Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 2
Первая обширная система социального страхования была создана в Германии правительством Бисмарка: в 1883 г. было введено страхование на случай болезни, в 1884 г. — страхование от несчастных случаев на производстве, в 1889 г. — страхование на случай инвалидности и старости. И до настоящего времени эта система является образцом для многих стран.
В России закон о страховании рабочих был принят в июне 1912 г. и предусматривал страховую защиту при болезни и несчастных случаях.
Особенностью социального страхования, отличающей его от иных видов страхования и придающей ему социальный характер, является особая природа страховых рисков. Эти риски, во-первых, связаны с потерей социально значимого вида доходов — заработной платы, что приводит к социально значимым последствиям — изменению материального положения работника; во-вторых, они носят массовый, чрезвычайно распространенный характер, касаются практически каждого наемного работника, а если учитывать, что при потере работником заработка изменяется материальное положение и членов его семьи, — то и практически всех членов общества.
Правовому регулированию обязательного социального страхования в России посвящен Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон об основах обязательного социального страхования)[9]. Данное в нем легальное определение отражает правовую сущность обязательного социального страхования как формы социального обеспечения
Разнообразные обстоятельства, которые могут привести к изменению материального и социального положения наемного работника, положены законодателем в основу классификации видов социального страхования, к которым относятся:
• обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• обязательное медицинское страхование;
• обязательное социальное страхование в связи с материнством;
• обязательное пенсионное страхование.
В качестве самостоятельного социального риска, а значит и фактора, формирующего особый вид страхования, закон ранее называл также потерю работы (признание безработным), однако современное бюджетное и налоговое законодательство придают защите в случае безработицы нестраховую форму.
Круг обеспечиваемых в рамках обязательного социального страхования установлен в ст. 6 Закона об основах обязательного социального страхования. В соответствии с общепринятой страховой терминологией эти лица именуются застрахованными. Круг обеспечиваемых и условия, при которых они приобретают статус застрахованных, определяется федеральными законами, регулирующими отдельные виды социального страхования. По общему правилу, распространяющемуся на все виды социального страхования, застрахованными являются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), работающие по трудовому договору. Состояние застрахованное™ возникает у них с момента заключения трудового договора (ст. 9 указанного Закона). Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и иные категории граждан подлежат обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими или за них страховых взносов (ст. 1 того же Закона). В некоторых случаях, когда это специально предусмотрено федеральными законами, обязательное социальное страхование может распространяться и на других лиц.
Основания обеспечения в рамках обязательного страхования приобретают вид социальных страховых рисков. К их числу ст. 7 Закона об основах обязательного социального страхования относит:
• необходимость получения медицинской помощи;
• утрату застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
• дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями закон признает достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потерю кормильца, заболевание, травму, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Все эти события характеризуются такими признаками, как вероятностный характер (это событие может как наступить, так и не наступить), возможность определения степени его вероятности, независимость его наступления от воли застрахованного. Важным для характеристики социального страхования является то, что обеспечение связывается не с самим фактом наступления этих событий, а с изменяющимся при этом материальным положением застрахованного.
Виды обеспечения по социальному страхованию определяются характером наступающих негативных последствий. Как правило, изменение материального положения застрахованного вызвано утратой им дохода (полностью или частично) в результате того, что он лишен возможности трудиться. Соответственно и способом защиты в таком случае должно стать возмещение этой утраты. Именно поэтому ст. 8 Закона об основах обязательного социального страхования в качестве видов обеспечения предусматривает прежде всего денежные выплаты (пенсии и пособия), размер которых прямо или косвенно соизмеряется с суммой утраченного дохода. Но материальное положение может измениться и при необходимости нести дополнительные расходы[10], поэтому в качестве вида обеспечения может выступать и компенсация расходов (фактически понесенных или предполагаемых). Несколько отличается обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования. Изменение материального положения в данном случае вызвано необходимостью оплаты лечения. Однако организация данного вида страхования такова, что застрахованный фактически никаких расходов не несет, а предоставленные ему услуги оплачиваются непосредственно лечебному учреждению.
Средства, составляющие финансовую основу обязательного социального страхования, аккумулируются посредством сбора обязательных целевых платежей. Обязанность по их уплате возложена на страхователя, которым, как правило, является работодатель либо иное лицо, производящее оплату работы. Перечислять соответствующие платежи могут и иные лица как в силу закона (например, страхователем неработающего населения в рамках обязательного медицинского страхования являются органы исполнительной власти и местного самоуправления), так и добровольно (например, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в некоторых видах обязательного социального страхования уплачивают взносы за себя на добровольной основе).
Аккумуляция средств на обязательное социальное страхование осуществляется специально созданными для этого государственными социальными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Все они представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения, созданные для управления финансами соответствующих страховых систем. Средства фондов являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию, что обеспечивает автономность и устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования.
