Файл: Мода как социально психологическое явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большое значение в структуре моды имеют ценности, среди которых выделяют первичные (атрибутивные, или внутренние) и вторичные (денотативные, или внешние) [5].

К первичным ценностям моды относятся современность, универсальность, демонстративность и игра.

Современность - фундаментальная ценность в структуре моды. Однако положительная оценка современности свойственна именно современной западной цивилизации, которая и породила моду. В архаических и традиционных обществах современность и нововведения воспринимаются как недостаток. В традиционных обществах универсальным социальным регулятором является обычай, функции которого в современном обществе выполняет мода. Не всякое нововведение становится модным, так же как и не всякие новые модные стандарты и образцы являются действительно новыми. Бывает мода на «старину», например, в начале 1970-х гг. в моду вошел стиль «ретро», когда более современными казались предметы антиквариата или новые вещи, специально сделанные «под старину».

Экологический стиль вызвал моду на использование в одежде не самых новых высокотехнологичных синтетических материалов, а традиционных, которые известны уже несколько тысячелетий - льна, хлопка, шелка. Кроме того, естественному стремлению человека к новизне противостоит не менее естественная потребность в сохранении культурных традиций (экология культуры). Новое в моде - это всегда новое по отношению к непосредственно предшествующей моде. Ценность современности позволяет последователю новой моды ощущать себя «идущим в ногу со временем», приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру [20].

Универсальность(диффузность) связана с тем, что мода не признает никаких границ, кроме временных. Универсальность не является повсеместно распространенной ценностью, например, она не существовала в архаическом и сословном обществах. В социально значимом масштабе мода возникла в XIX в., когда окончательно сформировалось буржуазное общество, но уже в начале XVI в. можно было говорить о первой общеевропейской моде на основе итальянского костюма, затем по всей Европе распространились «испанские моды». Развитие моды отражало изменения, которые происходили во всех сферах общества: бурный рост производства, возникновение новых средств коммуникации и транспорта, усиление культурных контактов между народами. Если в феодальном обществе культурные образцы были постоянно и неподвижно закреплены за определенными социальными группами, то в буржуазном обществе они становятся более текучими и подвижными. В движении культурных образцов от одной общности к другой, от одной социальной группы к другой, из одной страны в другую и выражается универсальность как одна из важнейших модных ценностей. В свое время советский ученый В.М. Краснов выделил три формы проявления моды в истории в связи с универсальностью:


1) единичная мода (в первобытном обществе);

2) особенная мода (в сословном обществе);

3) всеобщая мода (в капиталистическом обществе).

Сушествуют явления, имеющие отношение к ценностям современности и универсальности, сходные с модой, но отличающиеся от нее более короткими сроками развития и степенью распространения, - это так называемые «внутренние течения в рамках моды» (это понятие ввел американский социолог Э. Богардус). К ним относятся fad (прихоть, чудачество, быстропроходящее увлечение, которое охватывает не все общество, а отдельные социальные группы и появляется из-за стремления к новизне), craze, или фетиш (форма массового увлечения внутри моды, которая отличается склонностью к преувеличению, мания).

Демонстративностьсвязана с тем, что мода является одной из форм коммуникации, и демонстративность дает возможность участникам модного поведения передавать другим определенную информацию о себе, особенно если речь идет о коммуникации, которая носит непродолжительный и поверхностный характер. В первую очередь мода позволяет продемонстрировать свой социальный статус или создать иллюзию более высокого социального статуса [7].

Такая ценность моды, как играсвязана с тем, что мода является эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового. Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. В постмодернизме игра становится способом создания культуры путем бесконечного комбинирования культурных ценностей и знаков. В современном дизайне игровые элементы имеют важноезначение, так как игра направлена на развитие творческих способностей человека, для нее важен сам процесс деятельности, а не ее результат (связь с концепцией сотворчества потребителя в дизайне). Игра является формой постижения мира, а мода - одной из форм игрового поведения со своеобразными «правилами игры» (модные стандарты). Моде присущи основные черты игры - добровольность, ограниченность во времени (но не в пространстве), выход за пределыобычной жизни (мода создает иллюзии изменений в жизни человека и иллюзии, связанные со статусом в обществе), существование определенных «правил игры». Мода также связана с понятиями ролевой игры и «социальной роли», когда обозначается определенный социальный статус или имитируется более высокий социальный статус [17].



Вторичные (внешние) ценности моды определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту или удобство и т.п. Одни и те же модные образцы позволяют своим обладателям преследовать разные цели. Так, потертые джинсы для одного - это возможность выделиться, похвастаться их престижной маркой, а для другого - возможность, наоборот, не выделяться, демонстрировать свою «демократичность» и «скромность» в потреблении.

Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности). Выбирая те или иные модные образцы, один человек тем самым как бы заявляет «Я такой же, как все», другой: «Я имею то, что имеют те, на кого я хочу быть похожим», третий: «Я имею то, чего не имеют другие», четвертый: «Я не такой, как другие». Выбирая определенную моду, человек демонстрирует и свое отношение к моде вообще.
1.2 Мода как объект исследования гуманитарных наук
Мода как объект исследования гуманитарных наук опирается на ряд теоретических конструкций, напрямую связанных с повседневной жизнью. Именно данный факт долго опровергал необходимость ее научного исследования. Наиболее четко состояние научного анализа феномена моды определяет французский социолог Жиль Липовецкий: «в то время как мода все быстрее диктует свои быстротечные законы, завоевывает все новые области жизни человеческого общества и вовлекает в свою орбиту все социальные слои и все поколения, она оставляет абсолютно безразличными тех, кто призван освещать и разъяснять движущую силу и принципиальный механизм современного общества». Социально-культурные трансформации в ХХ веке (научно-технический прогресс, развитие промышленного производства, компьютеризация, виртуализация, иконический поворот) сформировали определенные условия для теоретического объяснения развития и влияния моды на индивидуума и социум; и актуализировали формулировку моды как объекта научного исследования ряда наук (философии, социологии, психологии и других), отдающих первичность определенному аспекту. Наибольшее распространение получил междисциплинарный подход исследования моды, позволяющий проследить подобные и противоположные взгляды ученых, которые впоследствии становятся предпосылками для создания ее теоретической базы. Социальный аспект феномена моды налицо в теории дифференциации, идентификации, семиотике, что актуализирует социально-философский анализ данной проблемы.


