Файл: Взаимоотношения между родителями и детьми.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С другой стороны, в целом ряде случаев выявлены значительные изменения в результатах тестирования. Изменчивость IQ в диапазоне от 30 до 50 баллов встречается довольно часто. Повышению IQ может способствовать обогащение ранее обедненной, неблагоприятной для развития ребенка среды. Такие факты заставляют сомневаться в верности представления об абсолютном постоянстве IQ, однако следует признать, что изменение этого показателя возможно лишь в ограниченных пределах.

Современные теории и исследования. Обогащение окружающей ребенка среды, по-видимому, ускоряет его психическое развитие. Однако исследования, проведенные на однояйцовых близнецах, одного из которых обучали по специальной программе, показывают, что ускоренное обучение дает временный результат и в целом не оправдывает затраченных усилий. Требуется много времени, чтобы обучить какому-то умению ребенка, который слишком мал для этого, но спустя несколько месяцев, когда другой близнец достигает соответствующего уровня, различия между ними по данному навыку почти или совсем исчезают. Отсюда следует, что существует определенный период развития, когда обучение наиболее эффективно, т.е. ребенок учится относительно быстро и легко.

Развитие поведения во многом определяется физическим созреванием. Однако созревание – не единственный фактор, ответственный за сходство в психическом развитии детей. Есть еще два важных момента. Во-первых, окружающая среда, в которой развиваются дети, имеет много общих черт.

Вторая причина, обусловливающая сходство развития разных детей, – общие принципы воспитания внутри одной культуры. Процесс, посредством которого ребенок адаптируется к требованиям, привычкам и обычаям своей культуры, называется социализацией.

Прогноз развития ребенка частично зависит от постоянства окружающей его среды. С практической точки зрения, относительное постоянство среды – очень важное обстоятельство. Если мы хотим заранее знать, поступит ли ребенок в высшее учебное заведение, нам надо принять во внимание не только врожденные характеристики (например, IQ – коэффициент интеллектуального развития), которые скорее всего не изменятся, но и основные особенности окружающей ребенка среды – скажем, уровень образования родителей или наличие книг в доме.

Если мы планируем внести изменения в систему образования, нам необходимо знать границы изменчивости развития. Скажем, можно начинать учить детей читать в три года, однако будет ли это эффективно? Ведь тот факт, что в нашей культуре дети начинают читать в среднем в шесть-семь лет, еще не означает, что они не могли бы это делать в более раннем возрасте.


Постоянство коэффициента интеллектуального развития (IQ). Проблема изменчивости в ее приложении к интеллектуальному развитию – предмет ожесточенных споров. В какой степени интеллект ребенка зависит от условий окружающей среды? Не вызывает сомнений тот факт, что интеллектуальные способности усиливаются с возрастом, и этот рост предсказуем. Но IQ предназначен для выявления постоянной составляющей умственного развития. Исследования методом продольных срезов показывают, что дети, получающие высокие баллы в одном возрасте, скорее всего будут иметь аналогичные результаты и позднее. Этот прогноз тем точнее, чем меньше времени проходит между двумя тестированиями и чем старше обследуемые дети; так, между 7 и 12 годами различий меньше, чем между 2 и 7.

С другой стороны, в целом ряде случаев выявлены значительные изменения в результатах тестирования. Изменчивость IQ в диапазоне от 30 до 50 баллов встречается довольно часто. Повышению IQ может способствовать обогащение ранее обедненной, неблагоприятной для развития ребенка среды. Такие факты заставляют сомневаться в верности представления об абсолютном постоянстве IQ, однако следует признать, что изменение этого показателя возможно лишь в ограниченных пределах.

Современные теории и исследования. Обогащение окружающей ребенка среды, по-видимому, ускоряет его психическое развитие. Однако исследования, проведенные на однояйцовых близнецах, одного из которых обучали по специальной программе, показывают, что ускоренное обучение дает временный результат и в целом не оправдывает затраченных усилий. Требуется много времени, чтобы обучить какому-то умению ребенка, который слишком мал для этого, но спустя несколько месяцев, когда другой близнец достигает соответствующего уровня, различия между ними по данному навыку почти или совсем исчезают. Отсюда следует, что существует определенный период развития, когда обучение наиболее эффективно, т.е. ребенок учится относительно быстро и легко.

