Файл: Жилбыл на Земле Человек. Судьба одарила его волшебным зеркалом. Посмотришь в это зеркало и увидишь мир во всей его многоликости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жил-был на Земле Человек. Судьба одарила его волшебным зеркалом. Посмотришь в это зеркало  и увидишь мир во всей его многоликости. Видишь в зеркале деревце, и вдруг, это не деревце уже, а колдунья, которая, как Баба Яга, наровит костлявой рукой живого человека в царство мертвых увлечь. Или бросишь  нечаянный взор в зеркальце: бежит между деревьев неприметная тропинка, ведет доверчивого путника за собой и внезапно распадается на  две дорожки. Это, оказывается, оно, сказочное  распутье: что же выбрать: налево свернуть или направо пойти? Рад был Человек своему зеркальцу, но не берег его, не ценил. Небрежною рукою брался за него часто, хвалясь своим богатством. Однажды выскользнуло зеркальце из торопливой руки и разбилось на крошечные осколки. Вскрикнул Человек, да поздно было. Бросал он взор то на один осколок, то на другой. В одном видел он небо необычайного цвета, в другом ручей, от истока до речки, в которую тот спешил, в третьем осколке расцветал одуванчик как солнечный лучик и угасал, преврашаясь в легкий пушок. А на других осколках мелькнули образы из сказок: то Кащей, то Иван Царевич, то Марья Моревна, то Черный ворон. И еще много-много всего – ни перечесть, ни запомнить. Хотел Человек собрать осколки зеркала, да не тут-то было. Исчезали они на его глазах словно тончайшие льдинки, растаяло его сокровище в одно мгновение. Загоревал Человек, ведь лишился он возможности постигнуть тайный смысл  вечно изменяющегося мира. Но не пал он духом, ведь в его сердце хранилось воспоминание о сложной сущности простых на первый взгляд вещей, которые окружают нас от рождения до самой жизненной кончины. Открытие таинства мироздания стало для Человека смыслом его жизни и неиссякаемым источником богатства образов, облекаемых  в простые, но емкие слова. Как часто из этих слов рождались у Человека сказки, наполненные ясными, светлыми картинами живой природы,  героями  добра  и темными мрачными силами  зла, с которыми ведет мир вечную борьбу. А иногда, как по волшебству, создавались  коротенькие рассказы, такие ясные, словно прозрачные ручейки, на дне которых видны пестрые камешки. Стал Человек великим писателем, прозорливым и чутким, способным передать своим читателям бесконечное, как океан, содержание книги бытия.

Сказка эта могла бы объяснить тайну творчества уникального русского писателя М.М. Пришвина, потому, что его книги  открывают  для нас волшебство русской природы, тайны мироздания, смысл вечных человеческих истин.


Многие исследователи творчества М.М. Пришвина называют его «неоткрытым» писателем. Годы жизни М.М. Пришвина пришлись на многотрудный двадцатый век. В его дневниках нашло свое отражение это время лишений,  человеческих трагедий и катастроф. Как мудрый человек  Пришвин старался быть «великодушным к прошлому, стремился, забыв о дурном и мрачном,  делиться только радостью - ведь это и  есть движение жизни».

«Долгое время жизни моей попадали в меня  пульки и дробинки  в душу мою, и от них оставались ранки. И уже когда жизнь пошла на убыль, ранки эти бесчисленные стали заживать. Где была ранка - вырастает мысль». В этой небольшой миниатюре Пришвин  словно объясняет ранимость своей души истинного художника, её беззащитность и трепетность. Только через боль приходит к писателю мысль, она вырастает и зреет, становится близкой и понятной каждому. Мудрость человека и писателя рождается в испытаниях, иначе нельзя прийти к постижению истины и смысла человеческой жизни.

Михаил Михайлович Пришвин принес в русскую литературу особенную глубину русского слова, с помощью которого он создал прекрасные картины родной русской природы. Так уж повелось в русской литературе, что природа в творениях мастеров слова  живет по человеческим законам, мы оцениваем все в ней происходящее по нашим чувствам. Любовь человека к природе превращает мир в духовный пейзаж, в котором человек  пытается понять тайну мироздания и своей души. Природа словно аккомпонирует человеческой судьбе, окрашивает мир красками, соразмерными человеческим  переживаниям.  В творчестве Пришвина это прочитывается в каждом его произведении: и в самой маленькой миниатюре, и в повести, и в романе. Пришвин пишет в своих дневниках о том, что он «ищет в природе прекрасные стороны души человеческой». Его творческое наследие несет читателю философское осмысление действительности. Пришвин открывает необозримый мир русской жизни, понимание того, что микрокосмос человеческой души глубиною своей  также велик и безграничен как космический мир нашей Вселенной. А природа, словно волшебное зеркало, отражает не только человеческие переживания, но и смысл  нашего бытия. Пришвин постигал тайны мира в соединении вечных сил противдействия: добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти

, человека и природы. Он шел по бесконечному пути духовного труда, каждодневного, непрерывного наблюдения за миром своей души, и созданные им картины природы соединялись из мелких разрозненных осколков в целое, сливались, спаявались его любовью к родной землев огромное полотно, напоенное  светом  его любви к жизни и миру.

