Файл: Практикум по нормальной физиологии для студентов ii курса лечебного и педиатрического факультетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 663

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема зачтена
___________________подпись преподавателя

19
ОБРАЗЦЫ ГЕМОГРАММ ДЛЯ АНАЛИЗА
Гемограмма № 1
Гемограмма № 2
Гемоглобин - 120 г/л
Эритроциты - 4,24•10 12

Лейкоциты - 6,0•10 9
/л базофилы - 1% эозинофилы - 4% нейтрофилы: миелоциты - 0% метамиелоциты - 0% палочкоядерные - 15% сегментоядерные - 58% лимфоциты - 19% моноциты - 3%
Тромбоциты - 270•10 9

Гемоглобин - 140 г/л
Эритроциты - 5,0•10 12

Лейкоциты - 6,2•10 9
/л базофилы - 1% эзозинофилы - 15% нейтрофилы: миелоциты - 0% метамиелоциты - 0% палочкоядерные 5% сегментоядерные - 56% лимфоциты - 20% моноциты - 3%
Тромбоциты - 300•10 9

Гемограмма № 3
Гемограмма № 4
Гемоглобин - 80 г/л
Эритроциты - 2,8•10 12

Лейкоциты - 8,8•10 9
/л базофилы - 0% эозинофилы - 0% нейтрофилы: миелоциты - 0% метамиелоциты - 0% палочкоядерные - 20% сегментоядерные - 25% лимфоциты -50% моноциты -5%
Тромбоциты -112•10 9

Гемоглобин - 58 г/л
Эритроциты - 3,2•10 12

Лейкоциты - 33,0•10 9
/л базофилы - 0% эозинофилы - 0% нейтрофилы: миелоциты - 6% метамиелоциты - 21% палочкоядерные - 29% сегментоядерные - 41% лимфоциты - 2% моноциты - 1%
Тромбоциты - 150•10 9

Гемограмма № 5
Гемограмма № 6
Гемоглобин - 135 г/л
Эритроциты - 5,3•10 12

Лейкоциты - 6,6•10 9
/л базофилы - 1% эозинофилы - 15% нейтрофилы: миелолциты - 0% метамиелоциты - 0% палочкоядерные - 6% сегментоядерные - 67% лимфоциты - 10% моноциты - 1%
Тромбоциты - 300•10 9

Гемоглобин - 200 г/л
Эритроциты - 6,3•10 12

Лейкоциты - 6,6•10 9
/л базофилы - 1% эозинофилы - 5% нейтрофилы: миелолциты - 0% метамиелоциты - 1% палочкоядерные - 6% сегментоядерные - 59% лимфоциты - 20% моноциты - 8%
Тромбоциты - 280•10 9


20
Тема раздела:
«ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ»
дата
Занятие №3: Система гемостаза. Группы крови. Резус-фактор.
Проблема переливания крови
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить основные компоненты системы гемостаза, усвоить основные представления о группах крови, их определение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Понятие о системе гемостаза. Основные компоненты системы гемостаза, их характеристика. Роль сосудистой стенки и тромбоцитов в системе гемостаза.
2. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, его характеристика.
3. Коагуляционный гемостаз, фазы, характеристика.
4. Противосвертывающие механизмы поддержания гемостаза.
Фибринолизирующие механизмы.
5. Характеристика групповых систем крови человека. Характеристика системы
АВО.
6. Определение групп крови системы АВО при помощи стандартных сывороток.
7. Резус-фактор. Значение определения резус-принадлежности. Проблема резус-конфликта между матерью и плодом.
8. Правила переливания крови. Основные принципы подбора донорской крови.


