Файл: Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История России, 7 класс
Урок № ____________ Дата______________
Тема: Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века.
Цели: Образовательная: охарактеризовать основные этапывнешней политики Россиив 16 веке.
Развивающая: развивать умение самостоятельно ставить цели, делать выводы, совершенствовать умение работать с текстом, составлять хронологию событий;
Воспитательная: формирование уважительного отношения к истории России, исторической значимости событий 16 века
Формирование УУД:
Познавательные: находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Анализировать, выделять главное, разделять на части, обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия.
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели во время работы, планировать деятельность.
Коммуникативные: излагать свое мнение, четко формулировать мысль.
Личностные: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других.
Основные понятия и термины: Сейм. Ганзейский союз. Ханства
Основные даты: 1500-1503 гг., 1512-1522 гг. — русско-литовские войны. Начало XV в. — распад Золотой Орды. 1487 г., 1506 г., 1530 г. — походы на Казань
Персоналии: Иван III, Василий III, Максимилиан I, Менгли-Гирей.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие Проверка готовности класса к уроку. Позитивный настрой на работу.
Проверка домашнего задания.
= Какой титул принял Иван III? (Государь всея Руси)
= Какой смысл вкладывал Иван III в свой титул? (Что государь претендует на все земли, которые некогда входили в состав Древнерусского государства).
= Назовите основную цель Ивана III. (Стремился объединить все больше земель вокруг Москвы, укрепление Московского княжества).
= Назовите основные направления политики Василия III. (присоединение к Москве Пскова, Волоцка, Калуги, Рязани, Углича; усиление власти великого князя; опора на церковь; усовершенствование системы государственного управления; борьба с политическими привилегиями боярской аристократии; подъем русской культуры).
Упражнение «Вопрос-ответ», ответ должен быть кратким.
= Что такое централизация государства? (единая система управления страной, общее законодательство, административное деление государства, общее войско)
= Кто стоял во главе государства? (великий князь и государь всея Руси)
= Что входило в полномочия государя всея Руси? (издавать законы, вести переговоры с другими странами, чеканить монету, объявлять войну, заключать мир)
= Кто входил в Боярскую думу? (представители самых знатных родов)
= Какую роль играла Боярская дума в управлении государством? (обсуждала важнейшие вопросы жизни государства, давала советы государю, думцы служили послами, полковыми воеводами и воеводами крупных городов)
= Как называли людей, которые входили в Боярскую думу? (Думские дворяне).
= Что являлось опорой власти самодержца? (государев двор)
= Чем ведала казна? (сбором государственных налогов и архивом)
Диктант.
-
Участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. Его нельзя было продать, обменять, передать по наследству. За плохую службу его могли и забрать. Поместье. -
Общегосударственная система связи: жители придорожных деревень становились ямщиками, перевозили от станции к станции послания, грузы и людей. Ямская гоньба. -
Постоянные органы управления на Руси, сформировавшиеся в 16 веке? Приказы -
Запишите территориальные единицы, на которые делилось Российское государство в 16 веке. Уезд, волость, стан. -
Как называлась форма правления, при которой чиновники не получали жалованья от государства, а жили за счет содержания людей? Кормление.
Взаимопроверка, обменяться тетрадями с соседом по парте.
Сообщение новой темы:
Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века.
= Сформулируйте основные вопросы темы, ориентируясь на текст параграфа 5.
-
Отношения России с Литвой и Балтикой. -
Положение дел на юго-восточных границах.
Основной вопрос: Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в первой трети 16 века?
Изучение новой темы.
Учитель: Главной внешнеполитической задачей единого Российского государства в первой трети 16 века была борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли.
В результате победы в русско-литовской войне 1500-1503 годов к России отошли города Чернигов, Брянск, Гомель, Новгород-Северский.
Запись в тетрадь: Русско-литовская война 1500-1503 гг. Победа русских,
к России отошли города Чернигов, Брянск, Гомель, Новгород-Северский.
Работа с картой, стр. 36, показать города Чернигов, Брянск, Гомель, Новгород-Северский.
= Какое событие осложнило положение России? (Зачитать на стр. 35. Литовский князь Сигизмунд Ягеллон, он же польский король, заключил союз с Крымским ханством против России).
Учитель: В 1507 году началась новая война.
= Что стало результатом этой войны? (стр. 35, разорение черниговских, брянских и южных русских земель)
= Чем закончилась война? (стр. 36, заключением мира. Литва признавала все прежние завоевания Русского государства, земли мятежников Глинских остались в составе Великого княжества Литовского).
Учитель: Новая война вспыхнула в 1512 году и длилась до 1522 года. Поводом к войне стал арест сестры Василия III Елены, которая пыталась бежать из Великого княжества Литовского в Россию и заключение нового антироссийского договора между Литвой и Крымским ханством. Основные события развивались вокруг города Смоленска.
