Файл: I. Отрасль в условиях рынка Тема 1 Отрасль в условиях национальной экономики. План.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стоимость готовой продукции и законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону. Объем товарной продукции измеряется по формуле:
ТП = Тг + Тк + Тп + Ф,
где Тг –стоимость готовых изделий, товаров, услуг, предназначенных для реализации на сторону;
Тк-стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;
Тп – стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону;
Ф – стоимость основных фондов собственного производства.
Объем валовой продукции включает общий объем работ, намеченных к выполнению или выполненных независимо от места нахождения потребителя и степени готовности продукции
ВП = ТП + (Нкп – Ннп) + (Икп –Инп),
где Нкп, Ннп – стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно;
Икп, Инп – стоимость специального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственного изготовления на конец и начало периода соответственно.
Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.
Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия:
РП = ТП + (Рнп –Ркн) + (Тхнп – Тхкп),
где Рнп, Ркн – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно;
Тхнп, Тхкп – стоимость продукции, находящейся на ответственном хранении у покупателя на начало и конец периода соответственно.
Если остатки продукции на начало и на конец года одинаковые, то ТП=РП
Т.о. к реализованной продукции относят:
- готовую продукцию для реализации;
- полуфабрикаты собственного изготовления;
- работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону за деньги;
- продукция вспомогательных хозяйств, предназначенная для отпуска на сторону.
Пример. Товарная продукция составляет 1 млн руб. Остатки незавершенного производства на конец периода составили 300 тыс.руб., на начало периода – 100 тыс.руб.
Валовая продукция = 1000 – 100 + 300 = 1200 тыс. руб.
При уменьшении остатков незавершенного производства товарная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составляло 300, а на конец 100 тыс. руб., то валовая продукция составит 800 тыс. руб.
(1000-300+100)
2. Производственная мощность предприятия (Мп) — это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание, услуг) за определенный отрезок времени при полном использовании производственного оборудования и площадей.
Производственная мощность предприятия устанавливается по мощности его основных цехов (оборудованию, являющемуся основным в технологическом и экономическом отношении). Например, мощность машиностроительного завода исчисляется на основе годового производства машин, оборудования, запасных частей.
Чтобы рассчитать производственную мощность необходимо знать три показателя (основных элемента):
1)К – это количество и состав оборудования, которое рассчитывается по той же формуле, что и среднегодовая стоимость основных фондов;
2)В – время работы оборудования, которое рассчитывается по- разному для непрерывного и прерывного производства:
а) для прерывного – (количество дней, отработанных на предприятии в году * количество рабочих часов в сутки) – время ремонта оборудования;
б) для непрерывного - (количество дней в году * количество часов в сутки 365*24) – время ремонта оборудования.
Режим работы предприятия определяется на основе календарного (Тк), номинального (Тн), планового (эффективного) (Тп) фонда рабочего времени:
Тп = [(Тк - В- П) Сtсм ] - Ткр ,
где Тк— календарный фонд времени работы оборудования, дни;
В — количество выходных дней в году;
П— количество праздничных дней в году;
С— количество смен;
tсм— продолжительность смены, час;
Ткр — время, затрачиваемое на плановый ремонт, наладку, монтаж, техническое обслуживание, час.
3)Н – норма производительности на данном предприятии.
Мп = К *В *Н
Помимо основной формулы расчета производственной мощности существуют показатели ее эффективности:
-входная производственная мощность - определяется на начало планируемого периода ( );
-выходная производственная мощность устанавливается на конец планируемого периода (Мвых = М + Мвв – Мвыб);
-среднегодовая, служащая основой для расчета производственной программы
-коэффицент производственной мощности определяется как отношение объема произведенной продукции за год к среднегодовой производственной мощности.
Задания и упражнения.
1. Ответьте на вопросы:
- порядок определения производственной программы
- измерители и показатели объема производства
- понятие и порядок расчета производственной мощности.
2. Решите задачи: № 2,4 – для студентов, имеющих четные номера по журналу
3,5 - для студентов, имеющих нечетные номера по журналу.
3. Для подготовки к практическому занятию повторите темы 2.2 - 2.4.
Решение задач по теме 2.4. «Производственная программа и производственная мощность предприятия».
Задача № 2. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных:
Задача № 3. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных:
-стоимость готовых изделий для реализации на сторону – 59,5 тыс. руб.;
-стоимость оказанных услуг на сторону – 10,5 тыс. руб.;
-стоимость незавершенного производства
на начало периода - 15,9 тыс. руб.;
на конец периода - 4,4 тыс. руб.;
-стоимость (остатки) готовой продукции на складах
на начало периода -13,0 тыс. руб.;
на конец периода -20,7 тыс. руб. -
Задача № 4. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных: произведено продукции для реализации на сумму 50 тыс. руб.; оказано услуг на сторону на сумму 1,5 тыс. руб.; произведено полуфабрикатов для реализации на сторону на сумму 0,9 тыс. руб.; произведено полуфабрикатов для собственных нужд на сумму 20,2 тыс. руб.; остаток инструмента собственного изготовления для своих нужд составил: на начало года – 3,4 тыс. руб.; на конец года – 4, 8 тыс. руб..