Опираясь на определение философии как науки о самопознании Л. Свендсен обосновывает необходимость именно философского анализа моды, заключающегося в том, что ее значимость «должна стать объектом подлинного философского исследования». Мы предлагаем перенести акценты по рассмотрению самопознания индивида на полифункциональность моды и ее проявлений, их интеграцию для создания единого социального пространства. Философия выполняет интегрирующую функцию, позволяющую унифицировать все существующие концепции гуманитарных наук. Каждая структурная дисциплина философии способна предоставить новые направления рассмотрения моды, что уже сделано в ряде теоретических концепций современных исследователей. Так, онтологический статус моды рассмотрен с помощью категорий время, изменчивость, современность, продолжительность (Г. М. Куц, Ю. Г. Легенький); аксиологический аспект содержится в анализе ценностей и эстетических категорий, их влиянии на бытие индивида и развитие общества; антропологический аспект раскрывает первоначальное зарождение моды в миметических формах, их эволюцию; и другие философские направления исследования [13].

Есть определенные перспективы социально-философского анализа пространства моды. Одной из главных задач социальной философии является «получение интегративного знания об обществе как имеющей историю систему, достигшего определенного уровня настоящего развития, функционирующего в тесном взаимодействии экономических, социальных, психологических, то есть материальных и духовных факторов, имеющих или не имеющих исторические перспективы развития». Данная задача социальной философии позволит создать интегративную комплексную теоретическую концепцию моды, способную акцентировать внимание на определенном этапе развития или ее отдельном свойстве, социальных детерминантах, репрезентациях в современных условиях, что будет способствовать дальнейшему научному постановлению данного вопроса.

Для обозначения социально-философских аспектов рассмотрения моды как объекта исследования необходимо охарактеризовать уже существующие теоретические подходы к данному вопросу. В рамках данной статьи мы остановимся на классификациях теоретических концепций, которые возникают в основе современных междисциплинарных исследований и требуют социально-философского анализа, что позволит выделить главные направления рассмотрения феномена моды.


Наибольшее распространение при обосновании генезиса моды получила теория социальной дифференциации. Согласно которой модные новообразования формировались исключительно в высших слоях населения, низшие классы общества лишь следовали тенденциям одевания высших слоев. Данная теория не отвечает современным условиям развития моды. Именно поэтому Липовецкий обосновывает необходимость создания нового научного подхода. С нашей точки зрения, при рассмотрении моды как социального феномена невозможно исключить вышеупомянутую теорию. На философском уровне можно осмыслить специфику данной теоретической конструкции: уточнить особенности социального строя общества, его влияние на население (не стающее главным отличием генезиса моды). В данном случае не учитывается способность моды создавать дифференциацию не только в зависимости от социального положения, а также профессии, события (праздничные и повседневные одежды), идентификации разнообразных групп, различных социальных новообразований. Также следует отметить, что мода в форме знака кодирует социальное положение индивида. Развитие моды как социального института не направлено исключительно на создание визуального образа индивида, сужающего ее предмет действия.

Для моды как объекта исследования философских наук необходимо отметить решение ее проблемных вопросов на двух уровнях. Первый уровень занимают концепции, определяющие моду как институциональный объект. Второй уровень рассматривает исключительно индивидуальные особенности по отношению к первому уровню. Необходимо отметить, что в теоретических конструкциях, посвященных анализу моды (Р. Барт, Г. Зиммель, Т. Зомбарт) вышеупомянутые уровни находятся в постоянном взаимодействии, динамике.

Автократическая теория моды связана с персоналиями дизайнеров или представителей элиты, с их новшествами, повлиявшими на поведение широких слоев населения. Большинство исследователей в качестве примера подобных личностей называют: короля Англии и Шотландии Чарльза II, короля Франции Людовик XIV, дизайнера Поля Пуаре и многие другие исторические фигуры. Эта теория моды сохраняет свою актуальность при рассмотрении классификации субъектов моды. Исследователь А. Б. Гофман выделяет три вида участников модного пространства: производители (те, кто создают продукты моды в идеологическом и материальном проявлениях), потребители (те, кто в своей деятельности применяют продукты моды), распространители (те, кто выступает связующим звеном между производителем и потребителем). Для описания субъектов пространства моды К. Михалева, которая строит свой анализ на базе социальной истории и системно-организационных практик моды, вводит в научное обращение понятие «гейткипинга», под которым понимает (от англ. gatekeeping арбитр) «правила вписывания индивидуального творчества в общий культурный контекст путем определения, интерпретации и установления четких границ». Данный термин включает в себя деятельность всех субъектов, влияющих на формирование и распространение модных тенденций (редакторы журналов, стилисты, фотографы, все, у кого «была возможность регулярно встречаться с элегантными людьми» [2].