Файл: Инновационные подходы к изменению основных климатообразующих факторов и их оценка по основным трансграничным рекам юга рк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Над территорией Казахстана за последние полвека (1960-2010 гг.) в 50% случаев встречались теплые декабри, 25% – холодные, 25% – отведены сочетаниям теплых и холодных.

В Казахстане будет разработана национальная программа по адаптации к изменению климата на 2011 – 2013 годы. Об этом сообщила  менеджер проекта ПРООН по разработке национальной концепции по адаптации к изменению климата. Национальная концепция (по адаптации к изменению климата) должна стать основой для национальной программы по адаптации к изменению климата. Проект концепции разработан ПРООН совместно с министерством охраны окружающей среды Казахстана.

В документе определены основные мероприятия по адаптации к изменениям климата в Казахстане, 75 % территории которого, по оценкам экспертов, уже подвержены «повышенному риску экологической дестабилизации», а прогнозируемый годовой ущерб республики от изменения климата может составить 25 миллиардов тенге.

В число мер, предлагаемых концепцией, входит строительство водохранилищ сезонного регулирования, внедрение системы капельного орошения, произведение почвозащитных мероприятий, разработка закона о пастбищах, усиление селезащитных сооружений.

Реализация этих мероприятий позволит Казахстану предотвратить ожидаемые ущербы, связанные с риском изменения климата, при этом ставится  задача создать такую программу, которая позволила бы перейти от реагирующего типа адаптации к превентивному.

В настоящее время в РК планируется продолжить работы в этом направлении, опираясь на помощь мирового сообщества, тем более что Казахстан рассчитывает не только на нее, но и проводит серьезные исследовательские работы. В стране проводились и продолжают проводиться исследования уязвимости экономики и природных ресурсов к изменению климата, а также оценка возможных мероприятий по адаптации к ожидаемым изменениям климата.

Приоритетные действия на ближайший период:

1. Разработать Национальную Программу по энергосбережению с созданием условий для развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности секторов экономики;

Запустить приоритетные пилотные проекты по сокращению ПГ по энергосбережению, внедрению новых технологий, вовлечению в энергобаланс возобновляемых ресурсов, которые позволят оценить практические возможности механизмов Киотского протокола в реальных условиях.


2. Разработать и утвердить на уровне Правительства Национальную стратегию по изменению климата. В настоящее время в Казахстане идет процесс формирования национальных стратегий в различных секторах экономики, поэтому очень актуальна проблема разработки и утверждения на уровне Правительства Национальной стратегии по изменению климата.

3. Начать создание государственной системы мониторинга и контроля выбросов ПГ и продолжить работы по инвентаризации выбросов ПГ при условии ежегодной отчетности об их результатах.

Стремление РК взять на себя добровольные обязательства способствовать  достижению конечной цели Конвенции и, прежде всего, глобальной экологической выгоде. Казахстан стремится внести свой конкретный и весомый вклад в усилия мирового сообщества по реализации политики, направленной на стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере. Однако, вступление РК в Приложение 1 продиктовано не популизмом и не только одним желанием решать проблему Изменения климата вместе с мировым сообществом. Существуют вполне очевидные определенные выгоды для страны, при условии удачной работы механизмов Киотского Протокола и учете в них интересов всех стран. Поэтому выработка приемлемых механизмов управления процессами эмиссии парниковых газов (ПГ) является приоритетной для международного сообщества.

Внедрение энергоэффективных технологий приведет к снижению энергетической составляющей в себестоимости и будет способствовать конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках. Увеличится инвестиционная привлекательность для компаний, которые в силу своей деятельности являются источниками выбросов ПГ, особенно для крупных транснациональных энергетических компаний, призванных вести сокращение выбросов. Реализация проектов в Казахстане, как в стране с переходной экономикой, будет позволять принимать в зачет квоты выбросов ПГ по ценам ниже, чем в развитых странах, и в рамках совместной реализации проектов даст возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы международных фондов, льготные "зеленые" кредиты. Казахстан обретет новый статус: станет участником торговли выбросами парниковых газов, так как в дальнейшем уровень требований для вхождения в приложения может стать более жестким. Можно будет начинать переговорный процесс по выбору партнеров по совместной реализации проектов и продаже квот выбросов.  

