ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обществознание 6 класс.
Тема урока: Человек и человечность
Цель: формирование понятий человечность, гуманизм, определение качества человека соответствующих понятию гуманизм.
Планируемые результаты: Объяснять понятие гуманизм, называть качества гуманного человека; работать с текстом учебника и дополнительными источниками информации, отвечать на вопросы, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;
Метапредметные: русский язык,
Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения;
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.
Материалы и оборудование: учебник, портрет писателя В. Маяковского, карточки с биографиями, презентация, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
-
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем нашими улыбками!
Учитель: Присаживайтесь.
-
Мотивационно - целевой этап
На доске написаны слова. homo, humanitas
Ребята на доске два слова homo, humanitas, вы знаете, что они обозначают?
Я уверена, когда вы узнаете, что они означают, вы будете по-другому смотреть на мир и станните добрее.
Учитель: я предлагаю начать с просмотра видеоролика. Внимательно посмотрите и попробуйте определить тему нашего урока.
(видеоролик)
Учитель: Итак, ребята, о чем этот ролик?
Как автор называет мужчину, который гуляет по пляжу?
(ответ: человек) и так первое слова обозначает человек.
А какие черты характера вы заметили у мальчика, который собирал звезды?
(Ответы)
Учитель: Да, все ваши ответы верны. Действительно поступок мальчика человечный, вот и второе слово (человечность)
Давайте предположим, как будет звучать тема нашего урока?
(Ответы)
Учитель: Верно, ребята, сегодня мы будем говорить о людях, их поступках, о человеке и человечности. Тема нашего урока: «Человек и человечность».
(на доску тему урока)
Учитель: Давайте запишем тему урока на чек-листе.
Учитель: ребята как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Какова цель нашего урока, что мы должны узнать?
(предположения 2-3 детей)
Учитель: Цель нашего урока: формирование понятий человечность, гуманизм, определение качества человека соответствующих понятию гуманизм.
(на доску)
Учитель: Мы с вами узнаем, что такое человечность, познакомимся с понятием гуманизм, научимся понимать, как личные качества человека влияют на его поступки, попробуем разобраться, от чего зависят поступки человека и определим, какие поступки можно назвать гуманными, человечными.
Задачи:
1.Что такое человечность, гуманизм?
2.Влияниеличных качеств человека на его поступки?
3.Какие поступки можно назвать гуманными, человечными?
-
Изучение нового материала.
Учитель: Персидско-таджикский поэт Саади, живший в XIII веке, говорил
Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что он имел в виду? Ответы
-какую проблему вы увидели?
Учитель: Совершенно верно, он призывал быть человечным.
Так, что же такое человечность? Посмотрите на доску, вот значение этих слов взятые из словаря. Прочитайте определения и запишите в чек-лист.
(работа со словарями)
Человечность - это система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий.
Человечность
– этодоброжелательное отношение к людям и миру.
Гуманность (латинское humanus — человеческий) или человечность — любовь и внимание к человеку, уважение к человеческой личности; человеколюбие.
Гуманизм — это прежде всего уважение и любовь к людям.
Учитель: Какое определение записал мальчик …? Девочка…?
Учитель: понятие Человечность можно заменить другим словом – гуманность. В чек-листе - запишите напротив слова Человечность его синоним слово (обратиться к детям, они добавляют Гуманность). Какой знак можно поставить между этими словами? (равно =). Гуманный человек, значит человечный. А гуманизм = человек .
А какие качества присущи человечности или гуманности, как вы считаете?
Сострадание, доброта, уважение, человеколюбие, милосердие.
-
Закрепление
Задание. Перед вами карточки качества человека. Подчеркните те, которые относятся к гуманным, человечным качествам. Аккуратность (+), безделье, бережливость (+), вежливость (+), вредность, внимательность (+), героизм (+), грубость, гнев, доброта (+), жадность, забота (+), злость, искренность (+), лень, ложь, любовь (+), наглость, ответственность (+), осуждение, патриотизм (+), раскаяние (+), терпение (+), трусость, человеколюбие (+), честность (+), ярость.
-
НРК
Ребята вы все знаете, что наша страна сейчас переживает не легкое время. Наши Герои защищают наш с вами сон и находятся в горячих точках. Им там нелегко, но каждый из вас, я думаю, писали письма нашим солдатам и собирали помощь. Это очень гуманно, великодушно с вашей стороны.
