Файл: I. Отрасль в условиях рынка Тема 1 Отрасль в условиях национальной экономики. План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- уплачиваются штрафы в случае занижения прибыли.

2) Фонд потребления – финансируются социальные программы и материальное стимулирование работников:

- выплата премий, не связанных с производственной деятельностью;

- оказание материальной помощи;

- оплата путевок.

3. Резервный фонд – для покрытия непредвиденных потерь и убытков.

Принципы распределения прибыли:

1. Прибыль распределяется между государством и предприятием.

2. Часть прибыли, забираемая государством, поступает в бюджет в виде налогов и сборов.

3. Предприятие должно быть заинтересовано в остаточной прибыли.

4. Прибыль сначала направляется на накопление, а в остаточной части на потребление.

5. Порядок распределения прибыли закрепляется в Уставе.

Т.о. чистая прибыль используется на:

1.Текущие затраты на производство и реализацию продукции.

2.Инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением, техническим обновлением.

3.Образование денежных фондов и резервов.

4.Выплата дивидендов.

5.Благотворительные цели и спонсорство.

6.Удовлетворение потребительских и социальных нужд.

7.Финансирование социально-культурной сферы.

4. Рентабельность доходность, прибыльность; показатель экономической эффективности производства, который отражает конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для использования прибыли.

Рентабельностьэто относительный показатель деятельности предприятия, определяет прибыль относительно затрат на ее получение; выражается в процентах. Рентабельность показывает, сколько рублей прибыли принес каждый рубль, вложенный в производство продукции. Она рассчитывается как отношение прибыли к затратам либо к объему реализации. Могут быть выделены показатели рентабельности, характеризующие уровень прибыльности капитала (всех активов), собственного капитала, производства продукции, продаж, прибыльности акций и т.д.. Для оценки эффективности предприятия используются следующие показатели:

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – определяется отношением прибыли (валовой, налогооблагаемой, чистой) к полной себестоимости реализуемой продукции:


Рентабельность производства продукции (затрат) =Прибыль / Себестоимость * 100%.

Рентабельность продаж – определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли к сумме полученной выручки.

Рентабельность капитала – исчисляется отношением прибыли (балансовой, валовой, чистой) к среднегодовой сумме собственных средств.

Можно также рассчитать рентабельность отдельных видов продукции: отношение прибыли от реализации к полной себестоимости.

Т.о. показатели рентабельности позволяют судить о экономической деятельности предприятия, возможностях расширения производства за счет собственных накоплений, наметить пути повышения прибыльности и рентабельности.

Раздел 5. Маркетинговая деятельность на предприятии

Тема 5.1 Маркетинг, его основы и концепции

План:

1. Понятие маркетинга. План маркетинга.

2. Концепции маркетинга.

3. Комплекс маркетинга.
1.Маркетинг представляет собой процесс планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг. При составлении плана маркетинга необходимо учитывать потребности потребителей и динамику рыночной конъюнктуры.

В план маркетинга, как правило, включаются следующие вопросы:
-цели и стратегии маркетинга;
-ценообразование;

-схема распространения товаров;
-методы стимулирования продаж (сбыта);

-организация послепродажного обслуживания клиентов;
-
реклама;

-формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Первоначально намечаются цели маркетинга.

Ценообразование осуществляется, исходя из:
- себестоимости продукции;
- цены конкурентов на аналогичный товар;
- уникальных свойств товара;
- спроса на данный товар.

Важным элементом плана маркетинга являетсясхема распространения товаров, т.е. организация каналов сбыта. Канал сбыта — путь, по которому товары движутся от производителя к потребителям. Уровень канала сбыта — это любой посредник, выполняющий ту или иную работу по приближению товара к конечному потребителю. Посредником при одноуровневом канале на рынке потребительских товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаров промышленного назначения —

агент по сбыту или брокер. При двухуровневом канале посредниками на рынке потребитель­ских товаров становятся оптовый и розничный торговцы, а на рынке промышленных товаров — промышленный дистрибьютор и дилер. При трехуровневом канале появляется еще один посредник - мелкий оптовик.

Методы стимулирования продаж (сбыта) являются еще одним элементом плана маркетинга.

