Файл: Решение консультационных задач определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Задание 1. Решение консультационных задач: определение стратегии профконсультирования консультанта по краткому протоколу консультации.
Протокол профконсультации с клиентом-подростком. Определить стратегию профконсультанта.
Фамилия оптанта Иванова Имя Арина Школа №57
Класс 10-А (физико-математический) Дата 12.01.2020
Цель консультации: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.
Консультант предложила Арине пройти несколько тестов, которые помогут выявить наиболее развитые способности, а также направленность на профессии определенной группы по предмету труда.
Результаты по методике «Профиль» (модифицированная карта интересов)
I. — физика и математика – 5 баллов
II. — химия и биология – 3 балла
III. — радиотехника и электроника – 5 баллов
IV. — механика и конструирование – 4 балла
V. — география и геология - 1 балл
VI. — литература и искусство – 3 балла
VII. — история и политика – 4 балла
VIII.— педагогика и медицина – 4 балла
IX. — предпринимательство и домоводство – 2 балла
X. — спорт и военное дело – 0 баллов
Результаты по методике ДДО.
-
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством – 3 балла -
«человек–техника» –все технические профессии, 7 баллов -
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, 5 баллов -
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, 6 баллов -
«человек–художественный образ» –все творческие специальности, 3 балла
Консультант по итогам диагностики после предъявления результатов и объяснения их школьнице рекомендовала выбрать профессию инженера-программиста.
Консультант: Петрова Елена Владимировна (дата, подпись)
Вопросы по заданию.
-
Какую стратегию профконсультирования выбрал консультант? Консультант использовал тестологическую стратегию. -
Сформулируйте запрос клиента
Помощь в выборе из трех профессий
-
Чем бы вы дополнили данную профконсультацию для того, чтобы ответить на запрос клиента более полно?
Задать открытые вопросы: давайте представим, что будет если вы выберете профессию инженера-программиста. Учителя информатики? Учителя математики? Что для вас даст каждая профессия? Как вы думаете, в чем отличие этих профессий? А в чем они похожи?
-
Какие этапы профконсультации были выполнены консультантом, а какие упущены?
Этап тестирования для выбора профессии выполнен. Упущено более глубокое исследование выбранных профессий. Рекомендована определённая профессия, но необходимо сделать акцент, что это рекомендация, а не приказ к выполнению. Выбор всегда за клиентом.
-
Сформулируйте Ваши рекомендации по проведению дальнейших профконсультаций для этого консультанта.
Продолжить работу над самостоятельным принятием решения, чтобы в конечном итоге оптант сам принял решение.
Задание 2. Решение диагностических задач: подбор методик для диагностики ПВК подростков с целью профориентации.
Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.
Задача:
-
подберите диагностический инструментарий, который может сформировать у Татьяны представление о своих реальных способностях и предпочтениях в мире профессий
№ | Название методики | Автор (авторы) методики | Критерии (что выявляет методика) | Даются ли по итогам диагностики рекомендации по выбору конкретных профессий (да/нет) |
1 | Дифференциально-диагностический опросник | Климов Е.А. | Выявляет область предпочтений после анализа ответов на вопросы опросника. В опроснике предлагается выбрать из предложенных те виды профессиональной деятельности, к которым есть склонности у оптанта | Да |
2 | Методика «Формула-5» | Климов Е.А. | Включает 5 групп характеристик (работа с карточками- карточки раскладываются от наиболее привлекательных к менее привлекательным до явно отвергаемых. При выборе карточек необходимо сопоставить информацию по каждой группе и сопоставив данные по каждой группе выявить результат): -Цели труда; -Предмет труда; -Средства труда; -Условия и организация труда; -Особенности работы. | Да |
Выбранные методики позволяют оптанту выбрать профессиональные сферы, которые больше всего подходят оптанту, также на подсознательном уровне поработать с карточками и определить 5 фактор, в следствие чего понятна более полная картина желаемого.
Задание 3. Решение консультационных задач: составление поэтапного плана профконсультации по запросу клиента-подростка, клиента-родителя подростка.
Задание: по предыдущей ситуации с Татьяной (задание 2) составьте поэтапный план профконсультации. За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.
Этап | Задачи профконсультанта при работе с родителем | Задачи профконсультанта при работе с подростком |
Подготовительный этап | Сбор общих данных, анализ полученной информации, подготовка к консультации: литература, методики, выбор стратегии. | |
Запрос | Помочь повлиять на ребенка в выборе профессии | Самостоятельный выбор профессии |
1 | Общая оценка ситуации | |
2 | Формирование гипотез | |
3 | Наметить план работы | |
4 | Совместными усилиями достичь цели | |
5 | Подведение итогов консультации | |
6 | Заполнение протокола |
Основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам
Этап | Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком | Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем |
Подготовительный этап | Расскажите о себе, что Вы считаете нужным мне сообщить до начала консультации | Расскажите о себе, что Вы считаете нужным мне сообщить до начала консультации |
Запрос | Помощь ребенку с определением в выборе профессии | Выбор профессии ребенком |
1 | Описать, какого результата хочется достигнуть | |
2 | Правильно ли я поняла, что Вы не знаете какую выбрать профессию и как определиться с выбором? | Правильно ли я поняла, что Вы обеспокоены неопределённостью дочери касательно выбора профессии? Почему Вам важно, чтобы дочь училась именно в этом вузе? |
3 | Установление рапорта с помощью слов-смягчителей, подстройки под клиента. Как Вы считаете, что может помочь в выборе профессии, с чего начать? | Установление раппорта с помощью слов-смягчителей, подстройки под клиента. Как Вы считаете, что будет если дочь не пойдет в выбранный вам вуз? Как можно помочь дочери? Как думаете, чего она ждет от Вас? |
4 | Задавать проясняющие вопросы, выходить на шаги к принятию решения, шаги к достижению результата. | Попробовать объяснить родителям, что желания ребенка и их ожидания могут не совпадать, и это нормально. Предложить совместными усилиями решить сложившуюся ситуацию. |
5 | Предложить ребенку подвести итог консультации, что было ценного, какие шаги она сделает в ближайшие 24 часа, что дальше? Что или кто поможет? | Подвести итог, что сегодня в консультации для родителей было особенно значимым. Какие дальнейшие шаги они видят? |
6 | Составление протокола консультации |