Органы, предоставляющие обеспечение, определяются видом обязательного социального страхования. Как субъекты социального страхования государственные социальные внебюджетные фонды выполняют функции страховщиков, в том числе и по предоставлению страхового обеспечения. Так, ПФР назначает, пересчитывает и выплачивает трудовые пенсии и социальные пособия в случае смерти неработающего пенсионера; ФСС назначает страховые выплаты лицам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности. Иногда эти функции возложены и на страхователя. Именно он производит выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и в некоторых других случаях.
Государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств, которое также называют государственным социальным обеспечением, более старая форма, чем обязательное социальное страхование. Пенсии для ветеранов, выплачиваемые за счет казны, были известны еще в Древней Греции; Рим, помимо денежных выплат, ввел раздачу бедным хлеба (аппопа), который к концу республики получала почти треть населения[4]; для Средневековья с его весьма значительной степенью натурализации хозяйства и раздроблением страны на ряд полусамостоятельных в хозяйственном и политическом отношении территорий характерна экономическая слабость государства, но и оно сохраняло обеспечение за счет казны для крупных сановников, военачальников, префектов. Таким образом, социальное обеспечение из казны насчитывает уже не одно столетие.
Государственное социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию изменения материального и (или) социального положения граждан, занятых особыми видами профессиональной деятельности, или независимо от факта их трудовой деятельности как членов общества при наступлении установленных в законодательстве социальных рисков нестрахового характера.
Эта система используется либо наряду с обеспечением страхового характера в отношении социальных рисков, на которые не распространяется социальное страхование, либо в отношении лиц, не подлежащих социальному страхованию.
Круг субъектов, обеспечиваемых в рамках государственного социального обеспечения, неоднороден. Во-первых, это лица, социальное обеспечение которых не может быть осуществлено в рамках социального страхования (военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, сотрудники Государственной противопожарной службы, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судьи, а также члены семей этих лиц при потере кормильца). Это те, кто занимается особыми видами деятельности, при осуществлении которых имеет место более высокая степень риска утраты дохода, — военной и правоохранительной службой. В силу этого обстоятельства они не могут быть включены в единую систему социального страхования, для которого принципиальное значение имеет более или менее одинаковая степень риска, что, собственно, и позволяет застрахованным проявлять социальную солидарность друг с другом и на равных участвовать в покрытии возникающих убытков в виде потери заработка. Во-вторых, это лица, необходимость обеспечения которых вызвана функционированием государства и иных созданных им социальных институтов: участники войн и вооруженных конфликтов, лица, пострадавшие от террористических актов, от радиационных и техногенных катастроф, беженцы и вынужденные переселенцы и пр. В-третьих, это государственные служащие, социальное обеспечение которых государство организует как работодатель. К этой же категории обеспечиваемых следует отнести и иных лиц, осуществляющих государственные функции: депутатов, высших должностных лиц государства и ир. В-четвертых, это все члены общества (все население страны), включая и тех лиц, на которых распространяется обязательное социальное страхование.
Основаниями обеспечения за счет бюджета при этом являются те социальные риски, которые не покрываются (в соответствии с законодательством страны) или не могут быть покрыты (в силу их специфической нестраховой природы) социальным страхованием. Обеспечение в рамках этой формы может предоставляться при любых рисках, установленных законодательством страны, но для различных категорий обеспечиваемых лиц эти риски будут разными. Обеспечение может предоставляться также и в связи с изменением материального положения по иным причинам, не связанным с утратой дохода: рождением ребенка, воспитанием и содержанием его до достижения определенного возраста, необходимостью ухода за нетрудоспособными лицами, трудной жизненной ситуацией. Особым основанием государственного социального обеспечения в виде государственной социальной помощи является малообеспеченность, под которой в российском законодательстве понимается такой уровень обеспеченности одиноко проживающего гражданина или семьи, при котором он не превышает величины прожиточного минимума.
С основаниями государственного социального обеспечения связаны и его виды. Если обеспечение предоставляется в связи с изменением материального положения, — это, как правило, денежные выплаты, т.е. пенсии, пособия, компенсации. Возможны и натуральные предоставления в виде передачи в пользование или в собственность предметов первой необходимости, жилья, продуктов питания, средств гигиены, ортопедических изделий и пр. В рамках государственного социального обеспечения широко распространено предоставление социальных услуг, особенно в тех случаях, которые связаны с изменением социального положения (услуги социально- бытового характера, медицинские услуги, посторонний уход, консультационные услуги, услуги по трудоустройству и пр.).
С учетом того, что вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а органы местного самоуправления также могут быть наделены некоторыми государственными полномочиями, финансовые средства, необходимые для предоставления государственного социального обеспечения, аккумулируются в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Принципы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов и источников их финансового обеспечения определяются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ).