Файл: Мбдоу г. Сафоново Детский сад 5 Педсовет Особенности современных форм и методов работы в доу по развитию речи дошкольников.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБДОУ г.Сафоново «Детский сад № 5» Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. •Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. •В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. •Речь –это инструмент развития высших отделов психики. •С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. •Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. •Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества. Современные образовательные технологии

Метод наглядного моделирования

Игровые технологии

Технологии

Здоровьесберегаю-щие технологии
Наглядное моделирование это: • опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки. Их используют для составления рассказа
, рассказа – описания, для ознакомления с предметами); • схемы; • реальные предметы; • мнемотаблицы и т.д. Здоровьесберегающие технологии это: • физминутки, подвижные игры; • пальчиковая гимнастика; • некоторые приемы самомассажа (точечный массаж и др.)
Игровые технологии это: • игры с дидактическими игрушками моторного характера (башенками, игры с вкладышами), дидактические игры с предметами, пальчиковый театр, словесные игры, театрально-игровая деятельность, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры – инсценировки. Мнемотехника в ДОУ
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.
  • Мнемотехника - это сенсорно-графическая схема (Воробьёва В.К.)
  • Блок –квадрат (Глухов В.П.)
  • Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т.А.)
  • Схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.)
  • Коллаж (Большева Т.В.)
Мнемотехника в ДОУ
  • Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью

Применение мнемотехники, использование обобщений, позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление

Актуальность
Мнемотехника
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
  • 1. Развитие связной речи;
  • 2.Преобразование абстрактных символов в образы;
  • 3. Развитие мелкой моторики рук;
  • 4. Развитие основных психических процессов –памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Структура мнемотехники

Мнемодорожка

Мнемотаблица

Мнемотехника

Мнемоквадрат
Мнемоквадрат
  • Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.

Мнемотаблица
В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это -последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.
Мой мишка (отрывок)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
(Александрова З.)
Мнемодорожка
После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку — квадрат из 4 и более картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения. Алёнушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы.
Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес и мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании.
К сказке «Репка»
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им обозначениями. Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять описательные рассказы. Методика развития связной речи В.К. Воробьёвой (картографическая схема)
  • Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память
  • Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа
  • Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия
  • Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план
  • В план вводятся новые обозначения: существительные и наречия
Составление рассказа по сюжетной картинке по картографической схеме (методика Воробьёвой В.) «Маша и кошка»
У девочки Маши жила кошка.
У кошки были котята.
Маша кормила кошек рыбой и молоком.

Рыбу Маша выкладывала на тарелку.
Молоко девочка наливала в блюдце.
Кошка и котята спали в корзине.
  • С помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов:
  • У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
  • Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
  • Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек
  • Дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
  • Словарный запас выходит на более высокий уровень
Правила для педагогов
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождётесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • После проведения образовательной деятельности просмотрите конспект ещё раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получится или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди !
Спасибо за внимание !