Файл: Классный час для 1011 классов. Мир. Прогресс. Права человека тема Нобелевской лекции А. Д. Сахарова. Задачи классного часа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный час для 10-11 классов.
«Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова.
Задачи классного часа:
1. Познакомить обучающихся с деятельностью академика А.Д.Сахарова; показать актуальность основных

положений Нобелевской речи; выяснить, какие мысли Сахарова близки и понятны ребятам.

2. Способствовать воспитанию в обучающихся честности, порядочности, патриотизма, формированию

гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса,

отношения к нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития

человеческого сообщества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры.
Предварительная подготовка:

знакомство обучающихся с биографией А.Д.Сахарова, текстом Нобелевской речи,

Всеобщей Декларацией о правах человека.
Участники: обучающиеся 10-11 классов.
Ход классного часа.
Стихотворение Лидии Чуковской

А.Д.С. [Андрею Дмитриевичу Сахарову.


Голубоглазое молчанье,

Мощь одинокой тишины.

И расстоянье, расстоянье,

Которым мы разделены.
Как от земли и до луны.

Заговорил — и прозвучали

Слова отваги и печали.

И не хватало, не хватало

Лишь мученического венца.

И время, вот оно, настало

Для мученического конца.
Сегодня-завтра он наступит,

Очей угаснет синева.

И вот когда бессмертье вступит

В свои законные права.
1976


Учитель:

— Добрый день, уважаемые участники дискуссии. Этот классный час мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть — у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андрее Дмитриевиче Сахарове, и большее внимание мы уделим его Нобелевской речи. В ходе нашей дискуссии попытаемся понять, в чем же секрет величайшего ученого, гуманиста, и почему человек, необычайно талантливый, порядочный, был в такой немилости у власти. В ваших размышлениях вам помогут ваши знания по истории, обществознанию, ваша гражданская позиция.
- Готовясь к дискуссии, вы должны были познакомиться с биографией А.Д.Сахарова. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.
(Рассказы ребят о тех моментах биографии Сахарова, которые запомнились им больше всего: семья, образование, годы Великой Отечественной войны, научная деятельность, создание водородной бомбы, защита репрессированных, протест против ввода советских войск в Афганистан)

- Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: что в деятельности Сахарова вызывало у властей такое неприятие?
(Ответы ребят: в стране, где свобода мышления в принципе не могла существовать, одно название статьи «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» могло, мягко говоря, насторожить «властителей дум». Не говоря уже о той борьбе, которую вел академик против испытаний ядерного оружия. И защита репрессированных, конечно, тоже была не в пользу Сахарова.)

- Скажите, пожалуйста, как вы объясните поддержку Сахаровым бойкотирования Московской олимпиады?
(Ответы ребят: история олимпийского движения – ответ на этот вопрос. Еще в Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны. Как же может проходить олимпиада в стране, ведущей войну?)
- А теперь перейдем к самому главному – деятельности Андрея Дмитриевича как защитника прав человека. Вы уже знаете, что в 1970 году Сахаров вместе с друзьями основал Комитет по правам человека, и еще вы знаете, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам — членам Организации — обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для «ее распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без различия, основанного на политическом статусе стран или территорий». Почему же, спустя 22 года после принятия международной декларации, у нас в стране возникает необходимость создания Комитета по правам человека?
(Ответы ребят: идеологическая ситуация в СССР, диссидентство, преследование властями «инакомыслящих» — все факты, говорящие о грубом нарушении прав человека).
- В 1975 году за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. «Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР.» (А.Д. Сахаров, «Автобиография»).

Речь А.Д Сахарова на Нобелевской лекции «Мир. Прогресс. Права человека.» — следующая и основная тема нашей дискуссии. Давайте остановимся на основных ее положениях.
Как сказал сам академик: «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими». Еще в 1968 году в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»
Андрей Дмитриевич рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катаклизмы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Став одним из создателей водородной бомбы, гуманист Сахаров увидел, насколько опасно такого рода открытия в обществе, ведущим принципом которого является сила – сила, направленная на уничтожение человечества. «Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.» Андрей Дмитриевич говорит о последствиях научно-технического прогресса, ведущих к уничтожению людей, а не к облегчению их жизни.

