Файл: Кыныра Даниил Александрович Юриспруденция 40. 03. 01 Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кыныра Даниил Александрович Юриспруденция 40.03.01


ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»

Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу I (темы 2-8). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 1.

  1. Дайте развернутое определение понятию «мировоззрение», выделите основные уровни и исторические формы мировоззрения. Обоснуйте, почему философию считают теоретической формой мировоззрения.

Ответ: Мировоззрение- это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности.

Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Исторические формы мировоззрения:
Мифология

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф — это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и мировосприятие того времени.
Религия

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир и религия взаимосвязаны.


Философия

Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.


Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" – (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных знаний житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения Мировоззрение имеет и высший уровень-обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно определить следующим образом- это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности.

Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения.



  1. Заполните таблицу, отразив основные этапы развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:






Этапы развития античной философии и их хронологические рамки.

Основные философы, представители этого периода

Основные проблемы и примеры их решений

1

Натурфилософский этап

VII-V вв. до н.э.

Ранние натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элеский).
Поздние натурфилософы (Пифагор, Эмпедокл из Ариента, Анаксагор, Левкипп, Демокрит из Абдер)

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

2

Классический этап V-IV вв. до н.э.

Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты

Переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление

3

Эллинистическо-римский этап IV в. до н.э. – III в. н.э.

Киники (Циники) (Антисфен из Афин, Диоен Синопский). Эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар, Гораций). Стоики (Зенон из Китая, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Скептики (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик). Эклектизм (Филон, Панетий, Марк Тулий Цицерон).

В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.




Завершающий этап - неоплатонизм III-VI в. н.э.

Наиболее известный представитель -Плотин

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения





  1. Что такое экзистенциализм, каковы его хронологические рамки, основные представители, проблемы и идеи, каков вклад в развитие философии и культуры 20 века?

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

К числу представителей экзистенциализма относятся: Бердяев Н.А., Шестов Л. (Россия); Бубер М., Хайдеггер М., Ясперс К. (Германия); Марсель Г., Сартр Ж.-П., Камю А. (Франция), Аббаньяно Н., Пачи (Италия) Э.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек дол-жен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.


Ряд ключевых проблем:

Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Будь подлинным — вот главный призыв экзистенциализма. Во внешнем мире, по отношению к другим, это вряд ли вообще возможно, но чем отношение к другим является более личностным, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности, объективности.