

12

6

12

8

Низкий

14

6

8

2

10

2


Сравним полученные результаты с результатами диагностирования на констатирующем этапе эксперимента, отраженным в таблице 2.2. и представим результат сравнения в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Распределение полученных результатов по уровням

в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

методика
Уровень

«Рукавички»

«Кто прав?»

«Дорога к дому»

контрольный класс

эксперим класс

контрольный класс

эксперим класс

контрольный класс

эксперим класс

Высокий

2

7,6%


6

22,8%

2

7,6%


12

46,8%

4

15,2%

6

22,8%

2

7,4%

18

69,6%

4

15,2%

4

15,2%

4

15,2%

16

62%

Средний

8

30,4%


6

22,8%

10

38%

8

30,4%

12

46,8%

12

46,8%

12

46,8%

6

22,8%

10

38%

12

46,8%

10

38%

8

30,4%


Низкий

16

62%


14

54,4%

14

54,4%

6

22,8%

10

38%

8

30,4%


12

46,8%

2

7,6%


12

46,8%

10

38%

12

46,8%

2

7,6%





конст

этап

контр

этап

конст

этап

контр

этап

конст

этап

контр

этап

конст

этап

контр

этап

конст

этап

контр

этап

конст

этап

контр

этап