Файл: Исследовательская работа по дисциплине Основы патентоведения и научных исследований Понятие метода, методики и методологии научного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВО «СамГТУ»)


Институт автоматики и информационных технологий

Кафедра «Автоматизация и управление технологическими процессами»

Исследовательская работа

по дисциплине:

«Основы патентоведения и научных исследований»

Понятие метода, методики и методологии научного исследования.
Реферат выполнил студент 2-ИАИТ-111

Шишкин Леонид Алексеевич

Проверил

Якимов Владимир Николаевич

Самара 2023

Список исполнителей
Самарский государственный технический университет
Исполнитель:

Студент 2-ИАИТ-111 __________________ Л.А.Шишкин

подпись, дата
Реферат
Отчёт 20 с., 5 кн., 3 рис.

ПОНЯТИЕ МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Объектом исследования являются методология научных исследований.

Цель работы – является формирование развёрнутого представления о методах и методологии научных исследований.

Тема "Метод, методика и методология научных исследований" представляет собой учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания - гносеологии, в особенности теории научного знания - эпистемологии - и философии науки.

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Содержание





Введение 5

1Понятие метода, методики и методологии научного исследования 6

1.1Понятие метода и методики 6

1.2Методология научных исследований 8

1.3Выводы по разделу 8

2Методы научного познания 9

2.1Общенаучные методы 9

2.2Методы эмпирического и теоретического познания 11

2.3Количественные и качественные методы научного исследования 15

2.4Частные и специальные методы научного исследования 18

2.5Выводы по разделу 19

Заключение 20

Список использованных источников 20


Введение
Как нам известно, всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы – устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

В своем процессуальном осуществлении исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

Цель работы: изучить понятия метода и методики, охарактеризовать основные методы научного исследования.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Дать формулировку понятий «метод», «методика» и «методология»;

  2. Перечислить основные методы научного исследования;

  3. Кратко описать количественные и качественные методы научного исследования;

  4. Кратко описать частные и специальные методы научного исследования.




  1. Понятие метода, методики и методологии научного исследования

    1. Понятие метода и методики



Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

  1. Совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

  2. Учение о научном методе познания.

Организация и проведение научного исследования невозможны без опоры на научную методологию, без использования соответствующих методов. Выстраивая методологическую базу для научного исследования, следует уточнить основные понятия (метод, методика, методология и др.)

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методика - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату; конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1.1.


Рисунок 1.1 – Классификация методов научного познания
Каждая отрасль применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Однако зачастую методы, характерные для какой-либо конкретной науки применяются и в других науках. Это происходит потому, что объекты исследования этих наук подчиняются также и законам данной науки. Например, физические и химические методы исследования применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи и, следовательно, подчиняются физическим и химическим законам.


Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

    1. Методология научных исследований


Каждая наука имеет свою методологию. Под методологией научного исследования обычно понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Так, например, методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методологии:

1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.

2. Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.

3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.


    1. Выводы по разделу


Выводы по разделу:

  1. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам.

  2. Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

  3. Методика - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату; конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования.

  4. Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.

  5. Существуют виды методологии: всеобщая, частная, методология научных исследований конкретной науки.



  1. Методы научного познания

    1. Общенаучные методы



Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы:

Рисунок 2.2 – Соотношения общенаучных методов
Краткая характеристика данных методов.

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.