Работа с учебником, стр. 37 зачитать информацию о военных действиях за Смоленск.
Запись в тетрадь:
Итоги войны 1512-1522 гг.
Россия получила Смоленск, отказалась от притязаний на Киев, Полоцк, Витебск.
Работа с картой, стр. 36, найти города Смоленск. Полоцк, Витебск, границы Русского государства.
Задание: прочитайте последний абзац на стр. 37, сделайте краткие выводы.
- Борьба с Ливонским орденом, русско-ливонская война 1501-1503 гг.
- Торговая блокада России со стороны Ливонии, Ганзы, Швеции.
- Заключение союза Россия – Дания.
- 1514 год – заключение торгового соглашения с Ганзейским союзом.
Учитель: Под властью королей Ягеллонов в начале 16 века находились Польша, Литва, Венгрия, Чехия, Хорватия. Священная Римская империя были соперниками Ягеллонов и рассчитывали на помощь России. В 1514 году Василий III принял в Москве посла Священной Римской империи Максимилиана I. В результат этого визита был заключен договор о «любви, братств и дружбе»
Работа с учебником, стр. 38, зачитать условия этого договора, его выполнение.
Запись в тетрадь: 1514 год – договор России и Священной Римской империи закончился провалом.
Учитель: А теперь рассмотрим, как разворачивались события на юго-восточных границах. В 15 веке произошел распад …. Золотой Орды.
= Вспомните, какие образовались самостоятельные государства в результате распада Золотой Орды? (Сибирское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Астраханское ханство, Ногайская Орда)
Учитель: Земли, которые остались от Золотой Орды, стали называться Большая Орда, править ими стали потомки хана Ахмата.
= Вспомните, что это за событие «Стояние на Угре» и какое оно имеет историческое значение? (Военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым).
Учитель: В период правления Ивана III с Крымским ханством, с казанским ханством были установлены дипломатические и торговые отношения. Но в начале 16 века отношения изменились. Участились набеги крымских и казанских татар на русские земли.
Работа с учебником, стр. 39, 2 последних абзаца, зачитать информацию.
= Как вы думает, какая задача стала первоочередной для Российского правительства? (Укрепление обороны южных границ).
= Что было сделано для этого? (Строительство городов-крепостей: Тула, Коломна, Зарайск, размещение войск по берегу реки Ока).
= Чем закончился поход на Казань Дмитрия Углицкого и Федора Волоцкого в 1506 году? (Казанцы согласились дать клятву верности Василию III)
= Какие события произошли в 1530 году? (зачитать на стр. 40, последний абзац)
Запись в тетрадь: 1530 год – между Россией и Казанским ханством установились мирные отношения.
Закрепление:
= В каких направлениях развивалась вешняя политика Российского государства в первой трети 16 века? (на запанном – Великое княжество Литовское, Ливонский орден; юго-восток: Крымское и Казанское ханства)
= Назовите основные результаты внешней политики Русского государства в первой трети 16 века.
- Василий III продолжил политику своего отца. В 1514 г. русские войска взяли Смоленск, но были разбиты под Оршей,что не позволило им продвинуться дальше. По перемирию 1522 г. Смоленские земли отходили к России. Военные успехи московских правителей значительно отодвинули границы России на западном и юго-западном направлении, позволили в основном завершить процесс образования единого Русского государства, укрепили его военную мощь и международный авторитет.
- Несмотря на некоторые успехи в борьбе с Ливонским орденом в 1501–1503 гг. России так и не удалось обеспечить свои интересы на Балтике. Лишь в 1514 г. после ряда уступок она добилась снятия торговой блокады.
- После победы в 1480 г. над Большой Ордой хана Ахмата особое место во внешней политике России заняли отношения с осколками Золотой Орды – Казанским и Крымским ханствами. Особенно серьезную угрозу для России представляло Казанское ханство. Не имея достаточных сил для его покорения, Иван III возвел на казанский престол ставленника Москвы Мухаммед‑Эмина.
- Большое значение московские князья придавали отношениям с Крымом, без союза с которым невозможно было противостоять Большой Орде и Литве. Крымское ханство являлось с 1475 г. вассалом турецкого султана.
- К 20‑м годам XVI в. относится начало нового этапа отношений Москвы с Крымом и Казанью, которые приступили к набегам на русскую территорию.
- Между Россией и Казанским ханством, Россией и Крымским ханством установились мирные отношения.
Зачитать выводы на стр. 40
Рефлексия:
- На уроке я узнал…
- Я запомнил…
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 5, ответить на вопросы в конце параграфа, стр. 40.