Файл: Мода как социально психологическое явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные культурные модели и подвергая их коллективному отбору, мода становится средством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру.

В-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противоположность странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна.

Также выделяют и другие функции, а вышеупомянутые трактуются другими исследователями по-другому.

Функция создания и поддержания однообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие и разнообразие плодотворно рассматривать как две стороны одной и той же функции моды. В зависимости от критерия различения этих двух сторон от фазы модного цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды.

Однообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (художественный стиль, фасон одежды, материал, размер и т.д.) усваивается и принимается в качестве своего обилием индивидов, разными социальными группами и глобальными обществами. Самая высокая степень единообразия достигается на высшей фазе модного цикла, когда этот культурный образец, оказавшийся «в моде» (модный стандарт), охватывает максимум поклонников. Поддерживаемое модой единообразие, как справедливо отметил Блумер, играет важную положительную роль, обеспечивая согласие в современных условиях, когда разные культурные образцы конкурируют между собой. К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов между глобальными обществами, а сегодня насущная проблема.

Следует сказать, что в результате социальной, экономической и культурной дифференциации модный стандарт неодинаков в разных группах, он дробится на ряд модификаций. Одна и та же «мода» чаще всего проявляется во множестве вариантов, например, определенный вид промышленных изделий разных классов, из разных материалов, с разным набором функций и т.д. Самое главное же то, что одним и тем же «модам» в разных социальных и культурных средах приписываются самые разные значения, они связываются с самыми разными ценностями, и в этом смысле «унифицирующая» мода также играет дифференцирующую роль.


Что касается социальных групп, то функция единообразия-разнообразия является в значительной степени функцией групповой демаркации – нивелирование с помощью модных стандартов («мод»).

Инновационная функция. Это одна из основных и наиболее очевидных функций. Поскольку действие моды распространяется на разные сферы социально-экономической и культурной жизни, она увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к внедрению и принятию новшеств в соответствующих областях. Она оказывает влияние на обновление промышленной продукции, технологии, художественных стилей и т.д. В каждом обществе, социальной группе, в каждом секторе их жизнедеятельности существует определенная степень готовности к нововведениям – инновационности. Мода – источник, результат и показатель высокой степени инновационности. Поскольку ритм социально-экономической и культурной жизни неодинаков в разные периоды, степень инновационности одного и того же общества или группы изменяется.

Стимулируя инновационность, мода способствует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования, как внутренним, так и внешним [11].

Сегодня происходит традиционализация многих «мод», капризов и забав. Разумеется, модные стандарты традиционализируются сравнительно редко, но продолжительность модных циклов бывает все же весьма значительна. Отдельные «моды», как бы ни были преходящие, все же нельзя уподобить мыльному пузырю. Они имеют социальную и культурную продолжительность, могут достаточно долго сохраняться, а затем возрождаться. Некоторые из них способны превращаться в стойкие, традиционные культурные образцы. Значит можно утверждать, что выполняемая модой функция инновации нередко способствует сохранению и возрождению культурных образцов.

2.2 Социально-психологический феномен моды

Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты:

  1. динамичность;

  2. социальная дифференцированность и мобильность;

  3. открытость (развитые каналы коммуникации);

  4. избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).

Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей.

Мода связана с разными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, вызывающие внимание всего общества. Все политические события, привлекающие внимание общества, оказывают влияние на возникновение новых модных стандартов и образцов.



Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды – доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех социальных групп, потому что возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяет сразу получить информацию о возникновении новой моды, познакомится с образцами международной моды. Все это приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Мода - это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп, которое происходит под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Некоторые исследователи моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие пытались определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов моды. К примеру: американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность колебания моды в 111-115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм определил продолжительность модных циклов: в средние века – 10 лет, в 18 веке – 5 лет, в 70-е годы 20 века – 1 год. Циклические изменения формы костюма изучали в Московском текстильном институте (сейчас МГТУ им.Косыгина) и обнаружили циклы продолжительностью 100 лет, 72 года, 48 лет,

Мода в условиях рыночной экономики формирующая и регулирующая запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению смены циклов. Цикличность моды позволяет прогнозировать моду. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год до наступления сезона. В дизайне используется понятие «проектный прогноз» (дизайн-прогноз) [14].

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

  1. Оценка перспектив развития прогнозируемого явления, так как прогнозирование моды в костюме плодотворно может быть при проведении аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение формально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компьютерной графике и т.д.

  2. Условное продолжение в будущее тенденций, закономерностей, развитию которых когда-то и сейчас хорошо известны.

  3. Создание модели с учетом ожидаемых или желаемых тенденций, перспективы развития которых известны.


Прогноз моды основывается на социологических прогнозах: прогнозе образа жизни, демографическом прогнозе, прогнозе занятости и уровня образования и т.д. Социологические прогнозы делаются на основе опросов, изучения структуры и характера деятельности человека или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. В западных фирмах, занимающихся прогнозированием, есть специалисты, которых называют «тренды-скауты». Они изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, торговые центры и т.д.), выявляя новейшие тенденции, например у нетрадиционных способах ношения одежды, сочетании элементов, предпочтение определенным стилям. Кроме того, предсказать будущие модные тенденции можно внимательно проанализировав последние коллекции дизайнеров одежды.

Мода важна для людей, ведь она позволяет людям выглядеть красиво в глазах друг друга, также с помощью нее легко самовыражаться. Мода задаёт так называемый стандарт внешнего вида человека. Для многих людей мода – это хобби и любимое увлечение.

На протяжении всего существования человечества на моду влияло большое количество факторов: экономические, политические, психологические и социальные.

Известно, что мода меняется с годами, но также она в какой-то степени остается неизменной. Поэтому ее спокойно можно назвать психологическим механизмом, ведь мода, как и психологический механизм – это действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции [10].

В XXI веке мода захватывает все новые социальные пространства. Противоречивость моды проявляется в процессе социализации человека. Подражание моде ведет к определенной автоматизации, стандартизации поведения, делает человека похожим на других. Это освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, самообслуживания, тем самым экономит силы для реализации других дел, творческой деятельности, что соответствует психологическим особенностям молодежи как социальной группе. Поскольку современный молодой человек в условиях разнообразия жизни не всегда в состоянии правильно решить вопросы, связанные с одеждой, прической, предметами быта и т.д., следование моде лишает его психологических проблем выбора своего поведения. В то же время с помощью моды молодежь реализует свои устремления и получает возможность выделиться на общем фоне, подняться в социальной структуре, заняв более высокий статус. Молодежь стремиться самоутвердиться в жизни, найти свое место в обществе, чему мода активно способствует. Тесная связь моды с демонстративным потреблением обусловлена общность их базовых характеристик (демонстративность и динамизм) [3]. В итоге внешняя норма модного поведения воспринимается молодым человеком как его внутренней потребностью, и, тем самым, превращается в ценность.