Файл: I. Отрасль в условиях рынка Тема 1 Отрасль в условиях национальной экономики. План.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сырьевая база предприятия обеспечивается ресурсами через товарно-сырьевые биржи, аукционы, прямые связи, конкурсы, спонсорство. Собственное производство.
3. Ресурс повышения эффективности промышленного производства (рост объема выпускаемой продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости) заключается в рациональном использовании всех типов материальных ресурсов: сырья, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.. Ресурсосбережение является одним из самых надежных путей развития экономики любого общества. Вопросам ресурсосбережения наша промышленность внимания уделяет недостаточно и положение с экономным расходованием ресурсов удовлетворительным считать нельзя. Производственные отношения в условиях рынка, частная собственность, вызывающие неизбежность рачительного отношения к расходованию всех видов ресурсов, внедрение прогрессивных научно-технических достижений, малоотходных и безотходных технологий могут изменить положение к лучшему. В условиях развитого рынка снижение материалоемкости продукции при установившихся объемах ее производства и реализации по стабильным ценам является основным источником увеличения прибыли.
Мероприятия по ресурсосбережению делят на производственно-технические (конструктивные и технологические ) и организационно-экономические.
Конструктивные мероприятия – направлены на изменение конструкции продукции с целью уменьшения ее материалоемкости при сохранении или даже улучшении эксплуатационных параметров. К основным конструктивным мероприятиям относятся: ликвидация завышенных запасов прочности отдельных деталей и узлов, использование прогрессивных материалов, в т.ч. синтетических, многокомпозитных, повышение надежности и долговечности.
Технологические процессы – улучшение подготовки сырья и материалов, интенсификация технологических процессов (устранение промежуточных стадий, применение заготовок, максимально приближающихся по конфигурации и размерам к из8отовленным деталям), использование химических, электроэрозийных, лазерных методов обработки, новых машин и агрегатов, робототехнических устройств т.д..
К организационно-экономическим факторам относят:
- улучшение нормирования материально-технических ресурсов;
- совершенствование организации производства и углубление специализации;
- организация утилизации производственных и бытовых отходов;
- усиление материальной заинтересованности работников в экономном расходовании ресурсов.
Норма – предельно допустимая величина расхода материальных ресурсов на единицу продукции. Снижение норм возможно лишь при использовании более прогрессивных технологических процессов и технических средств.
В некоторых отраслях промышленности (металлургическая, целлюлозно-бумажная) важным является деление используемого сырья на первичное и вторичное, а также его классификация по качественным признакам. Одно из важнейших направлений повышения эффективности использования материальных ресурсов состоит в использовании вторичных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В каждой тонне выплавленной стали 52% составляет металлолом, себестоимость такой продукции в 20 раз меньше, чем сваренной полностью из чугуна. Существенным резервом сырья для производства может служить использование промышленных отходов. Отходы горнодобывающей промышленности по своим физико-механическим свойствам пригодны как сырье для производства большинства строительных материалов: цемента, щебня, песка, извести, кирпича и т.д., однако на эти цели используется лишь 5%отходов, а неиспользованная масса поступает в отвалы и накопители, загрязняя сельхозугодья, поверхностные и подземные воды, воздушный бассейн.
Рациональное использование сырья, материалов, топлива и энергии – один из важнейших путей повышения эффективности производства.
Раздел II. Организация (предприятие) в условиях рынка.
Тема 2.1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной
экономике.
План:
1. Цели функционирования и признаки предприятия.
2. Классификация предприятий.
3. Понятие юридического лица. Фирма.
4. Предпринимательская деятельность и ее виды.
5. Организационно-правовые формы предприятия.
1. На всех этапах развития экономики основным ее звеном всегда являлось предприятие. На предприятии осуществляется производство продукции и происходит связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, которая остается у него после уплаты всех налогов.
В ГК РФ дается такое определение предприятия: предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем для производства продукции в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.
Если предприятие имеет свой расчетный счет в банке, заключает сделки и договоры, но при этом существует за счет государства или другого предприятия, то речь идет только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. Началом экономической самостоятельности является выделение предприятия в юридическое лицо.
