Файл: Человек и человечность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обществознание 6 класс.
Тема урока: Человек и человечность
Цель: формирование понятий человечность, гуманизм, определение качества человека соответствующих понятию гуманизм.

Планируемые результаты: Объяснять понятие гуманизм, называть качества гуманного человека; работать с текстом учебника и дополнительными источниками информации, отвечать на вопросы, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные: русский язык,

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Материалы и оборудование: учебник, портрет писателя В. Маяковского, карточки с биографиями, презентация, проектор.

Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем нашими улыбками!

Учитель: Присаживайтесь.


  1. Мотивационно - целевой этап

На доске написаны слова. homo, humanitas

Ребята на доске два слова homo, humanitas, вы знаете, что они обозначают?

Я уверена, когда вы узнаете, что они означают, вы будете по-другому смотреть на мир и станните добрее.
Учитель: я предлагаю начать с просмотра видеоролика. Внимательно посмотрите и попробуйте определить тему нашего урока.


(видеоролик)

Учитель: Итак, ребята, о чем этот ролик?
Как автор называет мужчину, который гуляет по пляжу?
(ответ: человек) и так первое слова обозначает человек.

А какие черты характера вы заметили у мальчика, который собирал звезды?

(Ответы)

Учитель: Да, все ваши ответы верны. Действительно поступок мальчика человечный, вот и второе слово (человечность)
Давайте предположим, как будет звучать тема нашего урока?

(Ответы)

Учитель: Верно, ребята, сегодня мы будем говорить о людях, их поступках, о человеке и человечности. Тема нашего урока: «Человек и человечность».

(на доску тему урока)

Учитель: Давайте запишем тему урока на чек-листе.
Учитель: ребята как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Какова цель нашего урока, что мы должны узнать?

(предположения 2-3 детей)

Учитель: Цель нашего урока: формирование понятий человечность, гуманизм, определение качества человека соответствующих понятию гуманизм.

(на доску)

Учитель: Мы с вами узнаем, что такое человечность, познакомимся с понятием гуманизм, научимся понимать, как личные качества человека влияют на его поступки, попробуем разобраться, от чего зависят поступки человека и определим, какие поступки можно назвать гуманными, человечными.

Задачи:

1.Что такое человечность, гуманизм?

2.Влияниеличных качеств человека на его поступки?

3.Какие поступки можно назвать гуманными, человечными?


  1. Изучение нового материала.


Учитель: Персидско-таджикский поэт Саади, живший в XIII веке, говорил

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что он имел в виду? Ответы
-какую проблему вы увидели?

Учитель: Совершенно верно, он призывал быть человечным.
Так, что же такое человечность? Посмотрите на доску, вот значение этих слов взятые из словаря. Прочитайте определения и запишите в чек-лист.

(работа со словарями)

Человечность - это система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления со­чувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий.

Человечность

этодоброжелательное отношение к людям и миру.

Гуманность (латинское humanus — человеческий) или человечность — любовь и внимание к человеку, уважение к человеческой личности; человеколюбие.

Гуманизм — это прежде всего уважение и любовь к людям.

Учитель: Какое определение записал мальчик …? Девочка…?
Учитель: понятие Человечность можно заменить другим словом – гуманность. В чек-листе - запишите напротив слова Человечность его синоним слово (обратиться к детям, они добавляют Гуманность). Какой знак можно поставить между этими словами? (равно =). Гуманный человек, значит человечный. А гуманизм = человек .
А какие качества присущи человечности или гуманности, как вы считаете?
Сострадание, доброта, уважение, человеколюбие, милосердие.  

  1. Закрепление

Задание. Перед вами карточки качества человека. Подчеркните те, которые относятся к гуманным, человечным качествам. Аккуратность (+), безделье, бережливость (+), вежливость (+), вредность, внимательность (+), героизм (+), грубость, гнев, доброта (+), жадность, забота (+), злость, искренность (+), лень, ложь, любовь (+), наглость, ответственность (+), осуждение, патриотизм (+), раскаяние (+), терпение (+), трусость, человеколюбие (+), честность (+), ярость.


  1. НРК

Ребята вы все знаете, что наша страна сейчас переживает не легкое время. Наши Герои защищают наш с вами сон и находятся в горячих точках. Им там нелегко, но каждый из вас, я думаю, писали письма нашим солдатам и собирали помощь. Это очень гуманно, великодушно с вашей стороны.
В Республике есть волонтерское движение (Волонтер — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью), называется: Волонтерская рота 01/ Адыгея. Они очень часто едут в горячие точки и везут гуманитарную помощь нашим солдатам. Я думаю, ваши родители о них знают. Мы можем назвать этих людей милосердными? Гуманными? Добрыми?..


