Файл: Методические указания к проведению практического занятия по дисциплинам "Экология", "Экология Курского края" курск 2003.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА
методические указания к проведению практического занятия
по дисциплинам “Экология”, “Экология Курского края”
КУРСК 2003
Составитель: В.М. Попов, В.В. Юшин
УДК 62:784.433
Рецензент
Кандидат биологических наук, доцент кафедры охраны труда и окружающей среды В.А.Жидеева
Круговорот углерода: Методические указания к проведению практического занятия по дисциплинам “Экология”, “Экология Курского края”. Курск. гос. техн. ун-т; Сост. В.М. Попов, В.В. Юшин. Курск, 2003. 15 с.
Излагаются сущность круговорота углерода, влияние на него деятельности человека.
Работа предназначена для студентов всех специальностей.
Ил. 3 , Табл. - , Библиогр.: 4 назв.
Текст печатается в авторской редакции
ЛР №020280 от 09.12.96. ПЛД №50 - 25 от 01.04.97.
Подписано в печать .................... формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л.1,0. Уч. изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ .........
Курский государственный технический университет.
Издательско-полиграфический центр Курского государственного технического университета. 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.
Цель занятия:
-
изучить круговорот углерода; -
проследить различные пути гипотетического атома углерода из атмосферы через различные организмы и обратно в атмосферу.
Общие положения
В настоящее время биогенные элементы земной коры охвачены глобальными и локальными круговоротами, причем движущей силой являются сами живые организмы. Наиболее значимыми для функционирования биосферы являются круговороты углерода, кислорода, азота, серы, форсора.
В биологическом круговороте углерода участвуют только органические соединения и диоксид углерода.
Фонды углерода в биосфере обширны. Основная его масса аккумулирована в карбонатных отложениях дна океана (1,3 1016 т), в кристаллических породах (1 1016 т), каменном угле и нефти (0,34 1016 т). В атмосфере углекислого газа сравнительно немного (1,3 1012 т), менее 1/10000 общего запаса углерода. Аккумулированный углерод принимает участие в геологическом круговороте Земли. Влияние этого круговорота на краткосрочное функционирование экосистемы незначительно. Поэтому жизнь на Земле и газовый баланс атмосферы поддерживаются относительно небольшим количеством углерода, участвующего в малом круговороте. Фотосинтез и дыхание полностью комплементарны. Весь ассимилированный в процессе фотосинтеза углерод включается в углеводы, а в процессе дыхания весь углерод,
содержащийся в органических соединениях, превращается в диоксид углерода (рис.1).
Биологический круговорот углерода протекает по схеме: биоассимиляции углерода из атмосферы, водной или наземной среды растениями потребление органических соединений животнымиокисление органических веществ до углекислого газа в процессе дыхания и разложения отходоввозврат углекислого газа в атмосферу. Если принять за 100 % углерод, ассимилированный растениями в ходе фотосинтеза, то примерно 30 % возвращается в фонд атмосферного углекислого газа в результате дыхания растений, а остальные 70 % обеспечивают дыхание и продукцию животных, бактерий и грибов в растительноядных и детритных пищевых цепях. В на-
Рис.1. Круговорот углерода
земных экосистемах в круговорот вовлекается ежегодно 12 % содержащегося в атмосфере углекислого газа. Поэтому углерод сравнительно быстро циркулирует между атмосферой, гидросферой и живыми организмами. Время переноса атмосферного углерода равно примерно восьми годам. В связи с этим система круговорота атмосферного углерода очень чувствительна к внешним воздействиям.
На рис.2 показаны некоторые другие звенья круговорота углерода, учитывающие геологический круговорот. Например, некоторая часть планетарного углерода на длительные периоды связывается в форме ископаемых видов топлива – каменного и бурого угля, нефти, природного газа, торфа, битумных песков и сланцев, - процесс образования которых в литосфере длился миллионы лет. В таком виде углерод остается «связанным» до тех пор, пока не будет снова введен в атмосферу в форме углекислого газа, что происходит при добыче и сжигании минерального топлива.