Задача № 5. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции по следующим данным:
Ответы.
Задача № 2: Тп = 47800 руб., Вп = 47800 руб., Рп = 47820 руб..
Задача № 3: Тп = 70,0 тыс. руб., Вп = 58,5 тыс. руб., Рп = 62,3 тыс. руб..
Задача № 4. Тп = 52,4 тыс. руб., Вп = 74,0 тыс. руб., Рп = 52,4 тыс. руб..
Задача № 5. Тп = 224,4 тыс. руб., Вп = 277,0 тыс. руб., Рп = 224,0 тыс. руб..
Раздел III. Экономические ресурсы организации (предприятия).
Тема 3.1. « Имущество и капитал организации (предприятия).
План:
1.Уставный капитал.
2.Имущество предприятия.
1. Уставный капитал представляет собой сумму денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия. Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется при государственной регистрации предприятия в его учредительных документах.
Минимальный размер уставного капитала регламентируется законодательством:
- в открытом АО он не может быть менее 1000 МРОТ;
- в закрытом АО и ООО – не менее 100 МРОТ.
Максимальный размер уставного капитала законодательством не регламентируется.
В оплату уставного капитала могут поступать денежные и имущественные взносы.
К имущественным взносам относятся:
1) здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие мат.ценности;
2) имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т.п.);
3) интеллектуальная собственность;
4) ценные бумаги;
5) средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).
Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость предприятию, служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами. Т.о. уставный капитал выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг, согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.
2. Имущество предприятия – совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности.
К материальным активам относятся: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция.
К финансовым активам относятся: кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.
Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию предприятия, пакеты документов, ноу-хау и иные виды интеллектуальной собственности, авторские права на пользование ресурсами.
ТП = Тг + Тк + Тп + Ф,
где Тг –стоимость готовых изделий, товаров, услуг, предназначенных для реализации на сторону;
Тк-стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия;
Тп – стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону;
Ф – стоимость основных фондов собственного производства.
Объем валовой продукции включает общий объем работ, намеченных к выполнению или выполненных независимо от места нахождения потребителя и степени готовности продукции
ВП = ТП + (Нкп – Ннп) + (Икп –Инп),
где Нкп, Ннп – стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно;
Икп, Инп – стоимость специального инструмента, полуфабрикатов, приспособлений собственного изготовления на конец и начало периода соответственно.
Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад готовых изделий.
Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия:
РП = ТП + (Рнп –Ркн) + (Тхнп – Тхкп),
где Рнп, Ркн – стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно;
Тхнп, Тхкп – стоимость продукции, находящейся на ответственном хранении у покупателя на начало и конец периода соответственно.
Если остатки продукции на начало и на конец года одинаковые, то ТП=РП
Т.о. к реализованной продукции относят:
- готовую продукцию для реализации;
- полуфабрикаты собственного изготовления;
- работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону за деньги;
- продукция вспомогательных хозяйств, предназначенная для отпуска на сторону.
Пример. Товарная продукция составляет 1 млн руб. Остатки незавершенного производства на конец периода составили 300 тыс.руб., на начало периода – 100 тыс.руб.
Валовая продукция = 1000 – 100 + 300 = 1200 тыс. руб.
При уменьшении остатков незавершенного производства товарная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составляло 300, а на конец 100 тыс. руб., то валовая продукция составит 800 тыс. руб.
(1000-300+100)
2. Производственная мощность предприятия (Мп) — это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание, услуг) за определенный отрезок времени при полном использовании производственного оборудования и площадей.
Производственная мощность предприятия устанавливается по мощности его основных цехов (оборудованию, являющемуся основным в технологическом и экономическом отношении). Например, мощность машиностроительного завода исчисляется на основе годового производства машин, оборудования, запасных частей.
Чтобы рассчитать производственную мощность необходимо знать три показателя (основных элемента):
1)К – это количество и состав оборудования, которое рассчитывается по той же формуле, что и среднегодовая стоимость основных фондов;
2)В – время работы оборудования, которое рассчитывается по- разному для непрерывного и прерывного производства:
а) для прерывного – (количество дней, отработанных на предприятии в году * количество рабочих часов в сутки) – время ремонта оборудования;
б) для непрерывного - (количество дней в году * количество часов в сутки 365*24) – время ремонта оборудования.
Режим работы предприятия определяется на основе календарного (Тк), номинального (Тн), планового (эффективного) (Тп) фонда рабочего времени:
Тп = [(Тк - В- П) Сtсм ] - Ткр ,
где Тк— календарный фонд времени работы оборудования, дни;
В — количество выходных дней в году;
П— количество праздничных дней в году;
С— количество смен;
tсм— продолжительность смены, час;
Ткр — время, затрачиваемое на плановый ремонт, наладку, монтаж, техническое обслуживание, час.
