Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Успех проведения политики по стратегическим вопросам деятельности компании в значительной степени определяется кадровым потенциалом компании в целом и каждого сотрудника в отдельности.
Понятие «повышение профессионализма» означает перманентный процесс совершенствования профессиональных умений и навыков, личностных качеств работников и формирование отношения, которое определяет общий подход к работе. При этом значимость личностных характеристик, благоприятствующих реализации профессиональных задач, существенно выше значимости уровня квалификации. Это связано с тем, что ряд индивидуально-психологических характеристик может блокировать эффективность профессиональной деятельности, даже при условии прочных знаний и освоения навыков. С другой стороны, необходимо, чтобы люди, работающие в ООО «Альфа-строй», разделяли присущие ему ценности и связывали свое будущее именно с этой, а не какой-либо другой организацией, что возможно только при условии формирования корпоративной культуры. Таким образом, результат разработки системы профессионального развития – формирование «правильной производственной мотивации», обеспечивающей достижение целей предприятия.
Программа профессионального развития персонала ООО «Альфа-строй» характеризуется следующими взаимосвязанными элементами:
1. Формированием целей и определением приоритетов.
2. Определением потребности в обучении.
3. Разработкой плана развития персонала.
4. Формированием бюджета.
5. Реализацией плана развития персонала.
6. Оценкой эффективности.
Исходя из особенностей внутренних и внешних факторов в ООО «Альфа-строй» определены следующие цели обучения, которые характеризуются:
· Поддержанием и обновлением существующих навыков и знаний в контексте конкретного рабочего места.
· Приобретением новых знаний и навыков, которые отвечают требованиям к работе в новых условиях.
· Повышением внутрипроизводственной мобильности и занятости сотрудников.
· Сокращением потерь и издержек в процессе профессиональной деятельности.
· Снижением уровня травматизма.
· Подготовкой перспективного резерва.
При формировании потребности, важно определить какие цели стоят перед предприятием, какой персонал для этого нужен, и какой персонал имеется. Исходя из задачи преодоления разрыва, определяется потребность в обучении. На основе анализа работ, результатов планирования и оценки персонала выделяются четкие критерии определения потребности в обучении12.
Формирование бюджета на развитие персонала должно проходить с учетом и в соответствии с установленными целями и приоритетами, а также выявленной потребности в обучении. В результате этот процесс приобретает целенаправленный и упорядоченный характер.
Под «бюджетом» подразумевается документ, утвержденный руководством «Альфа-строй» и содержащий размер затрат на обучение с разбивкой по плановым периодам. Особенно важные направления обучения, а некоторые из них являются обязательными (подготовка, предаттестационная подготовка, аттестация, переаттестация), получают все необходимое финансирование, остальные – по остаточному принципу. Тем не менее, как показывает практика, желательно всегда планировать резерв, так как:
· во-первых, возникают обстоятельства, учесть которые не представляется возможным, например: аттестация, в связи с введением новых правил или оборудования; увольнение сотрудника, имеющего удостоверение на выполнение определенного вида работ; необходимость исполнения предписания надзорных органов; получение лицензии; приказ вышестоящей организации об участии в семинаре и т.д.;
· во-вторых, иногда авторитетные сотрудники добиваются проведения незапланированных в бюджете учебных мероприятий.
Заключительным и важнейшим элементом стратегической программы развития персонала является оценка эффективности.
Система профессионального развития персонала ООО «Альфа-строй» будет эффективной, если поможет:
· Обеспечить качественное выполнение важнейших задач с одновременным повышением производительности труда;
· Сохранить высокий кадровый потенциал, что является важнейшим фактором поддержания эффективности производства.
· Снизить уровень травматизм.
· Создать условия для сохранения преемственности в работе подразделений, выдвигая на должности молодых перспективных работников, качественно подготовленных к решению производственных и управленческих задач.
Сегодня в условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке только то предприятие имеет шанс упрочить свои позиции, которое сумеет в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие высокоэффективную систему перманентного (регулярного) обучения специалистов. Программа должна создать жизнеспособную и стройную систему обучения персонала, способной обеспечить гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков сотрудников постоянно изменяющейся и усложняющейся ситуации на рынке.
Эта система также должна свести к минимуму профессиональные ошибки и просчеты сотрудников и тем самым впрямую воздействовать на укрепление экономической стабильности и способствовать дальнейшему росту финансового благополучия предприятия.
В ООО «Альфа-строй» определены следующие типы программ обучения:
- краткосрочное обучение (тренинги и семинары продолжительностью от 8 до 72 часов);
- долгосрочное обучение (от 73 часов и более, к такому обучению относятся курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, курсы, рассчитанные более чем на 1 год, например, высшее образование и бизнес-образование).
Результаты проведенного обучения (качество преподавания, а также степень глубины усвоения материала слушателями и полученная конкретная практическая отдача) будут контролироваться и учитываться отделом кадров ООО «Альфа-строй».