21
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
схему свертывания крови

22
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1. Определение групп крови при помощи стандартных сывороток.
2. Определение группы крови и резус-факторной принадлежности методом цоликлонов.
3. Решение ситуационных задач.
4. Компьютерный контроль.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУПП КРОВИ МЕТОДОМ СТАНДАРТНЫХ
СЫВОРОТОК
Группы крови отличаются друг от друга содержанием агглютиногенов и агглютининов. По системе АВО выделяют четыре группы крови: I (0

), II (А

), III (В

), IV
(АВ). В основе определения групповой принадлежности крови лежит реакция агглютинации, обусловленная наличием в мембране эритроцитов определенных агглютиногенов (А, В), а в плазме крови – агглютининов (

,

). Реакция агглютинации происходит при контакте одноименных агглютиногенов и агглютининов с образованием одноименных агглютинационных пар (например: А и

или В и

).
Цель работы:
Оснащение: пробирки с исследуемой кровью, 2 серии стандартных сывороток I, II, III и IV группы, планшетка, стеклянные палочки, спирт, марлевые салфетки или ватные шарики, физиологический раствор.
Ход работы: Определение группы крови проводится при температуре +15° - +25°С.
На маркированную планшетку наносят (не смешивая!) по капле стандартной сыворотки I, II,
III группы (2 серии в соответствующие лунки), содержащие агглютинины: I -

и

, II -

, III
-

. После их нанесения получается шесть капель, расположенных в два ряда. Стеклянной палочкой переносят небольшое количество крови в первую лунку с каплей сыворотки I группы, затем вторым, чистым концом палочки такое же количество крови переносят во вторую лунку с сывороткой II группы. Третью каплю переносят в третью лунку с сывороткой III группы промытым и насухо вытертым концом палочки. Это же проделывают со стандартными сыворотками второй серии. Соотношение крови и сыворотки – 1:10.
Каждый раз тщательно размешивают кровь в капле сыворотки, пока смесь не станет равномерно розового цвета. За ходом реакции, в общей сложности, наблюдают не менее 5-ти минут, периодически покачивая планшетку. В капли, где к третьей минуте наблюдения произошла агглютинация, вносят по капле физиологического раствора и наблюдают еще две минуты. Добавление физиологического раствора не разрушает истинной агглютинации и позволяет дифференцировать ее с псевдоагглютинацией, обусловленной самопроизвольным склеиванием эритроцитов в монетные столбики. При наличии агглютинации капля становится бесцветной, а эритроциты склеиваются в виде комочков. Результат оценивается по наличию агглютинации. Эритроциты группы 0 (I) не содержат антигенов и в реакцию агглютинации не вступают. Эритроциты группы А (II) не дают агглютинации только с сывороткой своей группы, эритроциты В (III) также не дают агглютинации только с сывороткой своей группы. Если во всех сыворотках произошла агглютинация, то для исключения неспецифической панагглютинации и подтверждения, что это эритроциты IV группы крови, следует дополнительно исследовать их стандартной сывороткой группы АВ
(IV). Для этого используется одна сыворотка, исследование проводится с соблюдением всех выше указанных условий. Сыворотка группы АВ (IV) не содержит никаких антител, а поэтому не должна давать агглютинации.
Рекомендации к оформлению работы: зарисуйте полученную картину, установите, к какой группе относится исследуемая кровь.