3)Н – норма производительности на данном предприятии.
Мп = К *В *Н
Помимо основной формулы расчета производственной мощности существуют показатели ее эффективности:
-входная производственная мощность - определяется на начало планируемого периода ( );
-выходная производственная мощность устанавливается на конец планируемого периода (Мвых = М + Мвв – Мвыб);
-среднегодовая, служащая основой для расчета производственной программы
-коэффицент производственной мощности определяется как отношение объема произведенной продукции за год к среднегодовой производственной мощности.
Задания и упражнения.
1. Ответьте на вопросы:
- порядок определения производственной программы
- измерители и показатели объема производства
- понятие и порядок расчета производственной мощности.
2. Решите задачи: № 2,4 – для студентов, имеющих четные номера по журналу
3,5 - для студентов, имеющих нечетные номера по журналу.
3. Для подготовки к практическому занятию повторите темы 2.2 - 2.4.
Решение задач по теме 2.4. «Производственная программа и производственная мощность предприятия».
Задача № 2. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных:
Показатели | Сумма, руб. |
1.Выпущено изделий для реализации на сторону | 44185 |
2.Прочая продукция для реализации на сторону | 1915 |
3.Стоимость выполненных на сторону работ | 750 |
4. Стоимость полуфабрикатов для реализации на сторону | 450 |
5. Стоимость основных фондов собственного производства | 500 |
6. Стоимость материалов заказчика, поступивших в промышленную обработку | 200 |
7. Стоимость полуфабрикатов собственного производства, специального инструмента для собственных нужд - на начало периода - на конец периода | 500 250 |
8. Стоимость незавершенного производства - на начало периода - на конец периода | 50 100 |
9. Остатки готовой продукции на складах - на начало периода - на конец периода | 280 260 |
Задача № 3. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных:
-стоимость готовых изделий для реализации на сторону – 59,5 тыс. руб.;
-стоимость оказанных услуг на сторону – 10,5 тыс. руб.;
-стоимость незавершенного производства
на начало периода - 15,9 тыс. руб.;
на конец периода - 4,4 тыс. руб.;
-стоимость (остатки) готовой продукции на складах
на начало периода -13,0 тыс. руб.;
на конец периода -20,7 тыс. руб. -
Задача № 4. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции исходя из следующих данных: произведено продукции для реализации на сумму 50 тыс. руб.; оказано услуг на сторону на сумму 1,5 тыс. руб.; произведено полуфабрикатов для реализации на сторону на сумму 0,9 тыс. руб.; произведено полуфабрикатов для собственных нужд на сумму 20,2 тыс. руб.; остаток инструмента собственного изготовления для своих нужд составил: на начало года – 3,4 тыс. руб.; на конец года – 4, 8 тыс. руб..
Задача № 5. Определите объем валовой, товарной и реализованной продукции по следующим данным:
Показатели | Сумма, тыс.руб. |
1.Готовая к реализации продукция | 600,0 |
2. Остатки готовой продукции на складах - на начало периода - на конец периода | 40,4 98,2 |
3. Незавершенное производство: - на начало периода - на конец периода | 38,3 15,4 |
4. Услуги, оказанные сторонним организациям | 12,0 |
5. Полуфабрикаты, произведенные для собственных нужд | 9,8 |
Ответы.
Задача № 2: Тп = 47800 руб., Вп = 47800 руб., Рп = 47820 руб..
Задача № 3: Тп = 70,0 тыс. руб., Вп = 58,5 тыс. руб., Рп = 62,3 тыс. руб..
Задача № 4. Тп = 52,4 тыс. руб., Вп = 74,0 тыс. руб., Рп = 52,4 тыс. руб..
Задача № 5. Тп = 224,4 тыс. руб., Вп = 277,0 тыс. руб., Рп = 224,0 тыс. руб..
Раздел III. Экономические ресурсы организации (предприятия).
Тема 3.1. « Имущество и капитал организации (предприятия).
План:
1.Уставный капитал.
2.Имущество предприятия.
1. Уставный капитал представляет собой сумму денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия. Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется при государственной регистрации предприятия в его учредительных документах.
Минимальный размер уставного капитала регламентируется законодательством:
- в открытом АО он не может быть менее 1000 МРОТ;
- в закрытом АО и ООО – не менее 100 МРОТ.
Максимальный размер уставного капитала законодательством не регламентируется.
В оплату уставного капитала могут поступать денежные и имущественные взносы.
К имущественным взносам относятся:
1) здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие мат.ценности;
2) имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т.п.);
3) интеллектуальная собственность;
4) ценные бумаги;
5) средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).
Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость предприятию, служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами. Т.о. уставный капитал выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг, согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.
2. Имущество предприятия – совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности.
К материальным активам относятся: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция.
К финансовым активам относятся: кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.
Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию предприятия, пакеты документов, ноу-хау и иные виды интеллектуальной собственности, авторские права на пользование ресурсами.