Файл: I. Отрасль в условиях рынка Тема 1 Отрасль в условиях национальной экономики. План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стоимость готовой продукции и законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону. Объем товарной продукции измеряется по формуле:

ТП = Тг + Тк + Тп + Ф,

где Тг –стоимость готовых изделий, товаров, услуг, предназначенных для реализации на сторону;

Тк-стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;

Тп – стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону;

Ф – стоимость основных фондов собственного производства.
Объем валовой продукции включает общий объем работ, наме­ченных к выполнению или выполненных независимо от места на­хождения потребителя и степени готовности продукции
ВП = ТП + (Нкп – Ннп) + (Икп –Инп),

где Нкп, Ннп – стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно;

Икп, Инп – стоимость специального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственного изготовления на конец и начало периода соответственно.

Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.
Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия:
РП = ТП + (Рнп –Ркн) + (Тхнп – Тхкп),

где Рнп, Ркн – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно;

Тхнп, Тхкп – стоимость продукции, находящейся на ответственном хранении у покупателя на начало и конец периода соответственно.

Если остатки продукции на начало и на конец года одинаковые, то ТП=РП

Т.о. к реализованной продукции относят:

- готовую продукцию для реализации;

- полуфабрикаты собственного изготовления;


- работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону за деньги;

- продукция вспомогательных хозяйств, предназначенная для отпуска на сторону.
Пример. Товарная продукция составляет 1 млн руб. Остатки незавершенного производства на конец периода составили 300 тыс.руб., на начало периода – 100 тыс.руб.

Валовая продукция = 1000 – 100 + 300 = 1200 тыс. руб.

При уменьшении остатков незавершенного производства товарная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составляло 300, а на конец 100 тыс. руб., то валовая продукция составит 800 тыс. руб.

(1000-300+100)
2. Производственная мощность предприятия (Мп) — это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание, ус­луг) за определенный отрезок времени при полном использовании производствен­ного оборудования и площадей.

Производственная мощность пред­приятия устанавливается по мощности его основных цехов (оборудованию, являющемуся основ­ным в технологическом и экономическом отношении). Например, мощность машиностроительного завода исчисляется на основе годового производства машин, обо­рудования, запасных частей.

Чтобы рассчитать производственную мощность необходимо знать три показателя (основных элемента):

1)К – это количество и состав оборудования, которое рассчитывается по той же формуле, что и среднегодовая стоимость основных фондов;

2)В – время работы оборудования, которое рассчитывается по- разному для непрерывного и прерывного производства:

а) для прерывного – (количество дней, отработанных на предприятии в году * количество рабочих часов в сутки) – время ремонта оборудования;

б) для непрерывного - (количество дней в году * количество часов в сутки 365*24) – время ремонта оборудования.

Режим работы предприятия определяется на основе календарного (Тк), номинального (Тн), планового (эффективного) (Тп) фонда рабочего времени:

Тп = [(Тк - В- П) Сtсм ] - Ткр ,

где Тк— календарный фонд времени работы оборудования, дни;

Вколичество выходных дней в году;

П— количество праздничных дней в году;



С— количество смен;

tсм— продолжительность смены, час;

Ткр время, затрачиваемое на плановый ремонт, наладку, мон­таж, техническое обслуживание, час.
3)Н – норма производительности на данном предприятии.
Мп = К *В *Н
Помимо основной формулы расчета производственной мощности существуют показатели ее эффективности:
-входная производственная мощность - определяется на начало планируемого периода ( );

-выходная производственная мощность устанавливается на конец планируемого пери­ода (Мвых = М + Мвв – Мвыб);

-среднегодовая, служащая основой для расчета производствен­ной программы

-коэффицент производственной мощности определяется как отношение объема произведенной продукции за год к среднегодовой производственной мощности.

Задания и упражнения.
1. Ответьте на вопросы:

- порядок определения производственной программы

- измерители и показатели объема производства

- понятие и порядок расчета производственной мощности.
2. Решите задачи: № 2,4 – для студентов, имеющих четные номера по журналу

3,5 - для студентов, имеющих нечетные номера по журналу.
3. Для подготовки к практическому занятию повторите темы 2.2 - 2.4.


