Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъективный аспект феномена моды позволяет К. Михалевой определить моду как систему групп, «продукт цепочки большого количества индивидуальных решений, сделанных людьми из разных уровней модной индустрии, связанных в одну общую структуру». Вопрос формирования социальной группы, процесс идентификации ее отдельных последователей, взаимодействие с разнообразными структурами общества выступает объектом анализа социальной философии. Автократическая теория моды в социально-философской плоскости также может быть рассмотрена биографическим подходом и анализом понятия творчества.
Современные исследователи выделяют более десяти основных концепций моды, способных взаимодополнять друг друга, что соответствует специфике изучаемого феномена: историческая (проблематика определенного периода); философско-эстетическая (абсолютизация предметного мира); экономическая (потребление); социальная (дифференциация социальных слоев); психологическая (подражание, потребность в новом); художественная (обновление культурных образцов); коммуникативная (отбор культурных при взаимодействии); семиотическая (кодировка и декодирование знаков); игровая; виртуалистическая (репрезентация в различных формах реальных событий и вещей в виртуальном мире); эротическая (усиление привлекательности).
Социальная философия способна выполнить интегративную функцию во взаимодополнении друг друга разнообразных концепций. Необходимо отметить, что некоторые концепции, на наш взгляд, представляют не только теоретический подход к объяснению феномена моды, но являются ее важными особенностями, свойственными ей независимо от исторических и социальных периодов. Такими особенностями мы считаем коммуникативную и семиотическую составляющие структуры моды. В коммуникативной концепции мода становится транслятором определенных кодов, образов, закодированных дизайнерами и декодирующих аудиторию (потребителей).
Социология изучает механизмы функционирования моды в социуме. Именно социологи уделяют изучению феномена моды наибольшее внимание, так как социология занимается исследованием современного общества и, соответственно, следит за всеми изменениями, происходящими в нем. С точки зрения А. Б. Гофмана мода – это один из способов социальной регуляции как индивидуального, так и группового поведения. К особенностям моды также относится ее цикличность: очень часто те элементы одежды, которые были популярны в далеком прошлом, становятся «новинками». Можно предположить, что подобная цикличность моды трактуется восприятием времени человеком как «циклической модели». В обществе мода занимает весьма важную нишу, являясь своеобразным зеркалом для социума, в котором существует. В то же время лексикосемантическое поле мода является весьма обширным, так как понятие «Мода» может быть представлено манера организации быта, явление культуры, отлаженная индустрия и др.
Немецкий философ и социолог Г. Зиммель представил так называемую «элитарную концепцию» феномена моды, где, базируясь на психологических особенностях поведения различных общественных групп, описал механизмы функционирования моды, а также события, послужившие ее зарождению. В соответствии с данной концепцией более низкие слои общества, подражая элите, стремятся встать с ней на один уровень, показывая свою иллюзорную общность с аристократией. Соответственно, можно утверждать, что мода имеет вертикальный характер, стандарты моды со временем переходят от элитарных слоев общества к более низким, распространяясь, таким образом, во всем социуме – так возникает массовая мода. В XX веке американский социолог Г.-Дж. Блумер раскритиковал элитарную теорию моды, сославшись на преувеличение роли элиты в формировании моды. Он утверждает, что именно средний класс определяет моду, ввиду своего неустойчивого социального положения [15].
Мода, оказывая значительное влияние и на лексический состав языка, может быть также объектом изучения лингвистики. Эволюцию моды можно признать экстралингвистическим фактором, который влияет на лексический состав языка, обогащая его. Разумеется, что как технический, так и научный прогресс, а также развитие любой индустрии обогащают язык, однако именно феномен моды является экстралингвистическим фактором, детерминирующим развитие словарного состава лексико-семантического поля «Мода». Более того, мода помогает человеку формировать языковую картину мира и с точки зрения когнитивистики может быть рассмотрена как категория, содержащая в себе множество концептов (концепт Обувь, Одежда, Ткань, Цвет, Дизайнеры и др.) [1].
Итак, в данном параграфе мы пришли к выводу, что мода является весьма многогранным явлением, которое проникает во многие сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому его изучением занимаются не только специалисты индустрии моды, но и историки, социологи, искусствоведы, а также лингвисты.
Глава 2. Мода как феномен социальных и психологических наук
2.1 Мода как социальный институт
Мода как социальная норма характеризуется целым рядом особенностей:
1. Она носит конкретно исторический характер. Это значит, что она присуща только конкретным типам обществ и во временном измерении не носит универсального характера. Ростки моды существовали с незапамятных времен. Однако обычно они были ограничены одной социальной группой, состоянием одной страны. Мода дворян никак не влияла на стиль потребления крестьян и слабо – на горожан. Поэтому назвать эти изменения стиля употребления модой в современном смысле слова нельзя. В этом смысле мода существенно отличается от таких норм, как право, религия, мораль или обычай, пронизывающих все или почти все исторические эпохи.
Только в XIX ст. мода превратилась в мощный регулятор общественной жизни. С этого времени можно говорить о появлении моды не как нормы отдельного состояния отдельной страны, а как универсальной нормы, ограниченной по времени, а не в социальном пространстве.
2. Одна из главных ценностей моды – ее современность. Она всегда современна, даже если возрождает нечто очень старое. Мода не может не быть современной, она такова по определению. Современность, мгновение – это ее главное достоинство. Старая мода – это уже антимода. Чем мода свежее, тем выше ее качество. В этом фундаментально ее отличие от обычая, в котором старина выступает в качестве мерила обоснованности [19].