Полноценное вхождение Республики Казахстан в активный процесс сокращения выбросов ПГ требует завершения целого комплекса процедурных вопросов. После осуществления всех этих процедур, которые предполагают принятие на себя количественных обязательств по уровням выбросов ПГ на период действия механизма с 2008 по 2012 гг., Казахстан рассчитывает стать полноценным участником всех трех механизмов Киотского Протокола. РК рассчитывает на конкретную помощь и поддержку его инициатив мировым сообществом и надеется на успешную реализацию задуманного в ближайшее время. В то же время, Казахстан разделяет опасения развивающихся государств по возможному отрицательному влиянию участия в механизмах Киотского Протокола на экономику развивающихся стран. Чтобы этого не случилось, все страны мира могут и должны вместе сделать механизмы КП и пост Киото приемлемыми как для развивающихся, так и для стран с экономикой переходного типа и развитых стран. Тогда это будет беспрецедентный случай объединения всех стран мира перед лицом одной, общей проблемы.



Одним их приоритетных направлений развития электроэнергетики и решения экологических проблем Казахстана является использование возобновляемых энергетических ресурсов. Потенциал возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергия, ветровая и солнечная энергия) в Казахстане весьма значителен. Гидропотенциал Казахстана составляет по оценкам около 170 млрд кВт ч в год, при этом технически возможный к использованию равен 62 млрд кВт ч, экономический -27 млрд кВт ч, из которых на сегодня используется не более 8 млрд кВт ч в год.

Казахстан располагает значительным потенциалом ветровой энергии, особенно в районе "Джунгарских ворот" и "Шелекского коридора" Алматинской области. Близость существующих линий передач электроэнергии, хорошая корреляция сезона ветров с потребностью в электроэнергии, а также местный рынок спроса на электроэнергию делают вопрос о разработке этих нетрадиционных энергоресурсов в Джунгарских воротах и Шелекском коридоре реальными. Следует отметить, что практически вся территория Казахстана пригодна для строительства ветроэлектростанций.

Несмотря на северную широту географического расположения Казахстана, ресурсы солнечной энергии в стране являются стабильными и приемлемыми благодаря благоприятным климатическим условиям. Количество солнечных часов составляет 2200-3000 часов в год, а энергия солнечного излучения - 1300-1800 кВт на квадратный метр в год, что делает в принципе возможным использование панелей солнечных батарей в сельской местности, в частности, портативные системы фотоэлектроисточников для населения. При таком уровне энергии солнечного излучения солнечные нагреватели воды, особенно в отдаленных районах, не имеющих доступа к природному газу, также должны быть отлажены. [37]

Анализ имеющихся в Республике геотермальных и биологических ресурсов показывает, что их качество и потенциал для производства электроэнергии недостаточно высоки. Наиболее целесообразно использовать геотермальную энергию для теплоснабжения, а биологические ресурсы для получения биогаза с последующим его использованием для обогрева и приготовления пищи, а также производства удобрений.

Приоритетными направлениями по снижению выбросов парниковых газов в Казахстане в сфере производства электроэнергии являются:

                    реконструкция и модернизация электростанций с применением современных энерготехнологий;


                    увеличение доли газа в энергобалансе;

                    вовлечение в энергобаланс возобновляемых бестопливных источников энергии.

Одним из основных стратегических направлений развития в электроэнеретическом секторе до 2015 года будет максимальное использование существующих энергоисточников с их реконструкцией и модернизацией и ввод новых мощностей только как импортозамещающих.

Таким образом, в рассматриваемый период основной задачей в электроэнергетическом секторе будет задача замены оборудования ТЭС, исчерпывающего ресурсы работоспособности, на оборудование нового поколения. При этом внедрение новейших технологий, нового, высокоэффективного основного и вспомогательного оборудования даст значительный экономический и экологический эффект.

Важнейшим стратегическим направлением развития сектора должно быть и реконструкция и модернизация существующих систем теплоснабжения с комбинированной выработкой электроэнергии и теплоты, как эффективной энергосберегающей технологии, позволяющей существенно сократить расход органического топлива и уменьшить выбросы парниковых газов. В этой связи решающее значение приобретает выбор курса экономической политики, проведения эффективной политики поддержки реального сектора экономики, особенно в среднесрочной перспективе, которая становится определяющей для создания предпосылок реализации целей стратегии "Казахстан - 2030".