23
Результаты работы:
Вывод:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОРНОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЕТОДОМ ЦОЛИКЛОНОВ
Цоликлоны анти-А и анти-В предназначены для определения групп крови системы АВ0 человека, цоликлон анти-D – для определения резус-принадлежности.
Цоликлоны являются антителами, полученными в результате слияния мышиных антителообразующих В-лимфоцитов с клетками мышиной миеломы, не содержат антител иной специфичности и поэтому не вызывают неспецифической полиагглютинации эритроцитов. Цоликлоны не являются продуктами клеток человека и поэтому исключена контаминация препаратов вирусами гепатита и СПИД
(синдрома приобретенного иммунодефицита). Авидность, т.е. время наступления реакции агглютинации и ее выраженность у цоликлонов анти-А и анти-В выше, чем у изогемагглютинирующих АВ0-сывороток, особенно в случае слабо выраженных антигенов эритроцитов.
Rh-фактор – один из наиболее распространенных агглютиногенов эритроцитов.
Он содержится в мембране эритроцитов у 85% людей (кровь резус-положительная,
Rh
+
), у 15% данный агглютиноген отсутствует (кровь резус-отрицательная, Rh
-
). Его содержание не зависит от наличия других агглютиногенов эритроцитов. Rh-фактор не имеет в плазме врожденных агглютининов, однако может являться причиной развития резус-конфликта при беременности и несовместимости крови при повторном ее переливании.
Цель работы:
Оснащение: кровь, планшетка, стеклянная палочка, пипетки, физиологический раствор, спирт, цоликлоны анти-А, анти-В и анти-D, ватные шарики.
Ход работы: На планшетку или пластинку наносят цоликлоны анти-А и анти-В и анти-D по одной большой капле (0,1 мл) под соответствующими надписями: «анти-
А» или «анти-В» и «анти-D». Рядом с каплями антител наносят исследуемую кровь по одной маленькой капле, приблизительно в 10 раз меньше капли антител (0,01 мл). В случае определения группы крови, взятой из пальца или взятой без консерванта, необходимо обеспечить достаточно большое количество эритроцитов, т.е. брать первые капли из пальца (без сильного выдавливания) или свободные эритроциты из осадка свернувшейся крови (без избытка сыворотки). При определении группы крови на планшете антитела и кровь смешивают, покачивая планшет; при определении на пластинке – стеклянной палочкой, которую промывают и досуха вытирают перед размешиванием каждой капли. Наблюдение за ходом реакции с цоликлонами
I (

β)
II (
β)
III (

)
Серия I
Серия II
IV (-)


24 проводят при легком покачивании пластинки или планшета в течение не более 2,5 мин. Результат реакции в каждой капле может положительным или отрицательным.
Положительный результат выражается в агглютинации эритроцитов. Агглютинаты видны невооруженным глазом в виде мелких красных агрегатов, быстро сливающихся и образующих крупные хлопья вплоть до одного большого агглютината. При отрицательной реакции капля остается равномерно окрашенной в красный цвет, агглютинаты в ней не обнаруживаются. Агглютинация с цоликлонами обычно наступает в первые 3-5 сек. Наблюдение следует вести 2,5 мин, ввиду возможности более позднего наступления агглютинации с эритроцитами, содержащими слабые разновидности антигенов.
Рекомендации к оформлению работы: зарисуйте полученную картину, установите группу крови и резус-фактор исследуемой крови.
Результаты работы:
Цоликлоны анти-А анти-В анти-D
Вывод:
Тема зачтена
___________________подпись преподавателя

25
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
И ОБРАЗЦЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
1. Методы подсчета эритроцитов и лейкоцитов. Проанализируйте гемограмму.
2. Исследование осмотической резистентности эритроцитов.
3. Методы определения гемоглобина в крови. Проанализируйте гемограмму.
4. Метод определения группы крови. Определите группу крови.
5. Метод определения резус-принадлежности. Почему у матери, имеющей резус-отрицательную кровь, первая беременность может привести к резус- конфликту?
6. Определение цветового показателя. Приведите расчет для нормальных величин эритроцитов и гемоглобина в периферической крови.
7. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ). По данным анализа у одного больного СОЭ равно 45 мм/ч, у другого – 105 мм/ч. Ваше заключение об изменении этого показателя.
8. Вторичный (коагуляционный) гемостаз и его фазы. Какая из фаз вторичного гемостаза наиболее часто лимитирует процесс тромбообразования?
9. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
10. Как должна была бы измениться работа сердца, если бы гемоглобин не содержался в эритроцитах, а был растворен в крови?
11. При помещении в раствор поваренной соли эритроциты приобрели шаровидный вид. Какова, приблизительно, концентрация солей в этом растворе? Как называется этот процесс?
12. Переливание цитратной крови больному во время операции сопровождают одновременным введением определенного количества СаCl
2
. С какой целью его вводят?
13. Количество эритроцитов у человека в течение ряда лет колебалось около
4,8•10 12
/л. После переселения его семьи на новое место число эритроцитов в крови увеличилось до 6,5•10 12
/л. В какую местность переехал человек?
14. Чем отличается реакция эритрона на гипоксию у нефрэктомированных животных от реакции нормальных собак?
15. Человек найден мертвым в своей квартире. При осмотре места происшествия обнаружено, что в комнате плотно закрыты окна, а в печи еще теплые угли. В связи с этим возникло подозрение об отравлении угарным газом. Можно ли с помощью спектрального анализа крови подтвердить или опровергнуть это предположение?
16. У студента, принимавшего во время сессии с целью повышения работоспособности фенацетин, появились все признаки кислородной недостаточности. Однако клинический анализ показал, что число эритроцитов и Hb находится в пределах нормы, сердце работает нормально, а количество кислорода в воздухе достаточно. О какой причине можно думать и какой анализ крови может помочь в установлении причины появления таких симптомов, если известно, что фенацетин – сильный окислитель?