Может возникнуть вопрос-отрицание: как же тогда мода на «старину», популярность вещей в стиле «ретро» и т.п.?
Прежде всего следует уточнить: в данном случае «старина» – это принадлежность исключительно стандартов и объектов моды, а отнюдь не атрибутивных ценностей. Культурная традиция вообще является одним из основных источников, из которого черпаются модные стандарты, но эти извлеченные из традиции стандарты обозначают вышеуказанные модные ценности, в частности ценность современности. »Чтобы не отстать от современности, гоняюсь я за стариной», - это слова Ханугиной, героини мюзикла Гладкова и Энтина «Хоттабыч», и они достаточно точно характеризуют подобную ситуацию.
Благодаря ценности современности происходит актуализация «старого» стандарта. Выражаясь парадоксально, «прошлое» обозначает «настоящее». Сама же возможность такого обозначения объясняется спецификой социального и культурного времени в моде: если при регуляции посредством обычая образцы поведения (стандарты) воспроизводятся непрерывно, то в моде – прерывисто. В этих случаях мы имеем дело с двумя типами времени: непрерывным – в обычае и прерывистым – в моде. Прерывность модного времени неразрывно связана с особенностями «социальной памяти» в моде, которой свойственно «забывание» предыдущих модных стандартов при сохранении «воспоминаний» о ценностях моды. Это позволяет участникам моды, да и не только им, воспринимать старые, но забытые культурные образцы в качестве «новых».
Если же «старина» из области стандартов и объектов проникает в сферу атрибутивных ценностей и вытесняет в ней современность, то это значит, что модный стандарт превращается в традиционный, мода трансформируется в обычай.
3. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как «диффузность, универсальность», проявляющееся в двух основных измерениях: (1) мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок, (2) мода игнорирует различия между классами и слоями общества. Однако универсальность моды ограничена только рамками «наше время».
4. Демонстративность моды – ее неотъемлемое качество. В моде понятия «быть» и «сдаваться» по существу совпадают. Модный объект приобретается для показа, демонстрации окружающим. Объект потребления становится модным только в отблеске восторженных глаз публики. Он не может как клад храниться в сундуке или в тайнике. Правда, масштаб демонстрации может быть разный: он колеблется от демонстрации модного поведения с помощью телевидения и периодики до показа в узком кругу собравшихся на вечеринку друзей и родственников [16].
Мода – одна из форм коммуникации, передачи информации от одних людей другим. В процессе коммуникации ее участникам необходимо узнавать друг друга и быть узнанными, видеть и быть увиденными, представляться другому и знакомиться с ним. С этой точкой зрения демонстративность имеет немаловажное значение.» Встречают по одежде, провожают по уму», - говорит пословица. Понятно, что акцент в ней сделан на второй части, но и первая сама по себе не лишена смысловой нагрузки: встречают-то все-таки по одежде. В переводе с фольклорного языка это означает, что демонстративность существенно способствует коммуникации в условиях, когда последняя носит непродолжительный и неглубокий характер. Такой же тип коммуникации занимает значительное место в современную эпоху с ее динамизмом и множеством поверхностных контактов. Отсюда потребность в быстрой и адекватной оценке субъ
5. Моде присуща массовость. В ней участвуют разные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер. Ее функционирование не может ограничиваться, как это иногда ошибочно полагают, рамками отдельных элитарных групп или замкнутых субкультур, существование которых поддерживается скорее действием разного рода обычаев и ритуалов. Присутствие диффузности в ценностной структуре моды не позволяет говорить о сколько-нибудь четкой группе самосознании, о понятиях «мы» и «мы-группа», объединяющего всех участников моды. Участники моды чувствуют
принадлежность к некоему большому и неопределенному, диффузному целому. Они не образуют социальной организации с формально установленными функциями. Модным стандартам свойственна общепринятость,
Социальные функции моды
Начну с того, что такое социальная функция. Это влияние того или иного явления на социальную систему, его последствия для социальной системы в целом. Суть этой функции в моде в том, что мода регулирует поведение индивидов и групп, составляющих социальную систему, а также способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования. Но это всеобщая функция моды, которая имеет ряд отдельных подфункций.
Каждая концепция, исследующая понятие моды, выделяет определенную основную функцию. Да, трактовка моды как эстетического явления порождает представление о том, что ее основная функция – удовлетворение эстетических потребностей.
Но понимание функций моды часто определяет понимание исследователем ее сущности; иными словами, общая концепция моды преимущественно функционалистическая: через функции описывается мода как таковая.
Американский социолог и социальный психолог Г. Блумер выделяет следующие наиболее типичные трактовки социальных функций, которые заключаются в том, что мода обеспечивает возможность:
1) безобидной игры фантазии и капризы;
2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;
3) социально санкционированное вторжение в сферу новизны;
4) демонстрации и выставления на показ своего я;
5) замаскированное выражение сексуальных интересов;
6) вызывающей зависть демаркации элитарных классов;
7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами [12].
С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к движущемуся миру и в движущемся мире разнообразных возможностей. В свою очередь именно в таком мире, как справедливо считает Блумер, и может существовать мода. Исходя из этого, он выделяет три его социальные функции, которым приписывает особое значение.
Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из разных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждая к ее принятию. В противном случае, если бы разные конкурирующие между собой модели принимались в равной степени, возникала бы ситуация беспорядка и вавилонского столпотворения. В этом отношении мода в движущемся обществе выполняет ту же регулирующую функцию, что обычай в неподвижном обществе.