  1. Работа с учебником. Предлагаю отправиться в путешествие для этого нам нужно прочитать притчу Легенда Викентия Викентьевича Вересаева в учебнике на с.101.



Ответить на вопросы:

-какую мысль в своем произведении хотел донести до нас автор?

- в каком обществе, возможно, такое человеческое отношение ко всему живому?

-А вы бы хотели оказаться в мести с ними на этом острове?

- А если бы все-таки оказались на таком острове как бы себя вели?

Физминутка.

И так ребята я попрошу вас стать в круг, если вы способны пожалеть рядом стоящего соседа положите ему руку на плечо, отлично. Вы добрые ребята, погладьте по спине. А теперь ребята, если вы готовы прийти на помощь положите мне свою руку. Отлично вы обладаете всеми качествами гуманизма. Присаживайтесь.

Учитель: перейдем к рубрике «Жил на свете человек» дан текст о детском писателе Корнее Ивановиче Чуковском. ребята вам нужно собрать пазл и у вас получится текст. Прочитайте текст по цепочке.

А теперь выполним задания: первый ряд выпишет все существительные, второй прилагательные, а третий ряд глагол.

Посмотрите, какой чудесный у нас Корнее Ивановиче Чуковском.

Учитель: Так какие же качества и поступки говорят о том, что Корней Чуковский гуманный человек?
Учитель: К сожалению не все поступки людей можно назвать гуманными. Многие ученые с давних лет пытаются определить причины человеческих поступков. Они хотят узнать, что движет человеком, когда он поступает жестоко по отношению к другим людям, к окружающей природе.

Одни учёные настаивали на том, что природа плохих поступков заложена в биологических качествах человека - это плохая наследственность, группа крови и даже пробовали искать причину в строении черепа. Другие учёные называли социальную причину. То есть окружение человека, богатство или бедность.

Чтобы сделать правильный вывод, о том, что влияет на поступки людей, я предлагаю выполнить одно задание.
Игра: Правда или ложь. я задам один вопрос, он будет очень простым.

Перед вами портрет известного террориста, глядя на его внешность, определите, какие черты лица указывают, что это преступник.

Учитель: Ребята перед вами портрет известного советского поэта Владимира Маяковского. Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают восхищение у миллионов его почитателей. Но ребятам мы этого не скажем.

Учитель: Как легко можно ошибиться, судя о человеке только по его внешности.

Какой вывод сделаем из этой ситуации? (ответы)
Учитель: Поступки человека не зависят от строения черепа, цвет глаз, волос, т.е. от биологических факторов. Ребята, а как вы думаете, что может влиять на формирование человечности? (предположение детей чтение книг, просмотр поучительных фильмов, воспитание доброты в семье, в школе и дома учат дружить, быть внимательными)

Учитель: Ребята, можно сказать, что на то, каким будет человек, влияют социальные факторы? (ответ детей)

Учитель: Конечно, семья, школа, друзья, это всё социальное окружение, социальные факторы.

Учитель: Знаете, ребята, я убеждена, что в нашей жизни гуманных поступков совершается больше чем плохих.

Учитель: Совершенно верно....


  1. Подведение итогов.

Отвечают на вопросы:

-что такое гуманизм?

-что значит быть гуманным человеком7

- какое общество можно назвать гуманным?

- а можно назвать гуманным общество 6 класса? Почему?

- всегда ли человек должен оставаться человеком?

- каким вы представляете себе гуманное общество?

- охарактеризуйте его при помощи существительных.
Учитель: И так, ребята, сегодня на уроке мы с вами (к доске и указывая на задачи повторить) узнали, что такое человечность, познакомились с понятием гуманизм, учились понимать, как личные качества человека влияют на его поступки, разбирались, от чего зависят поступки человека.
Откройте дневники, запишите Домашнее задание: прочитать стр. 101-104, и выполнить творческое задание придумайте конец истории Легенде Викентия Викентьевича Вересаеева.


  1. Рефлексия.

Чемодан - все знания, полученные на уроке, пригодятся в дальнейшем

Мясорубка – все обдумаю, информацию перерабатываю и решу, пригодится или нет

Корзина – выброшу эту информацию, она мне не нужна.
Учитель: Ребята, мне было легко и комфортно с вами работать оценку «5»