Прошло тридцать с лишним лет с момента его выступления, но все мысли Сахарова не потеряли актуальности. Конечно, многое изменилось и у нас в стране, и в международных отношениях: нет того идеологического противостояния, и свободнее мы стали намного, но проблем у человечества не убавилось. Далеко не всегда достижения науки направлены во благо, а об оружии, которым владеет сейчас человек и которое служит для уничтожения человека человеком, и говорить не приходится: оно все совершеннее и совершеннее, это очень страшно. Но не только о физическом уничтожении говорит академик.
«…в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.»
Учитель: – У некоторых, кто не знаком с речью Сахарова, сейчас, наверное, может возникнуть вопрос о целесообразности научно-технического прогресса. Что вы можете сказать по этому поводу?
(Ответы: Сахаров ни в коем случае не выступал против развития науки, в том числе и разработок в ядерной физике. Проблема в том, чтобы все открытия были направлены в «мирное русло», облегчали жизнь, быт человека,
«…в действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы.»
«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума.» — вот что должны постоянно помнить люди.)
Учитель: – Еще одна тема лекции – люди, лишенные свободы из-за своих убеждений. Невозможно остаться равнодушным к огромному списку фамилий «узников», как называет их Андрей Дмитриевич, — вспоминаются узники концлагерей. И это в «свободной стране», в мирное время! Вам, нынешним, это непросто понять: лишиться свободы из-за своих взглядов. Сейчас, когда любой артист может пародировать президента страны, когда есть такие проекты на ТВ, как «Мультличности». Но это было, и очень отрадно, что несмотря на море проблем, которыми мы «владеем» и по сей день, есть все-таки светлые моменты. Я, конечно, не о возможности выражаться пародийно о власти, а о более серьезных вещах.
- Сейчас наступил момент, который я жду с нетерпением. Готовясь к классному часу, я нашла стихи и песни священника отца Сергия Киселева. Одна из них породила ряд вопросов, ответы на которые я хотела бы услышать от вас: что воспринимаем мы под свободой? Правами?

Что такое настоящая свобода?
Давайте послушаем эту песню.
(Звучит песня «О правах человека», текст песни проецируется на экран)


I

Все плоды демократий века

Испытал на себе народ,

Во главе их — права человека,

А обязанности — не в счет.

И у каждого прав тех — море,

Это грешной души разгул,

Ну, а совесть имущим — горе,

Впору им кричать: «Караул!».
II

Узы совести в наших душах

Укрощают греховный пыл,

Вспышки похоти стыд потушит,

Если кто про честь позабыл.

Чувство долга еще, терпимость -

Эти путы спасут не раз,

Что же будет, скажи на милость,


Коль от уз тех избавить нас?
III

Если кто-то с благой надеждой

Сумасшедших решит спасать,

И смирительные одежды

Станет с буйных больных срывать,

Он «прозреет»минутой позже,

Той «свободы» плоды вкусив,

Ну а нас, милосердный Боже,

От спасителей тех спаси.


IV

Всем от Бога дано нам право

Его чадами снова стать

И наследовать царство Славы,

Здесь посеять, а там пожать,

Но мы ищем другого, то есть:

Чтобы грех узаконить свой,

Чтоб умолкла навеки совесть,

Чтоб бессовестным стал покой.
V

Чтоб на шею другим садиться,

И не в поте лица хлеб есть,

Жить по-свински и не стыдиться

Да без чести иметь бы честь.

Чтоб законы давали право

В беззакониях жить всегда,

Чтоб рекою текла отрава

Узаконенного блуда.
VI

И потомство безбожно гробя,

После блудных своих затей,

Убивают еще в утробе

Не родившихся в мир детей.

Правовую державу строя,

Беззащитных лишили прав,

Их убийство закон покроет,

Лишь на свалке им место дав.
VII

Нет любви в материнском сердце,

И оно не рождает слез,

Растерзали своих младенцев,

За которых страдал Христос.

Ну — воистину — кровопийцы,

Только лица, как у людей,

Но не матери, то — убийцы

Нерожденных своих детей.

VIII

Выше нету любви на свете,

Чем за ближнего жизнь отдать,

А роднее, чем наши дети,

Человеков не отыскать.

Ну, а тут ради жизни личной

Чтоб себя не пускать в напряг,

Для комфорта, за просто так

Четвертуется третий лишний,

Словно он наш заклятый враг.
IX

Нас права привели к свободе

И подняли народ с колен,

Их, поднявшихся, звать в народе

Бизнес-леди и бизнесмен.

