Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [ЮНЕСКО]
Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:
Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии, раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.
Выделяются следующие методы воспитания:
Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности,
проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.
В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:
Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):
2.2. Семейное воспитание, его цели и задачи.
Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.
В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.
Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.
Задачами семейного воспитания являются:
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:
Заключение
Мы рассмотрели основные положения науки о воспитании - педагогики. Многовековое развитие науки и накопленный опыт практического использования ее достижений позволяют сформулировать следующие важнейшие выводы:
1. Воспитание как социальное явление преследует цель всестороннего усовершенствования и развития личности для обеспечения гармоничного сочетания индивидуальности каждого человека и общественных интересов.
2. Процесс продвижения к цели воспитания называется педагогическим процессом.
3. Воспитание по сути своей есть формирование и развитие сознания человека и выработка опыта определенного поведения в условиях сотрудничества с социальным окружением.
4. Педагогический процесс как всестороннее развитие и формирование личности - это система взаимосвязанных деятельностей субъектов этого процесса -воспитателей и воспитанников.
5. Развитие личности осуществляется в деятельности самой личности.
6. Физиологические особенности и специфика условий жизни воспитанников определяют необходимость индивидуализации использования средств и особенно методов их применения в отношении каждого воспитуемого.
7. Важнейшим направлением в деятельности воспитателей является развитие активности воспитанников.
8. Эффективное воспитание невозможно вне системы определенных групповых отношений.
9. Талант воспитателя, учителя заключается в умении выбирать и правильно использовать в соответствии со складывающейся педагогической ситуацией методы обучения и воспитания.
10. За пределами обсуждения в настоящем пособии остались проблемы управления педагогическим процессом
11. Высокий профессионализм воспитателей, учителей, проявляющийся в знании средств, методов, форм, принципов обучения и воспитания и в умениях применять их в практической деятельности в постоянно изменяющейся обстановке воспитания, является основой эффективности педагогического процесса.
Такова последовательность изучения педагогических знаний, такова и логика самой педагогики как науки о воспитании. В такой взаимосвязи эти знания составляют основу профессиональной информации для учителей общеобразовательных школ и преподавателей профессиональных училищ (колледжей), для социальных педагогов и родителей, для офицеров как воспитателей воинов и для руководителей трудовых объединений. Эти общие знания конкретизируются в теориях и методиках частных методик, социальной, военной, исправительно-трудовой и других отраслях педагогики, являясь базой для разработки того особенного, что характеризует специфику воспитательной работы в конкретных условиях.
Список литературы
Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:
-
постановка цели педагогического взаимодействия; -
анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач; -
осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним; -
передача опыта вербальными и невербальными способами; -
организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса; -
предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление; -
умение управлять своим поведением и реакциями.
Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии, раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.
Выделяются следующие методы воспитания:
-
методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций); -
методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций); -
методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий); -
методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.); -
методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).
Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности,
проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.
В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:
-
Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др. -
Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры. -
Индивидуальные формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.
Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):
-
добровольность и свобода в выборе форм и направлений; -
разнообразие форм работы; -
демократичность и открытость всех форм работы; -
активность, инициативность и самодеятельность воспитанников; -
широкое вовлечение всех; -
принцип романтики, игры и интереса.
2.2. Семейное воспитание, его цели и задачи.
Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.
В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.
Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.
Задачами семейного воспитания являются:
-
создание условий для роста и развития ребенка; -
передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей; -
научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания; -
воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
-
гуманность и милосердие к растущему человеку; -
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника; -
открытость и доверительность отношений в семье; -
оптимальность взаимоотношений в семье; -
последовательность старших в своих требованиях; -
оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы; -
справедливость оценки действий и поведения ребенка.
При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:
-
Не применять к ребенку насилия! -
Не срывать зло на ребенке! -
Не бить ребенка! -
Не лгать и не обманывать ребенка! -
Не запугивать ребенка! -
Не разочаровывать ребенка! -
Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка! -
Не считать ребенка виноватым! -
Не бояться активности ребенка. -
Не ограничивать свободу ребенка понапрасну! -
Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими. -
Не выставлять ребенка на посмешище. -
Не нарушать данных ребенку обещаний! -
Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.
Заключение
Мы рассмотрели основные положения науки о воспитании - педагогики. Многовековое развитие науки и накопленный опыт практического использования ее достижений позволяют сформулировать следующие важнейшие выводы:
1. Воспитание как социальное явление преследует цель всестороннего усовершенствования и развития личности для обеспечения гармоничного сочетания индивидуальности каждого человека и общественных интересов.
2. Процесс продвижения к цели воспитания называется педагогическим процессом.
3. Воспитание по сути своей есть формирование и развитие сознания человека и выработка опыта определенного поведения в условиях сотрудничества с социальным окружением.
4. Педагогический процесс как всестороннее развитие и формирование личности - это система взаимосвязанных деятельностей субъектов этого процесса -воспитателей и воспитанников.
5. Развитие личности осуществляется в деятельности самой личности.
6. Физиологические особенности и специфика условий жизни воспитанников определяют необходимость индивидуализации использования средств и особенно методов их применения в отношении каждого воспитуемого.
7. Важнейшим направлением в деятельности воспитателей является развитие активности воспитанников.
8. Эффективное воспитание невозможно вне системы определенных групповых отношений.
9. Талант воспитателя, учителя заключается в умении выбирать и правильно использовать в соответствии со складывающейся педагогической ситуацией методы обучения и воспитания.
10. За пределами обсуждения в настоящем пособии остались проблемы управления педагогическим процессом
11. Высокий профессионализм воспитателей, учителей, проявляющийся в знании средств, методов, форм, принципов обучения и воспитания и в умениях применять их в практической деятельности в постоянно изменяющейся обстановке воспитания, является основой эффективности педагогического процесса.
Такова последовательность изучения педагогических знаний, такова и логика самой педагогики как науки о воспитании. В такой взаимосвязи эти знания составляют основу профессиональной информации для учителей общеобразовательных школ и преподавателей профессиональных училищ (колледжей), для социальных педагогов и родителей, для офицеров как воспитателей воинов и для руководителей трудовых объединений. Эти общие знания конкретизируются в теориях и методиках частных методик, социальной, военной, исправительно-трудовой и других отраслях педагогики, являясь базой для разработки того особенного, что характеризует специфику воспитательной работы в конкретных условиях.
Список литературы
-
Казанская В. Г.. Психология и педагогика. Краткий курс. — СПб.: Питер. — 240 е.: ил. — (Серия «Краткий курс»).. 2008) -
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.М.: Просвещение, 1982. с. 179 -
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004. -
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В2т.-М.: Просвещение, 1982. - Т. 2. -
Конвенция о правах ребенка - http://pedlib.ru/Books/1/0123/1_0123-1.shtml -
Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекции. Лекция13) -
Писарева Т. Общие основы педагогики: конспект лекций. Лекция5) -
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии – М., 2001 -
Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006 -
Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности - М, 1995 - с. 16 -
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2002. -
Семейный кодекс РФ. -
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2000 - 336с. -
Советский энциклопедический словарь. - М ,1980. - с. 1087 -
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с)