Файл: Детско-юношеская спортивная школа как система спортивного образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Управление детскими спортивными школами

В настоящем разделе представлена поэтапно разработанная и апробированная в ходе шестилетнего педагогического эксперимента в ГОУ ДОСН СДЮШОР № 42 технология управления организационно-методической деятельностью детско-юношеской спортивной школы, включающая: принцип построения информационно-модульной системы; технологическую модель деятельности ДЮСШ; структуру и направленность содержания ведущих модульных блоков образовательного процесса: блок организационной деятельности, блок учебной деятельности, блок методической деятельности, блок медико-биологического обеспечения учебно-тренировочного процесса и блок профилактико-реабилитационной деятельности.

Механизм предлагаемой технологии способствует оптимизации образовательного процесса, экспресс интеграции полученной информации в учебно-тренировочную деятельность, изучению динамики состояния спортсменов, физической и специальной подготовленности, регуляции тренировочных нагрузок, реализации профилактико-реабилитационных воздействий на всех этапах годичного цикла и т.п. Представленная технология позволяет осуществить регламентированный переход от научно-теоретических посылок к практическим действиям, что в значительной мере повысит эффективность системы подготовки юных спортсменов в целом.

Разработанная технология управления организационно-методической деятельностью спортивной школы (рис. 1-8) позволяет представить структуры, обеспечивающие образовательный процесс ДЮСШ, в виде комплексных модульных блоков, которые, в свою очередь, состоят из нескольких «включенных» модулей, вариативность и содержание которых непосредственно связано с видом, типом и реальными возможностями детско-юношеской спортивной школы. Одним из преимуществ предлагаемой модульной технологии является ее универсальность.

Цель разработки модулей - дифференцирование и систематизация структур, обеспечивающих управление образовательным процессом спортивной школы соответственно педагогическим задачам, определяющим целевую направленность и содержание деятельности.

Для разработки целостного комплекса модулей, необходим системный анализ и глубокая специфическая научная проработка содержания деятельности ДЮСШ, которое способно обеспечить оптимальный режим образовательного процесса. Следует подчеркнуть, что модульная технология предполагает тщательную проработку не только целевой направленности и процессуального содержания каждого модуля, как органической составной части образовательного процесса. Одним из основных условий решения этой задачи является создание многоканальной системы информационных связей: прямыми и обратными связями (между различными модулями и структурами внутри модуля). Реализовать оптимизацию образовательного процесса можно только при многоканальной системе управления, имеющей прямые и обратные связи в замкнутой схеме, опирающейся на специфику и возможности спортивной школы. Таким образом, если содержание деятельности, заключенной в модуль, может варьировать и изменяться в зависимости от внешних условий, сам модуль представляет собой неизменную часть образовательного процесса. Под модульной организацией управления образовательным процессом понимается иерархически организованные проблемные модули с неизменным и варьирующим содержанием направленности деятельности, взаимодействие между которыми идет через информационные каналы, активными элементами которого будут являться руководители и объекты образовательного процесса. Используемый нами принцип построения структурно-модульной системы управления образовательным процессом представлен на рис. 1. Анализ работ по применению модульной технологии позволил разработать модуль, отражающий структуру управления организационно-методической деятельностью детско-юношеских спортивных школ. Особенностью предложенного модуля является функциональная детализация структур, осуществляющих руководство и обеспечение образовательного процесса в детско-юношеском спорте, схема их соподчиненности и координации. Блоки и микроблоки представленной технологии формируют направление, интеграцию и адаптацию организации и содержания деятельности по обеспечению образовательного процесса. Управление организационно-методической деятельностью детско-юношеских спортивных школ определяют следующие аспекты: - модель организации деятельности; - системная схема управления деятельностью; - координация структурных подразделений управления деятельностью; -целевая направленность и содержание работы структурных подразделений. На рис. 2 представлена модульная структура организации образовательного процесса в спортивной школе. В структуре образовательного процесса, как в интегрированной системе выделено пять блоков: организационная деятельность; учебная деятельность; методическая деятельность; медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса.