26
ПРОФИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
При спектральном анализе гемоглобина крови человека установлено, что этот человек подвержен одной из широко распространенных вредных привычек.
Какой именно и как это установили?
Тема раздела:
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ»
дата
Список вопросов для коллоквиума по теме «Кровь»
1. Функция крови. Понятие о морфо-функциональной структуре крови.
2. Количество и состав крови. Методы определения количества крови.
3. Депо крови и его значение.
4. Эритроциты, их форма, размеры, функции и количество.
5. Изменение формы, размеров, количества и суммарной поверхности эритроцитов в процессе эволюции и его значение.
6. Методы подсчета количества эритроцитов. Значение подсчета их в медицине.
7. Лейкоциты, их размеры, функции и количество.
8. Подсчет количества лейкоцитов. Значение подсчета их в медицине.
9. Лейкоцитарная формула и ее сдвиги.
10. Подсчет лейкоцитарной формулы. Значение в медицине.
11. Тромбоциты, их роль, формы, размеры и свойства.
12. Изменение количества форменных элементов при различных условиях (прием пищи, кислородное голодание, мышечная нагрузка, беременность и др.)
13. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), ее причины и величина.
14. Методы и значение определения СОЭ в медицине.
15. Гемоглобин крови, его виды, количество и соединения.
16. Определение количества гемоглобина в крови.
17. Значение соединения гемоглобина. Его соединения в медицине.
18. Понятие о цветном показателе крови. Значение определения его в медицине.
19. Понятие об изотонических, гипотонических и гипертонических растворах. Применение их в физиологии и в медицине.
20. Понятие об осмотической резистентности эритроцитов. Минимальная и максимальная резистентность эритроцитов. Значение определения ее в медицине.
21. Понятие о плазмолизе и гемолизе. Виды гемолиза в организме человека.
22. Учение о групповых особенностях крови. Группы крови по системе агглютиногенов
АВ0.
23. Резус-фактор и другие основные системы агглютиногенов крови.
24. Методы определения группы крови. Значение определения групповых особенностей в медицине.
25. Переливание крови, донорство.
26. Факторы, способствующие свертыванию крови и задерживающие его.
27. Свертывание крови, его механизм, фазы, значение для организма.
28. Методы определения времени свертывания крови. Значение определения для медицины.
29. Лимфа, ее состав, значение, механизм образования и движения.
30. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе. Регуляция постоянства внутренней среды организма. Функциональная система саморегуляции осмотического давления крови.
31. Понятие о гисто-гематических барьерах. Их значение в физиологии и в медицине.
32. Функциональная система, поддерживающая постоянство кислотно-щелочного и газового состава крови.
33. Подсчет количества тромбоцитов. Значение в медицине.