ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОТИВИРОВАННОСТЬ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Актуальность темы работы заключается в следующем. Во-первых, мотивированность к учебе – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Во-вторых, высокий уровень мотивации обучения необходим для достижения успехов в учебной деятельности студентов ВУЗов. В-третьих, социальная роль университета как ведущего учебновоспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности человека, обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе мотивированности к учебе в стенах ВУЗа.
Задачами работы являются:
1) рассмотрение теоретических и методологических основ изучения
процесса мотивированности к учебе студентов ВУЗов;
2) разработка программы и проведение комплексного социологопсихологического исследования по оценке состояния мотивации к учебе студентов НИУ «БелГУ»;
3) проведение комплексного анализа результатов социологопсихологического исследования мотивированности к учебе студентов.
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из них является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. В настоящее время феномен мотивации является объектом рассмотрения различных научных направлений, каждое из которых выделяет в нем свой предмет.
В социологии мотивация выступает как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей, либо целей группы. С точки зрения психологии, мотивация – это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности. В педагогике под мотивацией понимают общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Существует большое разнообразие определений понятия «мотив». Рассмотрим некоторые из них.
1. Мотив – осознанное побуждение к деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить потребности
2. Мотив – это материальный или идеальный предмет
, достижение
которого выступает смыслом деятельности
3. Мотив можно определить как «средство, с помощью которого
личность, находясь в той или иной ситуации, объясняет свое поведение, т.е.
отражает свое отношение к ситуации и объектам».
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо заметить, что понятие мотив очень тесно связано с понятиями цели и потребности. Эти понятия взаимодействуют в личности каждого человека, образуя то, что принято называть «мотивационной сферой». Стремление учиться заложено в природе человека. Как биологическому существу, человеку нужны новые знания и умения для выживания, как социальному – для воссоединения с социумом, в качестве фактора социализации, в психологическом смысле человек может повысить свою адекватность и компетентность только через обучение, добиваясь роста самооценки и в итоге, получая самоутверждение своей сущности. Главная задача учебной мотивации – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента. Мотивированность обучаемых – это их заинтересованное отношение в процессе обучения к совершенствованию своих знаний и общей культуры.
Актуальность социологического исследования вызвана следующими обстоятельствами. Во-первых, слабой актуализованностью потребностной сферы личности в целом и ее подсистемы – мотивационной сферы – у современных студентов. Ведь очень важно понимать и оценивать роль мотивов учебной деятельности, как механизма личностного смыслообразования и его влияния на успешность будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, необоснованностью, ошибочностью профессионального выбора, который делают абитуриенты при поступлении в высшее учебное заведение, что в свою очередь приводит к их последующему разочарованию в избранной специальности. Это снижает их мотивированность к учебе. В-третьих, возрастанием требований современного общества к уровню профессиональной подготовленности кадров в значительной степени актуализируют проблему мотивированности к учебе студентов, поскольку профессиональные намерения для значительной части учащихся ВУЗов зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах или возможностям высших учебных заведений данного региона по подготовке по ним. Зачастую абитуриенты выбирают специальность, исходя из своих собственных представлений о жизненном успехе, из ее звучного иностранного названия, из ее престижности среди ближайшего окружения оптанта и других малозначимых аргументов. В-четвертых, отсутствием у представителей власти четкого представления о путях реформирования отечественной экономики и социальных институтов, а также о приоритетных направлениях формирования эффективной кадровой политики государства. Об этом свидетельствует рост естественной, структурной, фрикционной и циклической безработицы на рынке труда. Вследствие чего система
образования оказывается в ситуации неопределенности, не имея при этом четких ориентиров и направлений для своего совершенствования, а это в свою очередь влияет на мотивированность к учебе студентов ВУЗов.
В данном исследовании при сборе исходных данных используется метод анкетирования, поэтому его инструментом будет анкета, состоящая из вопросов, соответствующих выбранной теме, цели и задачам исследования. Анкета состоит из 12 закрытых и 4 открытых вопроса.