Программа должна охватить все категории работников и создать стройную систему развития персонала на краткосрочную перспективу.
3.2. Мероприятия по внедрению нематериальной мотивации для улучшения производительности труда
Анализ, проведенный в работе, показал, что система управления персоналом ООО «Альфа-строй» соответствует всем задачам данной организации и обеспечивает её необходимым количеством сотрудников, соответствующих уровню квалификации и опыту, предъявляемым в данной организации. Также организации характерен низкий уровень текучести кадров.
Тем не менее, можно выделить следующий недостаток, присущий данной компании, - это отсутствие нематериального стимулирования.
При использовании социально-психологического (нематериального) метода стимулирования персонала ООО «Альфа-строй», необходимо отметить, что наиболее значимым условием в успешном процессе данного стимулирования являются взаимоотношения между руководителем и подчиненным. Они должны быть максимально открытыми и доверительными.
Рассмотренные ниже меры по развитию системы нематериальной мотивации персонала в ООО «Альфа-строй» неизбежно требуют применения в организации. Стоит обратить внимание на три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала ООО «Альфа-строй»:
-
увеличение производительности труда;
-
Поддержание благоприятного климата в коллективе; -
Улучшение системы управления конфликтами; -
Создание и развитие организационной культуры.
Основной упор в совершенствовании системы повышения производительности труда в ООО «Альфа-строй» следует делать на повышение методов нематериального стимулирования работников. Нематериальное поощрение сотрудников ООО «Альфа-строй» должно использоваться при непременном исполнении хотя бы одного из нижеперечисленных условий:
-
отсутствие прогулов и дисциплинарных взысканий в течение всего календарного года: -
улучшение показателей по качеству услуг и применение новых, эффективных взглядов к работе: -
повышение экономических показателей.
Сотрудники, отмеченные дисциплинарным взысканием, которое занесено в личное дело, не может быть применено нематериальное поощрение в течение шести месяцев с момента взыскания.
Нематериальное поощрение может быть как официального, так и не официального характера. Под официальными нематериальными поощрениями подразумеваются документально оформленные поощрения, такие как, издание распорядительного документа и запись в трудовой книжке по факту награждения.
Официальным нематериальным поощрениям включают в себя:
-
письменная благодарность; -
вручение почетной грамоты.
Благодарность может быть объявлена за следующие достижения:
-
перевыполнение плана работ; -
успехи в совершенствовании мероприятий по организации труда, качеству обслуживания клиентов; -
хорошее выполнение отдельных поручению руководства ООО «Альфа-строй».
Почетная грамота выдается сотрудникам в следующих случаях:
-
вклад в реализацию проекта, стратегически важного, для организации; -
участие в корпоративных мероприятиях.
Неофициальные нематериальным поощрения это:
-
публичная похвала;
устная благодарность13.
3.3. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятия
Смысл оценки эффективности обучения состоит в том, чтобы полученная информация была в дальнейшем проанализирована и использовалась при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения и избавляться от таких учебных программ и форм обучения, которые зарекомендовали себя как неэффективные.
Оценивая результаты обучения, можно выделить четыре критерия, обычно используемых при оценке эффективности обучения :
Реакция обучающихся. В этом случае определяется впечатление обучающихся о той учебной программе, в которой они приняли участие. Усвоение учебного материала.
Изменения поведения. В соответствии с этим критерием определяется, как изменяется поведение работников, после того как, пройдя курс обучения, они возвращаются к своей работе.
Рабочие результаты. Это критерий, определяющий реальную выгоду, которую получила организация в результате проведенного обучения.
Эффективность обучения — это не вопрос веры или убеждений, а вполне конкретные результаты, которые можно и нужно оценить количественно или качественно.
Рассчитаем экономическую эффективность мероприятия по совершенствование системы обучения
Эффект воздействия программы обучения работников на производительность труда и качества продукции может быть определена по следующей формуле:
E=P*N*V*K-N*Z,
Где P – продолжительность программы обучения на производительности труда и другие факторы результативности
N – количество обученных работников
V – стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу;
K – коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (например, рост результативности труда, выраженный в долях)
Z - затраты на обучение одного работника.
Для «Альфа-строй» при существующей системе обучения ежегодно обучение проходят не более 10 человек. Этого недостаточно для поддержания высокого квалификационного уровня сотрудников. Рассчитаем экономическую эффективность мер по улучшению системы образования. Ежегодно обучение и повышение квалификации должно предоставляться как минимум 50 сотрудникам (т.е. N= 50).
Средняя стоимость обучения одного сотрудника составляет 5000 руб (Z=5000). Общая стоимость обучения в год составит 50 чел х 5000 р = 250 000 р.
В условном примере стоимостная оценка различия труда лучших и средних сотрудников (специалистов) составит 30 000 руб (V=30 000).
А коэффициент, характеризующий эффект программы обучения K составляет ¾ стоимостной оценки различия труда лучших и средних сотрудников (K=3\4).