Файл: Средние века эпоха интересная и крайне увлекательная. Она охватывает 12 веков более тысячи лет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 2
Средние века – эпоха интересная и крайне увлекательная. Она охватывает 12 веков – более тысячи лет.
И философия средневековья играет не последнюю роль в формировании мировоззрения средневекового человека.
Слайд 3
-
Теолог -
Основатель ТОМИЗМА -
Был самым крупным схоластом, гением метафизики и восхитительным по масштабу умом.
Слайд 4
Он родился на юге Италии, отсюда и происходит его прозвище Фома Аквинский или Аквинат. Он был человеком очень знатного происхождения. Его семья состояла в родстве с королевскими династиями Италии, Испании, Франции. С самого раннего детства Фома часто спрашивал: «Что есть Бог?». Поиском ответа на этот вопрос, он посвятил всю свою жизнь. Он охотно учился и много времени проводил в размышлениях о Боге.
Слайд 5
Позже он добился колоссальных успехов в теологии и философии, преподавал в Кельнском и Неаполитанском университетах. Провел много лет при папском дворе и написал огромное количество философских сочинений. Самые знаменитые из его произведений:
-
«Сумма теологии» -
«Комментарии к Аристотелю» -
«Трактат о правлении государей».
Слайд 6
Идеи Фомы были актуальны для католической церкви именно в его время. Пожалуй, самым важным в его философии было то, что Фома Аквинский реабилитировал человека и земную жизнь. Он говорил, что тело человека такая же важная и прекрасная часть человеческого существа, как и душа. Фома ответил на очень важный вопрос о соотношении религии и науки. Он говорил, что вера и разум, религия и наука не противоречат друг другу. Наука- это еще один способ познания Бога.
Слайд 7 Историко-философские истоки
Философские взгляды ученого вплотную связаны с идеями Аристотеля и его логикой. Он не просто детально изучил наследие древнегреческого мыслителя, но и переосмыслил, творчески адаптировал его к христианскому богословию.
Идеи философии Фомы Аквинского
В своих текстах Аквинат смог соединить античную языческую мудрость с христианскими ценностями. Немалое место в его творчестве занимает антропология, морально-этические вопросы и политика в контексте общественного блага.
Слайд 8 О бытии
Ученый придерживался концепции бытия как высшей формы акта и совершенства, что присутствует во всем сущем, проявляя его подлинную глубину и
действительность. Бытие предмета важнее его сущности, оно возможно лишь благодаря божественному акту сотворения. Мир же представляется как множество явлений и предметов. Обязанных своему существованию высшей воле. Лишь Бог соединяет в себе бытие и сущность как неразделимые понятия.
Согласно Аквинату, подлинной бытийной природой обладает только Бог.
О материи и форме
По Аквинату форма является первичной, ибо именно она придает вещам и явлениям родовую и видовую принадлежность, следуя логике аристотелизма.
Слайд 9 О человеке и его душе
Человеческий род определяется как среднее звено между ангелами и всеми остальными живыми созданиями. Люди являются единственными из телесных разумных существ, которые наделены свободной волей и стремлением познавать окружающий мир.
Душа является жизненной силой человека, она бессмертна, самодостаточна и при этом невидима.
Аквинат в своем учении о человеке следует христианскому постулату о свободной воле - люди имеют право выбора между грехом и добродетелью.
О познании
Основой познавательного процесса признается чувственный опыт, рождаемый взаимодействием с окружающим миром. При этом предметы и явления могут восприниматься органами чувств лишь частично.
Слайд 10 Об этике
Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли. Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла.
О политике и праве
Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.
Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права.
Тирания, как форма власти, недопустима. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.
Слайд 11
ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА
-
Первое доказательство состоит в том, что дается в опыте каждому человеку — в движении. В мире все движется. А если это так, то что-то же должно всем двигать? Телега едет, потому что ее тянет лошадь, мяч скачет, потому что ее бросили и т.д. Двигаясь по цепи причин, упираемся в причину вообще всякого движения, которая сама остается неподвижной, не подверженной внешнему источнику движения - и это Бог. -
Второй путь, от производящей причины. Ничто в мире не может быть причиной самого себя. То есть тут Фома имеет в виду, что дом не строит сам себя, и яйцо не сносит само себя. Производящая причина имеет внешний характер. Опять-таки, двигаясь по цепочке причин, упираемся в первоисточник всех причин - это Бог.
Слайд 12
-
Третье доказательство, что есть вещи необходимые, они существуют неизбежно. А есть случайные - они могут быть, а могут и не быть. Над всеми ими должна стоять сила, определяющая и необходимость, и случайность, и которая необходима сама по себе. Что это, как не Бог? -
Четвертое доказательство касается степеней совершенства. Мы постоянно говорим: это красивее того, тот лучше этого и т.д. Делая эти оценки, люди опираются на некий идеал, эталон совершенства, который они себе представляют. В каждом конкретном случае он свой, но если взять вообще эталон всего, то это будет абсолютное совершенство. То есть Бог.
Слайд 13
-
Пятое доказательство исходит из «распорядка природы». Все вещи в природе, лишенные разума, все-таки устроены целесообразно. Отсюда следует, что их деятельность направляет «некто одаренный разумом и пониманием». Следовательно, есть разумное существо, которое предусматривает цели для всего, что происходит в природе. Это разумное существо — Бог.
Это метафизическое восприятие, прекрасно сочеталось с христианским мировоззрением, считающим Бога началом и концом всего.
Фома Аквинский, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, своим коллегам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании учениям веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без искренней веры во Всевышнего.
Слайд 14
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• откровение и разум – это различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Слайд 15
Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора». Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено
официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил
распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное
на идеях Фомы Аквинского.