ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.

Экологические требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружа­ющей среды в России экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объек­тов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Требования в области охраны окружающей среды (экологические тре­бования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установлен­ные законами, иными нормативными правовыми актами, природоох­ранными нормативами, государственными стандартами и иными норма­тивными документами в области охраны окружающей среды.

Правовая охрана окружающей природной среды в населенных пунктах

Окружающая среда населенных пунктов — это категория, характеризующая среду жизнедея-тельности человека. Поэтому основной целью правового механизма охраны окружающей природной среды населенных пунктов является создание благоприятных условий для жизни и здоровья человек.

Основными источниками воздействия на состояние окружающей природной среды населенных пунктов являются:
-строительная деятельность;
-сельскохозяйственная деятельность;
-эксплуатация хозяйственных объектов;
-использование природных ресурсов на территории населенных пунктов.

С учетом названных факторов формируется система правовой охраны окружающей природной среды населенных пунктов.

Основными направлениями охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах являются:
1) разработка и реализация мероприятий по разгрузке городских территорий перенасыщенных людскими ресурсами и техникой;
2) установление режима использования и охраны экологических систем на территории города путем введения благоприятных условий для них;
3) разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению внешней среды городов;
4) зонирование городских территорий (жилые зоны; общественно-деловые зоны; зоны сельскохозяйственного использования; рекреационные зоны; зоны военных объектов; производственные зоны; зоны специального назначения; зоны инженерных и транспортных инфраструктур; коммунально-складские зоны; другие зоны);
5) обеспечение санитарного режима путем предотвращения загрязнения окружающей среды вредными веществами, предотвращения вредных физических воздействий от шума, вибраций, влияния магнитных полей;
6) проведение озеленительных работ, путем обустройства парков, садов, набережных, бульваров, скверов. При этом озеленительные работы должны проводиться равномерно и непрерывно;
7) осуществление муниципального контроля за состоянием окружающей среды. Для этого создается специальный орган - городской комитет охраны природы, он подчиняется городским властям. В функции этого органа также входит: управление и координация деятельности по охране природы на территории города совместно с другими природоохранными органами; координация деятельности предприятий, учреждений, организаций города по охране окружающей среды; участие в организации единой системы экологического мониторинга в населенном пункте; ведение местной «Красной книги».

Санитарная охрана населенных пунктов включает:
1) нормирование качества окружающей среды;
2) контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства и состоянием окружающей среды.
Нормирование качества окружающей среды выражается в установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде и нормативов предельно допустимого уровня воздействия на окружающую среду.
Объектом нормирования выступают: качественное состояние водных объектов, почв и атмосферного воздуха в пределах населенных пунктов.

Зеленые насаждения городов и других населенных пунктов ввиду их исключительной важности для экологического благополучия населения являются объектом особой охраны.


Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ). В настоящее время в Государственной Думе разрабатывается Закон «О зеленой растительности в городах».

Экологические требования, предъявляемые к военной деятельности

Деятельность по обращению с отходами подлежит лицензи­рованию.

При проектировании, строительстве предприятий, зданий и других объектов, в ходе эксплуатации которых образуются от­ходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством России в области охраны окружающей среды;

- иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Строительство, реконструкция строений, зданий, сооруже­ний и объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключе­ния гос. экологической экспертизы.

При проектировании жилых домов, предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в процессе эксплуатации кото­рых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для их сбора.

Объекты размещения отходов создаются по разрешениям, выданным специально уполномоченными федеральными орга­нами исполнительной власти.

Под экологической безопасностью деятельности Вооруженных Сил РФ понимается состояние защищенности личного состава, гражданского населения, вооружения, военной техники, военных объектов, окружающей природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия военной деятельности, экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов, и их последствий.

К основным мероприятиям природоохранной деятельности относятся:
– разработка и реализация комплекса организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды, животного и растительного мира;
– разработка и согласование с государственными природоохранными органами нормативов природопользования;

– строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных сооружений и установок на военных объектах;
– сбор, удаление (переработка и утилизация) и уничтожение всех видов отходов военной деятельности.
В соответствие с Приказом Министра обороны РФ No 10 «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» при обеспечении экологической безопасности войск (сил) основными организационно-правовыми мероприятиями считаются:
а) планирование и организацию обеспечения экологической безопасности войск (сил);
б) наблюдение за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), контроль, нормирование и паспортизацию военных объектов;
в) восстановление окружающей среды в процессе повседневной деятельности войск (сил), после проведения учений и специальных работ, аварий и катастроф;
г) обеспечение экологической безопасности вооружения, военной техники и военных объектов;
д) природоохранную деятельность, лицензирование и рациональное природопользование;
е) обеспечение защиты интересов воинской части при предъявлении исков за причинение вреда окружающей природной среде.

экологические требования при установлении зон с особыми условиями использования территории

"зоны с особыми условиями использования территории" раскрывается в Градостроительном кодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов (перечень которых остается открытым), а отдельные вопросы использования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ни Градостроительный кодекс РФ, ни Земельный кодекс РФ не устанавливают единых правил и требований в раскрытии общей характеристики таких зон.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей), законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российского законодательства.


Многоотраслевой характер зоны с особым условием использования территорий предопределяет особенности ее правового режима, порядка установления, определения границ, совокупности устанавливаемых требований.

правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий имеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому порядок установления и создании защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В силу требований ст.56 Земельного кодекса РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

В соответствии с ч.3 ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, определяется:

- Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

- органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

- органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.