В водных экосистемах углерод и кислород, соединяясь с кальцием, образуют нерастворимый карбонат кальция, из которого состоят раковины моллюсков и минералы. Когда моллюски умирают, они опускаются на дно, и их раковины погружаются в слой донных осадков.
Рис.2. Диаграмма других частей углеродного цикла, включающая последствия антропогенной деятельности
Возврат углерода из осадочных отложений в активный круговорот происходит чрезвычайно медленно на протяжении миллионов лет, путем растворения этих отложений в океанической воде и образования растворенного углекислого газа, который впоследствии может попадать в атмосферу. Расплавление горных пород в ходе длительных геологических процессов и при вулканических извержениях также приводит к выбросу углекислого газа в воздух и в воду. Кроме того, вертикальные движения земной коры могут поднимать блоки осадочных пород выше уровня моря, что приводит к образованию островов и целых материков, а также подвергает обнажившиеся карбонатные породы активным химическим реакциям с выделением углекислого газа.
Другой важной частью круговорота углерода (не показанной на рис.2) является анаэробное дыхание, происходящее без доступа кислорода. В ходе этого процесса различные виды анаэробных бактерий преобразуют органические соединения в газообразный метан. Такой тип дыхания встречается в основном в болотных экосистемах. Он может также наблюдаться на свалках, где происходит захоронение промышленных и бытовых отходов.
С середины ХХ в. ускорился процесс вмешательства человека в круговорот углерода:
- сведение лесов и другой растительности без достаточных лесовосстановительных работ, в связи с чем уменьшается общее количество растительности, способной поглощать СО2. Кроме того, дополнительные количества углекислого газа поступают в атмосферу при разложении порубочных остатков на лесосеках и при взаимодействии атмосферного кислорода с корнями и органикой из нарушенного почвенного покрова;
-
сжигание углеродсодержащих ископаемых видов топлива и древесины. Образующийся при этом углекислый газ попадает в атмосферу.
Содержание в атмосфере СО2 значительно увеличилось и продолжает расти. Такое положение вызывает серьезную озабоченность, так как нарушается сложившееся в природе энергетическое равновесие. СО2 является парниковым газом (способным поглощать инфракрасное излучение), в связи с чем, увеличение его содержания в атмосфере приводит к появлению проблемы “глобального потепления”. Ученые предсказывают, что этот углекислый газ вместе с другими летучими техногенными выбросами может в ближайшее десятилетия вызвать потепление земной атмосферы и тем самым нарушить процесс производства продуктов питания.
Задание
Проследить путь атома углерода в ходе круговорота.
Порядок проведения работы.
1. Изучить схему на рис.3, на которой представлены элементы экосистемы, в которые может попадать атом углерода в ходе круговорота, и инструкцию к ней.
2. Провести первый цикл углерода. Принять, что атом углерода входит в состав молекулы СО2 в атмосфере. По очереди, подбрасывая монеты, продвигать атом углерода в соответствии с тем, что выпадет, на позиции, указанные в приводимой инструкции. При этом отмечать позицию и что означает каждая позиция. Перемещение атомов не соответствует порядку номеров, а происходит случайно в зависимости от того, как упадут монеты. Когда атом возвратится в атмосферу, цикл углерода завершён.
Пример цикла:
Атом С в сос- ОР Атом С в лис- РР Атом С в мо-
таве СО2 поглощение те растения фотосинтез лекуле сахара
ОР Атом С в сос- РР Атом С в РР Атом С в сос-
п оглощение таве ткани отмирание детрите окисление таве СО2
3. Аналогично провести еще четыре цикла.
4. Сделать вывод в каком цикле атом углерода:
а) «посетил» максимум различных организмов;
б) прошёл самый длинный цикл;
в) больше всего времени провёл в атмосфере.
Рис.3. Цикл углерода
Инструкция к проведению работы.
-
АТОМ УГЛЕРОДА ВХОДИТ В СОСТАВ МОЛЕКУЛЫ CO2 В АТМОСФЕРЕ.
Подбросьте две монеты.
Два орла (ОО) – Атом углерода не поглощается растением и остаётся в атмосфере до следующего хода.
Орёл – решка (ОР) или две решки (РР) – атом углерода поглощается листом растения. –Переход на позицию 2.