Заключение

В данной курсовой работе были исследованы источники, связанные с ДЮСШ, СДЮСШР, СДЮШОР, ШВСМ и т. д. За счет этого было выделено: что детские спортивные школы организуются в системе министерств образования, при спортивных обществах, различных организациях и ведомствах, имеющих зимние или открытые плавательные бассейны стандартных размеров. По своему характеру, направленности, преемственности и финансированию детские спортивные школы (ДСШ) могут именоваться ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы), СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) и др. Они могут работать совместно или входить в состав ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства), ЦОР и ЦОП (центров олимпийского резерва и центров олимпийской подготовки) и т. д. Детские спортивные школы работают круглогодично. Учебные группы в них комплектуются с учетом возраста и степени подготовленности детей. В школах организуются, как правило, подготовительные, учебные, учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования. Классификация и деление на группы могут быть и несколько иными, и осуществляться в зависимости от поставленных задач и возможностей ДСШ.

Основными документами планирования учебно-тренировочного процесса являются программа, учебный план, перспективный (многолетний) план подготовки юных спортсменов, годовой план круглогодичной учебно-тренировочной работы, проведения соревнований, осуществления медицинского контроля над занимающимися, график прохождения учебного материла, поурочные рабочие планы, конспекты уроков, расписание занятий.

На современном этапе ДЮСШ представлены множеством форм с разнообразным содержанием деятельности. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привел к стихийному росту различных по своей направленности детских объединений. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.

Молодежные и детские общественные стали органичной частью воспитательных систем многих школ и учреждений дополнительного образования. Чаще всего формами их работы в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, комитеты), клубы по различным направлениям образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные группы, созданные для подготовки и проведения традиционных дел и событий. Эти объединения положительно влияют на воспитательную систему школы: преодолевается односторонность образовательного процесса, меняются позиции детей и взрослых, обогащается содержание их взаимоотношений, расширяется воспитательное пространство школы.


Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научных трудов. Вып. 4.

2. Богомолова Л.В., Голубева Т.Л. Подростковая культура. На подступах к диалогу. - М., 1992.

3. Борисова Л.А. Детское движение в современном обществе: концепция развития и воспитательные возможности // Народная школа. 1995. №6.

4. Быков А.К. // Социальные Технологии, Исследования, №2,2005. - с. 58-63

5. Детское движение. Вып.4Под руководством Т.А.Васильевой.Сост. и ред.:Т.В. Трухачева - М.,2004

6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Н. Тагил, 1995.

7. Детское движение Москвы Ресурсы развития. Материалы социологического исследования. Сборник статей / под редакцией М.Е Кульпединовой. - М.: ИСПС РАО, 2005.

8. Детское движение. Вып.1. Сост. Т.В. Трухачева - М.,2004

9. Дымовска М., Колодзейчик У., Лимановска Б., Секутович К., Ставицка Б. Как эффективно действовать в организации - Варшава: Центр Инф. Жен. Об-в ОСЬКА, 1999. -164 с.

10. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001.

11. Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения. / Проблемы выживания. 2003. №6.- С.73-83.

12. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).- М., Наука, 1988.

13. Крупская Н.К. РКСМ и Бойскаутизм // Вожатый. 1990. №1-2.

14. Кудинов В.Т. Общественное движение и организации детей и молодежи в России в XX веке: Афтореферат дис... д-ра пед. наук. -СПб., 1994.

15. Кульпединова М.Е. Детские общественные объединения как субъект воспитания. - М., 2002

16. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. - М., 1993.

17. Максимова И.А., Федорова М.И. Что хотят школьники от детских общественных организаций. Воспитание школьников.2004, №6.

18. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Развитие социального партнерства в детском общественном движении // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы Международной научно-практической конференции 24-26 июня 2004 г.: В 2 кн. Кн. 1. Ежегодник Российского психологического общества / Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. М.-Ижевск, 2004. С. 139-144 (50%)

19. Мальцева Э.А. Детская общественная организация и социальное воспитание // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конференции 1-4 декабря 2005 г. / Отв. ред. Э.А. Мальцева, О.А. Фиофанова. Ижевск: УдГУ, 2005.

20. Мальцева Э.А. Законы детских объединений и организаций. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 72-74.