Файл: Решение консультационных задач определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Задание 1.  Решение консультационных задач: определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.

Протокол профконсультации с клиентом-подростком. Определить стратегию профконсультанта.

Фамилия оптанта Иванова Имя Арина Школа №57

Класс 10-А (физико-математический) Дата 12.01.2020

Цель консультации: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.

Консультант предложила Арине пройти несколько тестов, которые помогут выявить наиболее развитые способности, а также направленность на профессии определенной группы по предмету труда.

Результаты по методике «Профиль» (модифицированная карта интересов)

I.  — физика и математика – 5 баллов

II.  — химия и биология – 3 балла

III.  — радиотехника и электроника – 5 баллов

IV.  — механика и конструирование – 4 балла

V.  — география и геология - 1 балл

VI.  — литература и искусство – 3 балла

VII. — история и политика – 4 балла

VIII.— педагогика и медицина – 4 балла

IX.  — предпринимательство и домоводство – 2 балла

X.  — спорт и военное дело – 0 баллов

Результаты по методике ДДО.

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством – 3 балла

  • «человек–техника» –все технические профессии, 7 баллов

  • «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, 5 баллов

  • «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, 6 баллов

  • «человек–художественный образ» –все творческие специальности, 3 балла


Консультант по итогам диагностики после предъявления результатов и объяснения их школьнице рекомендовала выбрать профессию инженера-программиста.

Консультант: Петрова Елена Владимировна (дата, подпись)

Вопросы по заданию.

  1. Какую стратегию профконсультирования выбрал консультант? Консультант использовал тестологическую стратегию.

  2. Сформулируйте запрос клиента

Помощь в выборе из трех профессий

  1. Чем бы вы дополнили данную профконсультацию для того, чтобы ответить на запрос клиента более полно?

Задать открытые вопросы: давайте представим, что будет если вы выберете профессию инженера-программиста. Учителя информатики? Учителя математики? Что для вас даст каждая профессия? Как вы думаете, в чем отличие этих профессий? А в чем они похожи?

  1. Какие этапы профконсультации были выполнены консультантом, а какие упущены?

Этап тестирования для выбора профессии выполнен. Упущено более глубокое исследование выбранных профессий. Рекомендована определённая профессия, но необходимо сделать акцент, что это рекомендация, а не приказ к выполнению. Выбор всегда за клиентом.

  1. Сформулируйте Ваши рекомендации по проведению дальнейших профконсультаций для этого консультанта.

Продолжить работу над самостоятельным принятием решения, чтобы в конечном итоге оптант сам принял решение.
Задание 2. Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики ПВК подростков с целью профориентации.

Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).

Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

Задача:

  1. подберите диагностический инструментарий, который может сформировать у Татьяны представление о своих реальных способностях и предпочтениях в мире профессий







Название методики

Автор (авторы) методики

Критерии (что выявляет методика)

Даются ли по итогам диагностики рекомендации по выбору конкретных профессий (да/нет)

1

Дифференциально-диагностический опросник

 Климов Е.А.

Выявляет область предпочтений после анализа ответов на вопросы опросника. В опроснике предлагается выбрать из предложенных те виды профессиональной деятельности, к которым есть склонности у оптанта

 Да

2

 Методика «Формула-5»

 Климов Е.А.

 Включает 5 групп характеристик (работа с карточками- карточки раскладываются от наиболее привлекательных к менее привлекательным до явно отвергаемых. При выборе карточек необходимо сопоставить информацию по каждой группе и сопоставив данные по каждой группе выявить результат):
-Цели труда;

-Предмет труда;

-Средства труда;

-Условия и организация труда;

-Особенности работы.

 Да



Выбранные методики позволяют оптанту выбрать профессиональные сферы, которые больше всего подходят оптанту, также на подсознательном уровне поработать с карточками и определить 5 фактор, в следствие чего понятна более полная картина желаемого.
Задание 3. Решение консультационных задач: составление поэтапного плана профконсультации по запросу клиента-подростка, клиента-родителя подростка. 

Задание: по предыдущей ситуации с Татьяной (задание 2) составьте поэтапный план профконсультации. За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.

Этап

Задачи профконсультанта при работе с родителем

Задачи профконсультанта при работе с подростком

Подготовительный этап

 Сбор общих данных, анализ полученной информации, подготовка к консультации: литература, методики, выбор стратегии.

 

Запрос

Помочь повлиять на ребенка в выборе профессии

Самостоятельный выбор профессии

1

 Общая оценка ситуации

2

 Формирование гипотез

3

 Наметить план работы

4

 Совместными усилиями достичь цели

5

 Подведение итогов консультации

6

 Заполнение протокола


Основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам

Этап

Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком

Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем

Подготовительный этап

Расскажите о себе, что Вы считаете нужным мне сообщить до начала консультации

Расскажите о себе, что Вы считаете нужным мне сообщить до начала консультации

Запрос

 Помощь ребенку с определением в выборе профессии

 Выбор профессии ребенком

1

Описать, какого результата хочется достигнуть

2

Правильно ли я поняла, что Вы не знаете какую выбрать профессию и как определиться с выбором?

Правильно ли я поняла, что Вы обеспокоены неопределённостью дочери касательно выбора профессии? Почему Вам важно, чтобы дочь училась именно в этом вузе?

3

Установление рапорта с помощью слов-смягчителей, подстройки под клиента. Как Вы считаете, что может помочь в выборе профессии, с чего начать?

Установление раппорта с помощью слов-смягчителей, подстройки под клиента. Как Вы считаете, что будет если дочь не пойдет в выбранный вам вуз? Как можно помочь дочери? Как думаете, чего она ждет от Вас?

4

Задавать проясняющие вопросы, выходить на шаги к принятию решения, шаги к достижению результата.

Попробовать объяснить родителям, что желания ребенка и их ожидания могут не совпадать, и это нормально. Предложить совместными усилиями решить сложившуюся ситуацию.

5

Предложить ребенку подвести итог консультации, что было ценного, какие шаги она сделает в ближайшие 24 часа, что дальше? Что или кто поможет?

Подвести итог, что сегодня в консультации для родителей было особенно значимым. Какие дальнейшие шаги они видят?

6

 Составление протокола консультации