В Республике есть волонтерское движение (Волонтер — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью), называется: Волонтерская рота 01/ Адыгея. Они очень часто едут в горячие точки и везут гуманитарную помощь нашим солдатам. Я думаю, ваши родители о них знают. Мы можем назвать этих людей милосердными? Гуманными? Добрыми?..
-
Работа с учебником. Предлагаю отправиться в путешествие для этого нам нужно прочитать притчу Легенда Викентия Викентьевича Вересаева в учебнике на с.101.
Ответить на вопросы:
-какую мысль в своем произведении хотел донести до нас автор?
- в каком обществе, возможно, такое человеческое отношение ко всему живому?
-А вы бы хотели оказаться в мести с ними на этом острове?
- А если бы все-таки оказались на таком острове как бы себя вели?
Физминутка.
И так ребята я попрошу вас стать в круг, если вы способны пожалеть рядом стоящего соседа положите ему руку на плечо, отлично. Вы добрые ребята, погладьте по спине. А теперь ребята, если вы готовы прийти на помощь положите мне свою руку. Отлично вы обладаете всеми качествами гуманизма. Присаживайтесь.
Учитель: перейдем к рубрике «Жил на свете человек» дан текст о детском писателе Корнее Ивановиче Чуковском. ребята вам нужно собрать пазл и у вас получится текст. Прочитайте текст по цепочке.
А теперь выполним задания: первый ряд выпишет все существительные, второй прилагательные, а третий ряд глагол.
Посмотрите, какой чудесный у нас Корнее Ивановиче Чуковском.
Учитель: Так какие же качества и поступки говорят о том, что Корней Чуковский гуманный человек?
Учитель: К сожалению не все поступки людей можно назвать гуманными. Многие ученые с давних лет пытаются определить причины человеческих поступков. Они хотят узнать, что движет человеком, когда он поступает жестоко по отношению к другим людям, к окружающей природе.
Одни учёные настаивали на том, что природа плохих поступков заложена в биологических качествах человека - это плохая наследственность, группа крови и даже пробовали искать причину в строении черепа. Другие учёные называли социальную причину. То есть окружение человека, богатство или бедность.
Чтобы сделать правильный вывод, о том, что влияет на поступки людей, я предлагаю выполнить одно задание.
Игра: Правда или ложь. я задам один вопрос, он будет очень простым.
Перед вами портрет известного террориста, глядя на его внешность, определите, какие черты лица указывают, что это преступник.
Учитель: Ребята перед вами портрет известного советского поэта Владимира Маяковского. Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают восхищение у миллионов его почитателей. Но ребятам мы этого не скажем.
Учитель: Как легко можно ошибиться, судя о человеке только по его внешности.
Какой вывод сделаем из этой ситуации? (ответы)
Учитель: Поступки человека не зависят от строения черепа, цвет глаз, волос, т.е. от биологических факторов. Ребята, а как вы думаете, что может влиять на формирование человечности? (предположение детей чтение книг, просмотр поучительных фильмов, воспитание доброты в семье, в школе и дома учат дружить, быть внимательными)
Учитель: Ребята, можно сказать, что на то, каким будет человек, влияют социальные факторы? (ответ детей)
Учитель: Конечно, семья, школа, друзья, это всё социальное окружение, социальные факторы.
Учитель: Знаете, ребята, я убеждена, что в нашей жизни гуманных поступков совершается больше чем плохих.
Учитель: Совершенно верно....
-
Подведение итогов.
Отвечают на вопросы:
-что такое гуманизм?
-что значит быть гуманным человеком7
- какое общество можно назвать гуманным?
- а можно назвать гуманным общество 6 класса? Почему?
- всегда ли человек должен оставаться человеком?
- каким вы представляете себе гуманное общество?
- охарактеризуйте его при помощи существительных.
Учитель: И так, ребята, сегодня на уроке мы с вами (к доске и указывая на задачи повторить) узнали, что такое человечность, познакомились с понятием гуманизм, учились понимать, как личные качества человека влияют на его поступки, разбирались, от чего зависят поступки человека.
Откройте дневники, запишите Домашнее задание: прочитать стр. 101-104, и выполнить творческое задание придумайте конец истории Легенде Викентия Викентьевича Вересаеева.
-
Рефлексия.
Чемодан - все знания, полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем
Мясорубка – все обдумаю, информацию перерабатываю и решу, пригодится или нет
Корзина – выброшу эту информацию, она мне не нужна.
Учитель: Ребята, мне было легко и комфортно с вами работать оценку «5»