 

2.6Реализация Киотского протокола в Республике Казахстан

 

Антропогенное изменение климата Земли стало не только глобальной экологической угрозой, оно влияет на экономические, социальные и политические аспекты жизни каждого государства. Не исключение и Республика Казахстан, которая по объему эмиссий парниковых газов является крупнейшим источником в Центральной Азии, занимая третье место в СНГ после России и Украины. Весьма актуальное значение для республики имеет Киотский Протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Как известно, Киотский Протокол вобрал в себя лучшие качества управления охраной окружающей среды, возможности ускоренного индустриально-инновационного развития. Историческое значение Киотского протокола заключается в том, что он содержит гибкие экономические механизмы сокращения выбросов парниковых газов в глобальном масштабе. Киотский Протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата был подписан Казахстаном в 1999 году и в марте 2009 года ратифицирован. В настоящее время инструмент ратификации направлен Министерством иностранных дел Республики Казахстан в депозитарий Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и вступит в силу в сентябре текущего года. Ратификация Киотского протокола, будет не только иметь положительный отклик в мире, среди инвесторов и партнеров Казахстана, но и позволит Казахстану создать плацдарм для экономического роста, решения вопросов энергоемкости, внедрения энергоэффективной политики и прозрачности во всех экономических отраслях, что, несомненно, будет плюсом в отношениях в ВТО и инвесторами. Казахстан заявил о своем желании быть включенным в   Приложение 1 и провел ряд переговоров, которые завершились определением Казахстану статуса стороны Приложения 1 после ратификации Киотского протокола, решение было принято в Маракеше, Марокко на 7-й Конференции сторон. Вместе с тем, Казахстан провел успешные переговоры по определению 1992 года как базового года для Казахстана – года, относительно которого, будут рассматриваться сокращения выбросов парниковых газов. В рамках работы Вспомогательных органов и специальных рабочих групп Рамочной конвенции ООН об
изменении климата и Киотского Протокола, прошедшей в г. Бонне (Германия), 5 июня текущего года была организована презентация «Второго национального сообщения Республики Казахстан по Рамочной конвенции ООН об изменении климата». В презентации были отражены процессы, происходящие с текущим изменением климата, прогнозы влияния изменения климата на ключевые сектора экономики, результаты инвентаризации, реально проводимые мероприятия по смягчению изменения климата и сценарии сокращения выбросов парниковых газов по модели МАРКАЛ. Там же в Боне проведена встреча с Федеральным министерством окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии, на которой обсуждались вопросы о возможных путях реализации Киотского Протокола Казахстаном. Проведены переговоры с международными организациями: Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирным банком, Фондом чистых технологий, Программой развития ООН и некоторыми компаниями в получении технической помощи по отношению статуса Киотского Протокола в Казахстане.

На 21-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что ратификация Киотского Протокола открывает перед нами новые возможности в сфере развития энегоэффективных технологий, и дал поручение Министерству охраны окружающей среды проработать механизмы торговли квотами в Казахстане. [3]

Сформирована и ведется подготовка специальной группы по международным переговорным процессам со странами Киотского Протокола. Определена стратегия переговорного процесса со странами Киотского Протокола в вопросе включения Республики Казахстан в Приложение Б и в подготовке информационного бюллетеня об экологической политике и позиции Республики Казахстан в режиме Киото и пост-Киото. Данная группа будет представлять позиции Казахстана по обязательствам на пост-Киото в рабочих совещаниях МГЭИК (обсуждение 5-го Оценочного отчета) в Венеции, на Всемирной климатической конференции на тему «Better climate information for a better future” в г. Женева, на встрече высокого уровня по изменению климата за день раньше проведения 64-й сессий Генеральной Ассамблеи 22 сентября и в заседаниях Вспомогательных органов и Специальных рабочих группах в Бонне; Бангкоке и в Барселоне.

Проведя необходимую подготовительную работу Республика Казахстан заявила о стремлении войти в приложение Б Киотского Протокола и быть на передовых позициях в борьбе с изменением климата для ускорения процессов внедрения малоуглеродной экономики и снижения выбросов парниковых газов.