Только государственные предприятия имеют право производить оружие, вырабатывать сильнодействуюшие яды и наркотики, обрабатывать руды, содержащие драгоценные и радиоактивные вещества, печатать денежные знаки.
Признаки предприятия:
1. Организационное единство: предприятие – это организованный коллектив работников со своим порядком управления, который отражен в учредительных документах.
2. Обособленное имущество: предприятие имеет собственность, которую оно приобретает, использует, продает и платит налог с имущества.
3. Имущественная ответственность: предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
4. Предприятие действует под своим именем.
Рыночные отношения требуют разумного сочетания в получении прибыли и удовлетворении общественных потребностей. Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель должен иметь четкую цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянных заказов на продукцию. Производство продукции необходимо обеспечить материальными ресурсами (сырье, материалы, топливо). Начиная новое дело необходимо подумать о возможностях пополнения своего капитала. Все эти вопросы отражаются в бизнес-плане предприятия. Важнейшими задачами предприятия являются: выплата персоналу социально-справедливой заработной платы, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста.
Эффективность работы предприятия зависит от:
-изменения коньюктуры (соотношения между спросом и предложением) рынка;
-от изменения политической обстановки в стране;
-от уровня инфляции в стране;
-от ситуации на мировом рынке.
3. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в своем хозяйственном ведении имущество, отвечает по обязательствам этим имуществом, может выступать истцом или ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету. Юридические лица различаются по своим масштабам, отраслевой принадлежности, уровнем развития и автоматизации производства, но
все юридические лица имеют своюпечать, название, расчетный счет, учредительные документы и бухгалтерский баланс.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании:
-либо устава;
-либо учредительного договора и устава;
-либо только учредительного договора.
Уставный фонд – зафиксированная сумма основного и оборотного капиталов предприятия. Государство, как правило, устанавливает минимальный размер уставного фонда.
Многие предприятия входят в состав тех или иных фирм. Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают.
Все юридические лица можно, в зависимости от целей, разделить на:
1. коммерческие – у которых главной целью является получение прибыли;
2. некоммерческие - это религиозные и общественные объединения и организации,
благотворительные фонды.
4. Предпринимательство - это самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли от использования имущества и выполнения работ, которая осуществляется лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя.
Сущность предпринимательства проявляется в следующем:
1. Предприниматель берет на себя ответственность по соединению факторов производства в
один производственный процесс (оборудование + рабочая сила + сырье и материалы).
2. Экономическая заинтересованность (получение максимальной прибыли).
3. Хозяйственный риск и ответственность.
Для предпринимательства необходимы экономические, социальные и правовые условия.
Экономические условия- это спрос и предложение товаров, количество рабочих мест. Уровень заработной платы.
Социальные условия- это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие вкусам и моде. Предприниматель решает социальные вопросы своих сотрудников, организует их обучение (переобучение) и стажировку.
Правовые условия- это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, упрощающих процедуру регистрации предприятия, совершенствующих налогообложение.
Предпринимательство может осуществляться в 2-х формах:
1.Индивидуальная форма (ИП)- осуществляется гражданином в рамках закона.
2. Коллективная форма (ООО) – деятельность которой определена и зафиксирована в учредительных документах.
Вида предпринимательства:
Производственное - производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей, подлежащих последующей реализации (функция производства в этом виде предпринимательства является основной и обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия);
Коммерческое - суть составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. При коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами для выпуска продукции, достаточно определить что покупать, что перепродавать и где (коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20-30% затрат).
Финансовое – разновидность коммерческого предпринимательства, где объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги (финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% для краткосрочной и 10-15% для долгосрочной сделки).
Страховое – форма финансового предпринимательства, когда предпринимательский доход составляет страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
Посредническое – проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны, за оказание подобной услуги предприниматель и получает доход.
Таким образом, все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с экономическим риском.
Задания и упражнения:
1. Вопросы № 2,5 – самостоятельное изучение.
2. Обсудить вопросы: понятие и классификация предприятий,
организационно-правовые формы предприятий,
сущность и основные черты предпринимательской деятельности,
виды предпринимательства и их особенности.
3. Решить тест № 2 «Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике».
4.Определите ответственность предприятий различных организационно-правовых