Файл: Анализ организации и технология складского технологического процесса и пути совершенствования.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.Организация и технология складского технологического процесса
1.1.Сущность и содержание коммерческой деятельности
1.2.Складской технологический процесс и принципы его организации
1.3.Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
1.4.Технология размещения, укладки и хранения товаров
1.5.Организация, технология, комплектация и отпуска товаров со склада
1.6.Технико-экономические показатели работы склада
2.1.Характеристика материально-технической
2.2.Анализ экономических показателей предприятия
2.3.Методы оптовых продаж товаров и интенсивность покупательских потоков
3.Анализ организации и технологии складских операций на примере предприятия ТК «БАГИ».
3.1 Анализ организации и технологии операций по поступлению и приемке товаров
3.2 Анализ технологии размещения, укладки и хранения товаров на примере предприятия
3.4 Анализ технико-экономических показателей работы складского предприятия ТК «БАГИ»
3.5 Пути совершенствования торгово-технологического процесса
3.Анализ организации и технологии складских операций на примере предприятия ТК «БАГИ».
3.1 Анализ организации и технологии операций по поступлению и приемке товаров
Операции по поступлению товаров составляют начальную стадию складского технологического процесса.
Количество операций и последовательность их выполнения зависят от размеров партий товаров и видов транспортных средств, которыми они доставляются на склад.
Доставка товаров от поставщиков в торговую фирму «Торнадо Косметик» производится как собственными силами (децентрализованным способом) так и силами поставщика (централизованный способ). При централизованном способе доставка товаров производится силами торговой фирмы с использованием собственных автотранспортных средств. Таким образом, товар поставляется в основном от поставщиков г. Красноярска, когда возникает необходимость в партий какого-либо товара. При поставке продукции в «Торнадо Косметик» из отдаленных регионов используются автотранспортные организации – железная дорога. На долю децентрализованного способа доставки товаров приходится всего лишь 14%,
Рис.3.1 Структура доставки товаров в ТК «БАГИ» в зависимости от применяемого метода
что объясняется затратностью данного способа доставки. Удельный вес централизованного способа доставки товаров составляет 86%. Следовательно, большая часть товаров доставляется в торговую фирму силами самой фирмы и сторонних организаций, что обусловлено географией поставщиков (большая часть товаров доставляется от поставщиков из других регионов страны), не хваткой собственных транспортных средств, большими транспортными расходами при доставке товаров из других регионов собственными силами.
На анализируемое предприятие товары от поставщиков поступают как железнодорожным так и автомобильном транспортом.
По железной дороге поступают товары от поставщиков, находящихся в других регионах страны (Концерн «КАЛИНА», «Свобода», «Весна» и т.д.). Большая часть товара поступает железнодорожным транспортом – около 68% всего объема поставок. Так как подъездных железнодорожных путей нет, то доставка товаров от контейнерной станции до предприятия осуществляется автомобильным транспортом. Данная тенденция обусловлена отдаленностью основных поставщиков товаров, экономической привлекательностью данного вида транспортного средства (затраты на железнодорожные перевозке меньше, чем на автомобильные). Товар в данном случае поступает в железнодорожных контейнерах, что предусматривает следующие операции:
-
Осмотр контейнера с целью выявления повреждений и поломок; -
Проверка целостности запорно-пломбировочных устройств; -
Разгрузка контейнера, укладка товаров на поддоны и доставка их в зону приемки на автомобильном транспорте.
Общая площадь экспедиций склада на разгрузку и погрузку составляет 157 м2.
Рассчитаем нормативную площадь экспедиций (так как поступление и отгрузка товаров идет только с автомобильного транспорта, то распределение грузооборота по видам транспорта не учитывается):
(17)
где - однодневный грузооборот склада по поступлению, вагоны;
- однодневный оборот склада по отпуску, вагоны;
- норма запаса груза в экспедиции на поступление, дни
- норма запаса груза в экспедиции на отгрузку, дни
- норма площади экспедиции на один условный вагон, м2
Однодневный грузооборот склада по поступлению определяется как:
(18)
где - средний однодневный грузооборот склада, вагоны;
- коэффициент неравномерности поставок (1,5);
Однодневный оборот склада по отпуску:
(19)
где - коэффициент неравномерности отгрузки (1,2)
Средний однодневный грузооборот склада составляет:
(20)
где - средние товарные запасы, вагоны;
- товарные запасы, дни
вагона
м2
таким образом, фактическая площадь экспедиции предприятия практически соответствует норме.
Рассчитаем норму длины рамп на погрузки и разгрузку.
(21)
где п – количество транспортных единиц, ед.
L – длина транспортной единицы, м
j - расстояние между транспортными единицами, м.
Норма длины рампы на разгрузку составляет
2*6+(2-1)*1,5=13,5 м
Фактическая длина рампы на разгрузку составляет 14 м, то есть соответствует норме.
Норма длины рампы по отпуску товаров:
3*2+(3-1)*1,5=12 м
Фактическая длина рампы составляет 11,5 м, что соответствует норме.