Развитие поведения во многом определяется физическим созреванием. Однако созревание – не единственный фактор, ответственный за сходство в психическом развитии детей. Есть еще два важных момента. Во-первых, окружающая среда, в которой развиваются дети, имеет много общих черт.

Вторая причина, обусловливающая сходство развития разных детей, – общие принципы воспитания внутри одной культуры. Процесс, посредством которого ребенок адаптируется к требованиям, привычкам и обычаям своей культуры, называется социализацией.



В 1930-х годах одной из наиболее влиятельных концепций в области психологии развития был психоанализ. При всем отличии психоанализа от теории научения, он утверждает, что на развитие личности ребенка оказывает воздействие такой внешний фактор, как внутрисемейные межличностные отношения.

Сформулированная Фрейдом теория психоанализа значительно повлияла не только на психологию и психиатрию, но и на всю систему взглядов 20 в. Фрейд развил свои теоретические положения, опираясь на опыт лечения пациентов-невротиков. В своих работах, которые он публиковал с конца 19 в. и вплоть до 1939, он подчеркивал, что детские переживания и установки могут играть решающую роль в дальнейшем развитии. Особое значение он придавал сексуальным импульсам ребенка и формированию чувства любви и склонности к агрессии.

Описывая последовательность этапов личностного и эмоционального развития, Э.Эриксон выделил восемь стадий от младенчества до старости.

1) Доверие. На первом году жизни благополучие младенца целиком находится в руках других людей. Если о нем хорошо заботятся, у него формируется т.н. «базисное» доверие к другим людям.

2) Автономия. Когда ребенок приобретает способность передвигаться и контролировать естественные отправления, он должен научиться использовать свои новые возможности. При благоприятных обстоятельствах у ребенка развивается самостоятельность и чувство автономии и независимости.

3) Инициативность. Энергичный ребенок в позднем дошкольном возрасте должен научиться получать удовольствие от собственной настойчивости, которая проявляется в жадном любопытстве, требовании внимания, активном исследовании неизвестного и т.д. В то же время он должен себя контролировать. На основе этих качеств формируются честолюбие и целеустремленность.

4) Трудолюбие. В период школьного обучения ребенок должен научиться добиваться поставленных целей и справляться с неудачами.

5) Идентификация. Основной задачей подростка является выработка своей идентичности, т.е. он должен осознать, кто он и кем хочет быть.

6) Близкие отношения. На ранних этапах взрослой жизни остро встает проблема установления близких отношений с другим человеком; возникает опасность быть покинутым, а с другой стороны оказаться во власти другого человека.

7) Чувство сохранения рода (генеративность). Это проблема людей средних лет. Разрешение ее означает, что человек не только берет на себя ответственность за руководство собственными детьми, но и выступает в качестве наставника, чаще всего профессионального, других молодых людей.


8) Интеграция. В результате решения указанных проблем возникают чувство целостности, значимости своей личности, мудрость, а вместе с ней и готовность к неизбежной смерти.

С точки зрения психоанализа, события детского возраста могут благоприятно влиять на прохождение каждой стадии либо затруднять его. Если индивид не справится с одной из перечисленных задач, это помешает решению последующих, а при особом стечении обстоятельств может привести к развитию психических аномалий.

Влияние других событий детства. Многие факторы, предположительно влияющие на психическое развитие, были впервые отмечены психотерапевтами, которые основывались на опыте работы со взрослыми людьми. При исследовании психически больных обычно выясняется, что в их детстве имели место распад семьи, изоляция от родителей и воспитание в общественных учреждениях, конфликты между родителями, отчужденность между родителями и ребенком, суровые методы воспитания и т.п.