Пришвина называли «певцом русской природы». Сколько ярких образов поднимают прозу Пришвина к вершинам поэтичности. «Весна света», «золотой луг», «Кащеева цепь», «волшебный колобок», «журавлиная родина», «кладовая солнца», « страна непуганных птиц»-  лишь малая толика волшебных пришвинских образов, вошедших в сокровищницу русского языка. Язык Пришвина необычайно метафоричен. Под пером писателя оживают картины природы, словно наполненные солнцем и светом, радостью рождения, торжеством любви. Для Пришвина природа - это книга, которую он не просто прочитывает, он транслирует миру происходящее в ней, через образы, понятные каждому: речки-сестрицы, елочки-старушки, волшебница вода, солнце золотое или король-солнце. Солнце для писателя – особенный образ. Солнце и живое, и теплое, и даже с «золотыми ножками», у него есть своя кладовая. Озарит Солнце Землю: все живое возрадуется, а исчезнет: даже родные ссорятся, а мир вокруг становится серым, гаснут его краски.

Н.Иванов в своем исследовании «Мир Михаила Пришвина»  называет мифологизм - основой творчества писателя. Миф - это универсальный художественный способ познания мира, с помощью которого объясняются все его сложные взаимосвязи. Миф - основа культурного самосознания любого народа. Сказка вытекает из мифа, это бесконечная фантазия и волшебство. Пришвинская сказка кажется реальностью,  но её колдовская магия проникает в душу с каждым словом писателя. Вдруг на наших глазах происходит чудесное превращение: «Устроившись на этом мостике, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала периливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост». Перед нами уже и не тетерев, а сказочная Жар-птица, символ земной  надежды человека. Сколько таких волшебных превращений происходит в произведениях М.М. Пришвина, как живо откликается сердце читателя на полный чудес мир пришвинской прозы.

Накопленый человеческий опыт позволяет Пришвину сделать сказку зеркалом живого человеческого мира. Сказка как связующая нить поколений  передает вечные ценности и жизненные смыслы. Самая известная сказка Пришвина «Кладовая солнца» наполнена особыми земными мироощущениями. Через ясные образы героев повествования и их взаимоотношения: мальчика Митраши и девочки Насти, собаки Травки и старого волка, деревни и болота, множества живых обитателей заповедного болота, освещаемого солнцем, складывается картина мира, в которой человек и природа -  две части неразрывного целого. Пришвин называет свое творение сказка - быль, подчеркивая тем самым явь происходящего, не отказываясь от фантастичности и волшебства событий. Но эта
фантазия не только не отрицает реальности, она в том, что автор видит прекрасную картину жизни, и находит  более глубокий смысл в каждом  слове, каждом образе, в каждом действии своих героев. Если Солнце на небе - это хозяин неиссякаемой земной кладовой, то Человек на Земле - хозяин своих поступков, решений, хранитель мира. Умер старый Антипыч, его преданная охотничья собака ищет нового хозяина, обретает его в образе мальчика Митраши, будущего мужчины, труженика и созидателя. Каждый персонаж сказки «Кладовая Солнца» живет, чувствует, борется за жизнь, за любовь, за место под солнцем. Каждый из образов сказки противостоит своему антиподу и дополняет его. Гармония двух начал рождает целостный мир, помогает понять смысл жизни юным героям сказки, за которыми будущее Земли. Как  важно услышать эти вечные истины современному поколению юных, понять, какое место занимает человек в мире в наши дни, по-хозяйски ли  он расходует запасы из земной  кладовой солнца, не разрушает ли хрупкий мир планеты  Земля. Эта пришвинская сказка передает новому поколению особый код русской культуры и русской жизни, цельную систему человеческих ценностей нашей родной страны.

Прошли годы после ухода писателя из жизни, но его книги, мироощущение, размышления, покоряют и увлекают  читателей яркостью слова, живыми образами, особенной пришвинской мудростью, чуткостью художника и жизненной силой, по-прежнему открывающей безграничный мир природы и мироздания. Новые времена рождают новых писателей, но вечные жизненные ценности: любовь к человеку, к родной земле, к негаснущей красоте русской природы  не исчезают, а  передаются от поколения к поколению и наследуются юными гражданами России.

М.М. Пришвин сохранил для нас неповторимый, уже уходящий русский мир через сказочные образы, оживающие на страницах его произведений, через неповторимую череду хрупких, нежных картин природы любимой Родины, через запечатленное в дневниковых записях время, навсегда сохранившее память сердца русского человека в дни невзгод и потрясений. Творчество Пришвина  как открытое окно в прошлое, без которого наше настоящее и будущее теряет  неповторимые краски понимания единства человека и природы.