2. МОЛЕКУЛА CO2 С ВАШИМ УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ НАХОДИТСЯ В ЛИСТЕ РАСТЕНИЯ.
Подбросьте две монеты.
ОО. – Нет солнечного света! Фотосинтез не происходит. Молекула CO2 с Вашим углеродным атомом возвращается в атмосферу. – Переход на позицию 1.
ОР или РР. – Солнечный свет! Происходит фотосинтез. Ваш углеродный атом в результате включается в молекулу сахара. – Переход на позицию 3.
-
АТОМ УГЛЕРОДА ВКЛЮЧЁН В МОЛЕКУЛУ САХАРА В РАСТЕНИИ.
Подбросьте две монеты.
ОО. – Молекула сахара с Вашим атомом углерода окисляется в процессе клеточного дыхания, обеспечивающего растение энергией для роста. Углеродный атом возвращается в составе молекулы CO
2 в атмосферу – на позицию 1.
ОР или РР. – Молекула сахара с Вашим углеродным атомом превращается в молекулу, входящую в состав ткани растения. – Переход на позицию 4.
-
АТОМ УГЛЕРОДА ВКЛЮЧЁН В МОЛЕКУЛУ, ВХОДЯЩУЮ В СОСТАВ РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ.
Подбросьте монеты.
ОО. – Растение съедено животным. – Переход на позицию 5; подбросьте одну монету 2 раза и определите, какое это животное.
ОР или РР. – Часть растения отмирает; образуется мёртвое органическое вещество – детрит. – Переход на позицию 6.
5. ТКАНЬ РАСТЕНИЯ С УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ СЪЕДЕНА ПЕРВИЧНЫМ КОНСУМЕНТОМ.
Подбросьте два раза одну монету.
ОО. – Травоядное млекопитающее. – Переход на позицию 8а.
ОР. – Птица. – Переход на позицию 8б.
РО. – Насекомое. – Переход на позицию 8в.
РР. – Человек (возможно, Вы сами). – Переход на позицию 9.
6. АТОМ УГЛЕРОДА НАХОДИТСЯ В МОЛЕКУЛЕ МЁРТВОГО ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (ДЕТРИТА)
Подбросьте две монеты.
ОО или ОР. – Детрит съеден детритофагом или редуцентом. – Переход на позицию 10, и сыграйте ещё раз, чтобы определить, каким именно.
РР. – Пожар! – Переход на позицию 7.
-
МОЛЕКУЛА С УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ ОКИСЛЯЕТСЯ (СГОРАЕТ). КИСЛОРОД СОЕДИНЯЕТСЯ С УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ, И ТОТ ВЫСВОБОЖДАЕТСЯ В АТМОСФЕРУ В СОСТАВЕ МОЛЕКУЛЫ ДИОКСИДА УГЛЕРОДА. Немедленно возвращайтесь на позицию 1.
8 а, б, в. ТКАНЬ РАСТЕНИЯ С УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ СЪЕЛ ПЕРВИЧНЫЙ КОНСУМЕНТ.
Подбросьте две монеты.
ОО. – Молекула с углеродным атомом метаболизировалась, и он вошёл в состав соединения, образующего ткань тела консумента. – Переход на позицию 11б.
ОР. – Клеточное дыхание! – Переход на позицию 12.
РР. – Молекула с углеродным атомом не переварена; пройдя желудочно-кишечный тракт, она вышла наружу с фекалиями. – Переход на позицию 6.
9. ТКАНЬ РАСТЕНИЯ С УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ СЪЕЛ ЧЕЛОВЕК
Подбросьте две монеты.
ОО. – Молекула с углеродным атомом метаболизировалась, и он вошёл в состав соединения, образующего ткань человеческого тела. – Переход на позицию 11а.
ОР. – Клеточное дыхание! – Переход на позицию 12.
РР. – Молекула с углеродным атомом не переварена; пройдя через желудочно-кишечный тракт, она вышла наружу с фекалиями. – Переход на позицию 6.
10. МОЛЕКУЛА С УГЛЕРОДНЫМ АТОМОМ СЪЕДЕНА ПЕРВИЧНЫМ ДЕТРИТОФАГОМ ИЛИ РЕДУЦЕНТОМ.