Может, кто-то и жил по чести,

Но таких не высок полет,

Только тот, кто избрал бесчестье,

Сможет круто пойти на взлет.
X

Это значит: торгуй, чем хочешь,

Только совесть продай сперва,

Да и тело в цене уж очень

И качает свои права.

Наше право — жить жизнью лживой,

Всей душою деньгам служа -

Так за ломаный грош наживы

Продается теперь душа.
XI

Вот такие права нам дали –

Истреблять на земле свой род,

Чтоб мы пили, блудили, лгали

И пускали себя в расход.

Чтоб смогли до скотов скатиться,

Став зверями на двух ногах,

И свободой своей гордиться,

Человечьи имея лица

При звериных своих правах.
17 августа 2003 г. Cергий Киселев, священник.




Учитель: — Пожалуйста, выскажите свою точку зрения: что заставило Сергия Киселева написать такие горькие строки?
(Ответы ребят: моральное состояние современного общества еще очень далеко от совершенства. К сожалению, прогресс не спасает от духовного обнищания. Прошло, как уже сказали, почти три десятка лет после выступления Сахарова, а социальные болезни никуда не делись. Ужасают цифры, свидетельствующие о росте наркомании, проституции, преступности. Количество брошенных детей растет, и «нерожденных» тоже. Мы много добились, но и много еще надо сделать.)
Учитель: — Да, можно много говорить о свободе, о правах, но они ни к чему не приведут, если каждый человек не осознает: «…будущее непредсказуемо и неопределенно, оно творится всеми нами – шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии… Свобода выбора остается за человеком.» (А.Д.Сахаров) А что мы выберем? Ответ – за вами, молодыми.
Очень надеюсь, что все услышанное и сказанное сегодня не пройдет мимо ваших душ. И в одном уверена точно: жизнь, деятельность, личность академика, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова никого из вас не оставит равнодушным.
- В заключение нашей встречи хочу еще раз попросить «поработать» сердцем, душой. Предлагаю вашему вниманию плакаты, связанные одной темой: права человека. Эта коллекция из 69 приглашающих к размышлению рисунков, иллюстрирующих значимость Всеобщей декларации прав человека и важность борьбы за права человека и его неотъемлемые свободы.
Рисунки были предоставлены ведущими художниками более чем из 30 стран всех регионов мира. Некоторые рисунки уже были экспонированы на выставке в Вене (Австрия) по случаю Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, в то время как другие произведения были созданы специально для этой выставки. Выставка экспонировалась в штаб-квартире ООН с 10 декабря 2007 года по 17 января 2008 года.
Я предлагаю вашему вниманию несколько из них. Посмотрите, поразмышляйте и поделитесь своими мыслями.
(Ответы ребят впечатления, мысли, навеянные рисунками.)
- Учитель: — В рамки одного классного часа невозможно, конечно, вместить то огромное, что стоит за именем Андрея Дмитриевича Сахарова. Рассказ о нем мы начали со стихотворения Лидии Чуковской, и закончить я его тоже хочу ее словами:

«Андрей Дмитриевич Сахаров — это, конечно, имя необычайное. И я сейчас постараюсь сказать, как я его вижу. Как я его помню… его голос, его слова, его облик? Как его определить? Определить Сахарова в двух-трех словах? Как определить Сахарова? Я нашла эти определения у Пастернака. Их два.
Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.
И:
Жребий завиден. Я жил и отдал

Душу свою за други своя.
У Пастернака это говорит лейтенант Шмидт перед казнью. Но и Шмидт был вынужден к восстанию, он его не подымал. А Андрей Дмитриевич вообще не проповедовал никаких восстаний. И тем не менее он имел полную возможность и полное право сказать о себе: «Жребий завиден. Я жил и отдал душу свою за други своя».
Лучше не скажешь: «Я жил и отдал душу за други своя»
Учитель: — Спасибо всем за внимание, до новых, не менее интересных и нужных размышлений!

Использованные Интернет – ресурсы
1.http://www.un.org/russian/events/humanrights/2007/udhr.shtml

2.www.un.org/russian/cyberschoolbus/

3. http://www.sakharov-center.ru/sakharov/

4.http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html

5. http://adsakharov.narod.ru/Sakharov_picture_tour/ADS_LKCh.htm

6.http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/sakharov.htm