Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Литература Практическое задание 5.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы ля письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Ответ:
1) Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с образом сторожа-клена. (С этим кленом сам поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ «Голубой Руси» - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских воспоминаний.
2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева , а опыт сторожа.
3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают (ассонанс) часто употребляемые слоги ла. Ол, ло, причем последние звучат как [а]. Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский житель скажет: русь-грусьсь, дошш –похош!
4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.!
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Ответ: Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь. Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее,
Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна
Пермь - 2023
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы ля письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Ответ:
1) Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с образом сторожа-клена. (С этим кленом сам поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ «Голубой Руси» - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских воспоминаний.
2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева , а опыт сторожа.
3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают (ассонанс) часто употребляемые слоги ла. Ол, ло, причем последние звучат как [а]. Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский житель скажет: русь-грусьсь, дошш –похош!
4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.!
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥
∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥
Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Ответ: Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь. Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее,
Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна
Пермь - 2023