Решение задач по теме 2.4. «Производственная программа и производственная мощность предприятия».
Задача № 2. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных:


Показатели

Сумма, руб.

1.Выпущено изделий для реализации на сторону

44185

2.Прочая продукция для реализации на сторону

1915

3.Стоимость выполненных на сторону работ

750

4. Стоимость полуфабрикатов для реализации на сторону

450

5. Стоимость основных фондов собственного производства

500

6. Стоимость материалов заказчика, поступивших в промышленную обработку

200

7. Стоимость полуфабрикатов собственного производства, специального инструмента для собственных нужд

- на начало периода

- на конец периода



500

250

8. Стоимость незавершенного производства

- на начало периода

- на конец периода


50

100

9. Остатки готовой продукции на складах

- на начало периода

- на конец периода


280

260




Задача № 3. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных:

-стоимость готовых изделий для реализации на сторону – 59,5 тыс. руб.;

-стоимость оказанных услуг на сторону – 10,5 тыс. руб.;

-стоимость незавершенного производства

на начало периода - 15,9 тыс. руб.;

на конец периода - 4,4 тыс. руб.;

-стоимость (остатки) готовой продукции на складах

на начало периода -13,0 тыс. руб.;

на конец периода -20,7 тыс. руб. -
Задача № 4. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных: произведено продукции для реализации на сумму 50 тыс. руб.; оказано услуг на сторону на сумму 1,5 тыс. руб.; произведено полуфабрикатов для реализации на сторону на сумму 0,9 тыс. руб.; произведено полуфабрикатов для собственных нужд на сумму 20,2 тыс. руб.; остаток инструмента собственного изготовления для своих нужд составил: на начало года – 3,4 тыс. руб.; на конец года – 4, 8 тыс. руб..
Задача № 5. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции по следующим данным:


Показатели

Сумма, тыс.руб.

1.Готовая к реализации продукция

600,0

2. Остатки готовой продукции на складах

- на начало периода

- на конец периода


40,4

98,2

3. Незавершенное производство:

- на начало периода

- на конец периода


38,3

15,4

4. Услуги, оказанные сторонним организациям

12,0

5. Полуфабрикаты, произведенные для собственных нужд

9,8


Ответы.
Задача № 2: Тп = 47800 руб., Вп = 47800 руб., Рп = 47820 руб..

Задача № 3: Тп = 70,0 тыс. руб., Вп = 58,5 тыс. руб., Рп = 62,3 тыс. руб..

Задача № 4. Тп = 52,4 тыс. руб., Вп = 74,0 тыс. руб., Рп = 52,4 тыс. руб..

Задача № 5. Тп = 224,4 тыс. руб., Вп = 277,0 тыс. руб., Рп = 224,0 тыс. руб..
Раздел III. Экономические ресурсы организации (предприятия).

Тема 3.1. « Имущество и капитал организации (предприятия).
План:


1.Уставный капитал.

2.Имущество предприятия.

1. Уставный капитал представляет собой сумму денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия. Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется при государственной регистрации предприятия в его учредительных документах.

Минимальный размер уставного капитала регламентируется законодательством:

- в открытом АО он не может быть менее 1000 МРОТ;

- в закрытом АО и ООО – не менее 100 МРОТ.

Максимальный размер уставного капитала законодательством не регламентируется.

В оплату уставного капитала могут поступать денежные и имущественные взносы.

К имущественным взносам относятся:

1) здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие мат.ценности;

2) имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т.п.);

3) интеллектуальная собственность;

4) ценные бумаги;

5) средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).

Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость предприятию, служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами. Т.о. уставный капитал выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг, согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.

2. Имущество предприятия – совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности.

К материальным активам относятся: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция.

К финансовым активам относятся: кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.

Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию предприятия, пакеты документов, ноу-хау и иные виды интеллектуальной собственности, авторские права на пользование ресурсами.