Файл: Лекции по дисциплине физическая культура 16. 01. 23 Построение и структура учебнотренировочного занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Белокопытова Елизавета ФВМиТЖ 2-4 “б”
Лекции по дисциплине «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
16.01.23
Построение и структура учебно-тренировочного занятия.
При построении учебно-тренировочные занятия, обычно его разделяют на 4 части:
1) Вводная;
2) Подготовительная;
3) Основная;
4) Заключительная.
В вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися цели и задачи, создать чёткое представление о содержании основной части.
Продолжительность - около 5 минут.
Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки: активизировать, разогреть мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц.
Специальная разминка готовит организм к конкретным занятиям основной части занятия. Когда выполняются специальная подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузки с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия.
Продолжительность - от 15 до 30 мин. Зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания.
Основная часть занятия бывает простой и сложной.
Простая характеризуется однотипной деятельностью (кроссовый бег или двухсторонняя игра).
В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительные и специальные разминки. Пример: переход от прыжков к силовым упражнениям.
Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке:
- упражнения на быстроту движения;
- упражнения на силу;
- упражнения на выносливость и гибкость;
Основная часть занимает в среднем 70% времени от общей протяжённости занятия. В основной части происходит обучение и совершенствование двигательных навыков и воспитание физических возможностей.
В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающихся и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Медленный бег, с переходом на ходьбу, упражнения на расслабление в сочетании с дыхательной гимнастикой.
18.01.23
Общие и моторная плотность занятий.
Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования физических упражнений от плотности занятий. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.
Общая плотность - отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия.
Педагогогически-оправданное время- это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.
Неоправданные затраты времени: задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.
При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к 100% общей плотности.
Маторная плотность- отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений ко всей продолжительности занятия. Может колебаться от 10-15% до 79-90%. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависит от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретной учебных или тренировочных заданий.
Чем выше плотность, тем эффективнее занятие.
03.04.23
Общая и специальная физ. подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП)
ОФП - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека (комплексное развитие всех двигательных качеств: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость).
Цель: ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для спец. подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере трудовой деятельности или виде спорта.
Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
1) достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
2) приобрести общую выносливость;
3) повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
4) увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
5) повысить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, способность координировать простые и сложные движения;
6) научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
С общей физической подготовкой всегда связано достижение физического совершенства.
Средства, которые можно использовать для ОФП: упражнения с собственным весом; равномерный бег; упражнения на гибкость; выполнение упражнений с мячами на ловкость и быстроту.
Специальная физическая подготовка.
Специальная физ подготовка (СФП) - процесс воспитания физ качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины вида спорта или вида трудовой деятельности. Примеры:
Силовая выносливость (гимнасты)
Скоростно-силовые способности (борцы) и тд
СФП весьма разнообразна по своей направленности, однако все её виды можно свести к 2-м группам:
1) спортивная подготовка
2) профессионально-прикладная физическая подготовка
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразно использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на физ. развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
1) Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движения конкретного вида спорта.
2) Физическая подготовленность - возможности функциональных систем организма
3) Тактическая подготовленность - владение спортсменом средствами и формами спортивной тактики (средства: наступательная, оборонительной, контратакующий; формы: индивидуальная, групповая, командная)
4) Психическая подготовленность (волевая подготовленность) - целеустремлённость (ясное видение своей цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений).
Большая часть этих качеств воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
05.04.23
Интенсивность физических нагрузок при физической подготовке
Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на организм, вызывающий активную реакцию функциональных систем.
Чтобы определить степень напряженности используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу.
Следующее показатели:
-Изменение времени двигательной реакции;
-Частота дыхания;
-Минутный объем потребления кислорода.
Наиболее удобный и информативный показатель, особенно в циклических видах спорта (бег) - это частота сердечных сокращений.
Индивидуальной зоной интенсивности нагрузок определяется с ориентацией именно на этот показатель. Физиологи определяют 4 зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:
- нулевая
Протекают следующее процессы: аэробные (когда затрата кислорода компенсируется дыханием). При ЧСС до 130 уд/мин. Для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности несколько активизируется работа мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Не возникает кислородного долга - он полностью погашается объемом вдыхаемого воздуха во время упражнений (нет отдышки). Применяется на разминке.
- первая
Интенсивность от 130 до 150 уд/мин. Первая тренировочная, для начинающих спортсменов. Связана с большим потреблением кислорода.
- вторая
150-180 уд/мин. Активно подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечного действия. Возникает кислородный долг. Основной источник энергии - АТФ. Время восстановления колеблется от 15, 30 минут и 1 часа.
Порог анаэробного обмена - 150-160 уд/мин, когда переходят на другие процессы обеспечения. Работает глюкоза.
- третья
Более 180 уд/мин. Выполняется работа требующая предельно быстрых движений (бег на 100, 200 метров). Запрос в единицу времени кислорода незначительный (мало вдохов). Потом компенсация происходит за счет мощных дыхательных движений после завершения дистанции.