Файл: Статья В. Тарабриной Психология посттравматического стресса теория и практика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н.В. ТАРАБРИНОЙ “ПСИХОЛОГИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА”. М.: ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАН, 2009. - 304 с.
Научная статья В. Тарабриной «Психология посттравматического стресса: теория и практика» посвящена одной из актуальных, социально значимых тем психологии.
Автор рассматривает проблему посттравматического стресса (ПТС) - одну из самых востребованных по своей теоретической направленности и практической реализации областей научной психологии. Ее значение очевидно и обусловлено, прежде всего, тем, что в последнее время вероятность развития ПТС у человека увеличивается. Этот процесс вызван, во-первых, появлением новых вариантов стрессоров высокой интенсивности и, во-вторых, учащением влияния подобных событий на человека практически во всех странах.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку новые подходы и исследования в этой области приводят к необходимости дифференцировать не только ПТС и ПТСР, но также ПТС и стресс. Работы, предметно посвященные стрессу, включают в себя ссылки на исследования г. Селье, однако такого рода преемственность идей в области стресса, согласно комментариям автора, проблематична, поскольку Селье в значительной степени исследовал физиологические ответы на физические и гуморальные стимулы. Проводя исследования, выполненные по проблеме психологического стресса, с одной стороны, и посвященные посттравматическому стрессу, с другой стороны, Н.В. Тарабрина считает более корректным с теоретической точки зрения использовать термин “стресс” для обозначения непосредственной реакции на стрессор, а “посттравматический стресс” для отсроченных последствий травматического стресса.
Автор в своей работе дает подробный анализ психодинамических, когнитивных моделей психической травмы, биологические модели ПТСР. Констатируется, что только системное представление об этом явлении с использованием данных естественнонаучного и гуманитарного направлений в психологии позволяет адекватно представить и объяснить различные проявления ПТСР, такие как: (А) интенсивный страх, беспомощность или ужас при столкновении с событиями, влекущими смерть или угрозу смерти, угрозу серьезных повреждений, угрозу физической целостности других людей; (В) повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания; повторяющиеся тяжелые сны о событии, наличие “флэшбэк-эффектов”; физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события; (С) постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и блокировка эмоциональных реакций, “оцепенение” (numbing); усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой; избегание действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме; психогенная амнезия; чувство отстраненности или “отдаленности” от остальных людей; чувство отсутствия перспективы в будущем; (D) симптомы возрастающего возбуждения; (Е) длительность протекания расстройства более чем один месяц; (F) тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.
Отмечается, что общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретные травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений. Имеет значение лишь то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности.
В монографии Н.В. Тарабриной представлены теоретические идеи и эмпирические данные, подтверждающие необходимость дальнейшего развития психологии посттравматического стресса как нового научного направления в клинической психологии. Автор специально подчеркивает, что в отличие от зарубежных исследований по посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), работа коллектива сотрудников лаборатории посттравматического стресса Института психологии РАН направлена на исследование посттравматического стресса как психологического синдрома, который не может описываться в терминах узкоклинического подхода, но изучается как система психологических особенностей. Показано, что ПТС, являясь психологической картиной посттравматического расстройства и включая клиническую симптоматику ПТСР, по своему содержанию шире ПТСР и представляет собой континуум психических состояний психической дезадаптации разных типов и уровней.
Работы по проблеме стресса имеют разные методологические основания: многие исследования травматического стресса сосредоточены на оценке взаимосвязи между травмой и расстройствами, к которым она приводит, на оценке степени травматичности конкретного события в большей степени, чем на стрессогенности этого события. Показано, что исследования в области стресса носят в основном экспериментальный характер, а работы по проблеме травматического стресса носят натуралистический, ретроспективный характер.
Методологические инструменты, подробно описанные в монографии, очень интересны. Это набор методов, переведенных на русский язык и апробированных в Лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии Российской академии наук. В комплекс входят методы, направленные на измерение признаков и уровня ПТСР (SKID, SHOVTS, Миссисипская шкала оценки посттравматических реакций, Шкала клинической диагностики ПТСР и др.), психодиагностические методы оценки уровня психопатологических признаков (SCL-90-R,
Опросник депрессии Бека), методы изучения личностных и когнитивных параметров (шкалы ситуационной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Шкала базовых страхов, Опросник переживания террористической угрозы и др.).