Основным недостатком процесса приемки груза является то, что при поступлении товара (двух и более единиц автотранспортных средств) практически весь вспомогательный персонал направляется на разгрузку автотранспортных средств. При этом происходит нарушение технологического процесса на складе, так как приостанавливается процесс комплектации товаров по заявкам, что приводит к нарушению сроков доставки товаров покупателям. Предприятию можно порекомендовать пересмотреть подход к организации торгово-технологического процесса.
В торговой фирме «Торнадо Косметик» наблюдались случаи поступления груза в поврежденном контейнере. В данной ситуации проводилась проверка массы и количества мест груза, а при их несоответствии данным, указанным в перевозочном документе, обязательно составлялся коммерческий акт.
В 2002 году было выявлено 2 случая повреждения контейнера и 1 случай повреждения запорно-пломбировочных устройств. По сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась, что было обусловлено повышением ответственности и осмотрительности перевозчика грузов.
Таблица 3.1
Анализ динамики и структуры выявленных повреждений при поступлении грузов от поставщиков
Виды нарушений | 2001 | 2002 | Отклонение | Темп изменения, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Повреждение контейнера | 4 | 2 | -2 | 50,0 |
Повреждение запорно- пломбировочных устройств | 1 | 1 | - | 100,0 |
Выявленное несоответствие массы и количества мест груза | - | - | - | - |
Автомобильным транспортом доставляются товары в основном от поставщиков, находящихся в пределах города и края, таких как ООО «Светлана», ЗАО «Монреаль», ООО «Люкс» и т.д. Структура поставок в зависимости от вида транспорта представлена на Рис. 3.2
При доставке товаров на склад ТК «БАГИ» автомобильным транспортом выполняются следующие операции:
-
Проверка состояния кузова автомобиля, а также исправности пломбы и соответствие оттиска на ней данным, указанным в товарно-транспортной накладной; -
Проверка состояния укладки и ее соответствия специальной маркировке на таре, целостности тары и упаковки товаров; -
Разгрузка автомобиля и укладка товаров на поддоны; -
Перемещение пакетированных грузов в зону приемки.
Р
азгрузка автомобиля производится в ручную, грузчиками. Доставка контейнеров в торговую фирму происходит на автомобилях, оборудованных подъемным устройством заднего борта, что упрощает процесс разгрузки при поступлении товаров в контейнерах. Процесс разгрузки товаров организован таким образом, чтобы исключались встречные перевозки, поэтому разгрузка поступивших товаров и их погрузка производится на рампах, расположенных с разных сторон склада.
Рис. 3.2 Структура поставок в зависимости от вида транспорта
Выполнение всех операций, связанных с поступлением товаров на склад, производится с соблюдением правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Приемка товара по количеству и качеству является одной из важнейших частей складского технологического процесса. Она предусматривает проверку выполнения поставщиком договорных обязательств по количеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров.
Приемка товаров в ТК «БАГИ» производится заведующим складом совместно с товароведом в экспедиции на приемку. Площадь этого помещения составляет 72 м2. Согласно методике, по которой проводилась оценка площади экспедиции, площадь экспедиции по приемке включена в общую площадь экспедиции.
Она включает следующие операции:
• проверку количества и качества поступивших товаров;
• оформление приемки соответствующими документами;
• принятие товаров на учет.
Порядок проведения приемки товаров определяется сторонами договора поставки. По их соглашению она может осуществляться в соответствии с правилами, установленными инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Груз, поступивший на склад ТК «БАГИ» каким-либо видом транспорта, первоначально принимают, руководствуясь действующими на транспорте правилами, установленными соответствующими уставами, кодексами и т. д.
Приемка товаров по количеству
Приемка товаров по количеству проводится с целью проверки соответствия фактически поставленного на склад количества товаров количеству, указанному в транспортных и сопроводительных документах отправителя (изготовителя), а также условиям договора. Бывают ситуации, когда товары поступили в торговую фирму без сопроводительных документов или части из них, то их отсутствие не приостанавливает приемку. В этом случае составляется акт о фактическом наличии товаров и в нем указывается, какие документы отсутствуют.
Место проведения приемки товаров зависит от способа их доставки. Приемка может производиться:
• на складе получателя – торговой фирмы ТК «БАГИ» ;
• на складе поставщика;
• в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта. В большей степени товары в торговую фирму доставляются поставщиками, поэтому приемка в основном проводится на складе фирмы. В этом случае идет проверка массы брутто и количества мест.
На складе поставщиков приемка товаров производится крайне редко, так как товар в основном доставляется силами поставщиков
При этом товары, находящиеся в исправной таре, принимают по массе брутто и количеству тарных мест, а окончательную их приемку производят на складе торговой фирмы ТК «БАГИ» . Товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежденной таре, окончательно принимаются на складе поставщика.
Очень часто товары доставляются в торговую фирму ТК «БАГИ» железнодорожным транспортом или предприятиями автомобильного транспорта. В данном случае приемка осуществляется с участием транспортных организаций в месте вскрытия опломбированных транспортных средств и контейнеров.
Приемка товаров, поступивших в исправной таре, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило на складе конечного получателя – покупателей ТК «БАГИ».
Приемка товаров по количеству производится в установленные сроки.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты в момент получения их от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В эти же сроки принимают товары, поступившие в исправной таре по массе брутто и количеству мест.