Стимулирование сбыта — это разнообразные действия, способствующие совершению покупки. К ним относится стимулирование:

1) потребителей;

2) сферы торговли;

3)торгового персонала фирмы.

План маркетинга содержит также мероприятия по организации послепродажного обслуживания клиентов, включая гарантийное и постгарантийное обслуживание, доставку, упаковку и т.д/ Многообразие видов рекламы можно свести к пяти видам: информативная;

избирательная (на определенный сегмент);

сравнительная;

напоминающая;

подкрепляющая.

Задачаформирования общественного мнения о фирме и товарахрешается путем проведения презентаций ивыставок, использования рекламы (престижной, фирменной, корпоративной), оказания консультативных услуг.


2. При определении стратегии маркетинга необходимо исходить из пяти возможных концепций маркетинговой деятельности:

1) производственная — концепция совершенствования производства, утверждающая, что товары и услуги фирмы найдут, сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны по цене;

2) товарная — концепция совершенствования товара, утверждающая, что на рынке найдут сбыт товары и услуги, отличающиеся наивысшим качеством, лучшими характеристиками и эксплуатационными показателями;

3)сбытовая — концепция интенсификации коммерческих усилий, утверждающая, что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные усилия на сферу сбыта и стимулирование продаж;

4) потребительская — традиционная маркетинговая концепция, утверждающая, что товары и услуги найдут сбыт на рынке,
если фирма правильно определит нужды и потребности целевых рынков и удовлетворит их более эффективно и продуктивно, чем конкуренты;

5)социально-этическая — концепция, состоящая в применении маркетинга при условии удовлетворения потребностей как покупателей товара, так и общества в целом.


3. Основополагающими элементами комплекса маркетинга являются:
-доля рынка:

-сегментирование рынка;
-позицнирование товара.

Доля рынка фирмы —это часть рынка отрасли, которая используется фирмой для продажи своих товаров.
Сегментирование рынка состоит в разделении обшей совокупности потребителей на определенные группы покупателей (сегменты), различающиеся по целому ряду факторов (социальное положение, уровень доходов, профессия, семейное положение, возраст и т.д.) и имеющие сходные потребительские запросы и предпочтения.

Позиционирование товара — мероприятия по продвижению товара на рынок и обеспечению конкурентоспособного положения.

Раздел 5. Маркетинговая деятельность на предприятии.

Тема 5.2. Качество и конкурентоспособность продукции
План:

1.Понятие качества продукции. Показатели качества.

2. Функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, показатели качества продукции. Конкурентоспособность продукции.

3.Система качества.
1. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Свойство продукции - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, потреблении. Свойства продукции выражаются показателями качества – количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, область применения, условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и включена в Общероссийский классификатор продукции.

Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, образующие качество продукции. Они подразделяются на:

- функциональные;

- ресурсосберегающие;

- природоохранные.
2. Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющих

-функциональную пригодность продукции (грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость, калорийность, производительность);

-надежность (безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, восстанавливаемость);

-эргономичность (гигиенические, антропометрические, психологические, психофизические показатели),


-эстетичность (рациональность формы, сохранность товарного вида, художественная выразительность, совершенство производственного исполнения).
Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Они подразделяются на:

-показатели технологичности: особенности состава и структуры продукции, влияющие на затраты сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и ее потребления (эксплуатации).

-показатели ресурсопотребления: затраты сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.
Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду:

-показатель безопасности при потреблении, эксплуатации, транспортировки, хранении, утилизации продукции;

-показатель экологичности- вредные воздействия при производстве, монтаже, потреблении или эксплуатации продукции.

Важнейшим показателем качества продукции является показатель конкурентоспособности, который выражается отношением качества продукции к цене потребления. Оценка конкурентоспособности продукции производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.
3. Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества» - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и охватывает все стадии «петли качества»:

1) маркетинг, поиск, изучение рынка;

2)проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;

3)материально-техническое снабжение;

4)подготовка и разработка технических процессов;

5)производство;

6)контроль, проведение испытаний и обследований;

7)упаковка и хранение;

8)реализация и распределение продукции;

9)монтаж и эксплуатация;

10)техническая помощь и обслуживание;