В монографии представлена эпидемиологическая картина ПТСР, определены его предикторы (экологические и демографические факторы, наличие в анамнезе психических расстройств, личностные особенности, диссоциации, когнитивные, биологические и генетические факторы риска). На основе теоретического и эмпирического материала выявлены общие симптомы проявления ПТСР для различных травматологических ситуаций, определена специфика его проявления при сексуальном насилии, военной и радиационной угрозах, тяжелых соматических заболеваниях, террористической угрозе. Подробно описаны особенности ПТСР у детей и причины его возникновения.
Используя методы диагностики признаков ПТСР, выявления клинических симптомов и широкого спектра личностных характеристик, показано, что только высокий уровень ПТСР связан с характеристиками психопатологических симптомов, общим уровнем психологического дистресса, показателями депрессии. Сформулирована и доказана гипотеза о том, что психологические симптомы являются результатом травматического воздействия стрессоров и проявляются в сочетании с симптомами ПТСР. Это означает, что посттравматический стресс можно рассматривать как симптомокомплекс, возникающий в результате воздействия стрессоров высокой интенсивности.
Исследование Н. В.Тарабриной учитывает мировой опыт изучения вопросов психотравматизации и позволяет определить возможности снижения угрозы деструктивного воздействия высокоинтенсивных стрессоров на личность. По словам Н. В. Тарабрина, одной из важнейших задач, стоящих перед клиническими психологами в настоящее время, является выявление совокупного влияния последствий травматических событий и таких факторов, как уязвимость, на состояние человека, а также выяснение роли личностных характеристик, которые уменьшают симптомы после длительного воздействия травмы.
В заключение следует отметить, что монография "Психология посттравматического стресса: теория и практика" является фундаментальным трудом, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость которого очевидны и неоспоримы. В нем раскрываются методологические, теоретические и эмпирические основы изучения ПТС, подробно и методически точно описываются диагностические инструменты, последовательно излагаются и обсуждаются эмпирические факты. Результаты исследования, проведенного автором, его аспирантами и сотрудниками, подтверждаются в ходе практической работы с наиболее сложными клиническими группами.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ФИО исследователя__________________________________________________
Тема исследовательской работы
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперт _________________________________________________________________
Введение и методологический аппарат работы | ||||||||
Обоснование актуальности работы | Выделение и формулировка цели работы | Постановка задач исследования исследования | Выделение и формулировка объекта | Выделение и формулировка предмета исследования | Гипотезы исследования | Обоснованность выбора методов и методик | Описание контингента испытуемых | Итог |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
Теоретическая часть работы | |||||||
Соответствие названий главы, параграфов теме исследования. | Полнота и глубина анализа проблемы по литературным источникам | Композиционная стройность, логичность изложения материала. | Соответствие оформления требованиям к изложению теоретического материала. | Полнота библиографического списка. | Наличие и качество выводов по теоретическому анализу проблемы | Соответствие общего объема теоретической части требованиям | Итоговый балл |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
Эмпирическая часть работы | ||||||||
Грамотность организации констатирующего эксперимента | Адекватность избранных методов и методик поставленной цели и задачам | Правильность использования методов статистики | Представленность результатов в наглядной форме | Глубина и грамотность анализа и интерпретации данных | Грамотность организации формирующего эксперимента (или качество представленных методических рекомендаций) | Наличие и качество выводов по эмпирической части исследования | Соответствие общего объема эмпирической части принятым требованиям | Итог |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
Общее впечатление о работе | |||||
Качество заключения: содержит итоги проведенной работы | Подтверждение выдвинутых гипотез | Практическая значимость: исследования | Соответствие языка и стиля работы принятым требованиям | Соответствие оформления структурных компонентов ВКР принятым требованиям | Итоговый балл |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Критерии оценки отдельных параметров:
3- полностью соответствует отслеживаемому параметру,
2- частично соответствует и требует небольшой доработки,
1- мало соответствует и требует значительной доработки,
0 – полностью не соответствует или вообще отсутствует.